Вход на сайт
Про диплом 17.11.2024
1739 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
uscheswoi_82 коренной житель
в ответ uscheswoi_82 17.11.24 11:53
Вот статья про высокомерие см. https://screensphere-co-uk.translate.goog/news/film-news/w...:
Почему высокоинтеллектуальные персонажи часто изображаются высокомерными?
Изабелла Вандермурен
Высокоинтеллектуальные персонажи часто изображаются высокомерными в художественной литературе, и этот выбор повествования имеет глубокие корни как в человеческой психологии, так и в создании драмы и конфликта. Классическими примерами такого подхода являются Шелдон Купер из «Теории большого взрыва» и Уолтер О'Брайен из «Скорпиона». Оба они блестящие, с зашкаливающим IQ, но они демонстрируют отношение превосходства, которое делает их высокомерными как для зрителей, так и для окружающих их персонажей. Возникает вопрос: почему эти персонажи, чей интеллект должен быть преимуществом, написаны таким образом, что они кажутся невыносимыми в социальных взаимодействиях? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно изучить, как повышенный интеллект влияет на самовосприятие и восприятие других, и как это намеренно используется в качестве повествовательного приема.
Шелдон Купер, с IQ 187, — физик-теоретик, известный отсутствием социального такта и постоянными заявлениями о превосходстве. Он не только считает, что он умнее большинства людей вокруг него, но и неоднократно демонстрирует это, поправляя других или отвергая их идеи как неполноценные. В одном из эпизодов он упоминает, что ожидает, что кто-то умнее его появится «через сотни лет», и что этот человек, скорее всего, будет киборгом. Это утверждение подчеркивает, почему многие высокоинтеллектуальные персонажи кажутся высокомерными: разрыв между когнитивным интеллектом и эмоциональным интеллектом.
Шелдон, как и многие высокоинтеллектуальные персонажи, испытывает трудности с установлением эмоциональной связи с окружающими его людьми. Эта разобщенность создает впечатление высокомерия, поскольку он не способен распознавать и подтверждать эмоции других. Вместо этого он ставит факты, логику и науку выше всего остального, что приводит его к игнорированию социальных взаимодействий как не имеющих значения или ниже его интеллектуального уровня. Например, он часто демонстрирует явное отсутствие эмпатии во многих ситуациях со своими друзьями Леонардом, Говардом и Раджем, относясь к ним как к интеллектуально неполноценным. В этом случае высокомерие отражает его мировоззрение, в котором ценность человека напрямую связана с его способностью обрабатывать сложную информацию.
Уолтер О'Брайен, с еще более высоким IQ 197, следует похожей дуге в «Скорпионе». С юных лет Уолтер выделялся своей гениальностью, вплоть до ареста в 11 лет за взлом NASA. Однако этот необычайный интеллект идет в сочетании с низким эмоциональным интеллектом (EQ), из-за чего его взаимодействие кажется грубым и бесчувственным. Он часто не может понять, как его слова или действия влияют на окружающих, часто непреднамеренно причиняя людям боль. Высокомерие Уолтера проистекает из его неспособности эмоционально связываться с другими, особенно в моменты сильного эмоционального напряжения, которые часто случаются во время миссий, которые выполняет его команда.
Эти два персонажа иллюстрируют общую тенденцию в художественной литературе: высокоинтеллектуальные личности часто изображаются высокомерными, потому что их когнитивные способности подчеркиваются за счет их межличностных навыков. Во многих случаях у них, кажется, нет времени или интереса к «мирским» вещам, таким как эмоции или тривиальные социальные взаимодействия. Для Шелдона общение рассматривается как бремя, что-то, что он должен терпеть, чтобы поддерживать минимальный уровень взаимодействия, но явно считает менее важным, чем его научные исследования. Он заходит так далеко, что навязывает строгие «правила поведения» окружающим, например, использование «ЗАБАСТОВ» против любого, кто не следует его указаниям. Когда кто-то достигает трех забастовок, он исключается из его социального круга на год, если только он не посещает лекцию, которую он читает о своих правилах поведения. Такой тип поведения воспринимается как высокомерие, потому что Шелдон игнорирует социальные нормы и навязывает свои собственные.
Уолтер, с другой стороны, постоянно разрывается между своей невероятной способностью решать сложные проблемы и своей трудностью в понимании эмоциональных нюансов других. Это создает образ человека, который, даже желая помочь, в конечном итоге оказывается бесчувственным и высокомерным в своих взаимодействиях. Он часто демонстрирует непоколебимую уверенность, особенно в ситуациях жизни или смерти, что можно рассматривать как превосходство. Его ум, всегда сосредоточенный на поиске наиболее логичного и эффективного решения, не учитывает эмоциональные потребности своей команды. Когда он не может предсказать эмоциональные последствия своих действий, Уолтера считают холодным, а отсутствие эмпатии усиливает восприятие того, что он считает себя выше других.
Другим фактором, способствующим такому изображению, является то, как художественная литература склонна создавать конфликт. Интеллект, когда он изображается как исключительный, может казаться угрожающим для тех, кто не разделяет тот же уровень познания. Аудитория и персонажи, окружающие Шелдона и Уолтера, часто интерпретируют их превосходный интеллект как личное оскорбление. Постоянно демонстрируя, что они быстрее, более аналитичны и лучше понимают сложные ситуации, эти персонажи создают разрыв между собой и другими. Эта интеллектуальная дистанция подпитывает идею о том, что они считают себя лучше, что Шелдон делает открыто, а Уолтер более тонко. Оба персонажа представляют двойственность между их интеллектуальным мастерством и тем, как другие воспринимают их поведение.
В основе этого вопроса лежит то, как эти персонажи видят мир и свое место в нем. Для Шелдона интеллект является высшей мерой ценности, и он не стесняется демонстрировать это всем, кого встречает. Он почти полностью игнорирует чувства других, делая свои комментарии часто оскорбительными и несвоевременными. В одном эпизоде его друзья даже замышляют его «убийство» из-за его высокомерного и сложного поведения. Неумолимая логика Шелдона ставит его в постоянный конфликт с другими, и высокомерие становится его естественной реакцией в ситуациях, требующих эмоционального понимания.
Уолтер, с другой стороны, имеет более интроспективный путь. Его высокомерие исходит из непоколебимой уверенности в своих способностях, но также и из глубокой внутренней борьбы. Его преследует инцидент в Багдаде, где его программное обеспечение было использовано при бомбардировке, которая привела к многочисленным жертвам. Это событие определяет большую часть его характера, поскольку Уолтер ищет искупления, спасая столько жизней, сколько было потеряно в трагедии. Несмотря на это, он сохраняет эмоциональный барьер, избегая глубоких связей с другими, что увековечивает образ высокомерия. Он считает, что, сосредоточившись исключительно на логике и разуме, он может избежать эмоциональных ошибок, но это только усиливает идею о том, что он считает себя выше других.
Шелдон и Уолтер, как и многие другие высокоинтеллектуальные персонажи в художественной литературе, описаны как высокомерные, потому что их интеллектуальные качества затмевают их эмпатию. Высокомерие возникает из-за трудности в балансировании когнитивной гениальности с эмоциональными реалиями человеческих отношений. Повышенный интеллект, когда он оторван от межличностных навыков, создает барьер, который заставляет этих персонажей казаться превосходящими и далекими. Это отсутствие баланса делает их истории более интересными, а их поведение более сложным, отражая напряжение между гениальностью и человечностью.
Если я кому-то отвечаю, это не значит что я ему симпатизирую, каждый остаётся при своём мнение
Дневник тяжелобольного инвалида