Вход на сайт
Самооценка и самоуважение
3995 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
Tiger-Orchidee местный житель
Самооценка
Хорошая самооценка - это рабочий инструмент, служащий, среди прочих инструментов личности, для добывания из реальности счастья.
Счастье можно рассматривать как высшую концентрацию энергии, и с нейрохимической точки зрения (уровень дофамина) и с экзистенциальной точки зрения (яркость и полнота бытия) и с физической точки зрения (оптимальный тонус всех систем организма: имунной, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой).
Самооценка играет в добывании счастья не последнюю роль. Более того, то, что мы субъективно воспринимаем как счастье (или несчастье), полностью зависит от нашей самооценки в данный момент. На самом деле, на счастье влияет не одна только самооценка, а все части эго и все внутренние ресурсы личности, но самооценка – это то, что мы ощущаем наиболее явно, и наше настроение (спонтанность) напрямую связано с ней.
Именно это заставляет большинство людей превращать самооценку из рабочего инструмента в культ. И став культом, самооценка перестает нормально работать.
Вот как это примерно выглядит.
Хорошая, то есть рабочая самооценка, должна быть реалистична. Это значит, что она должна, в целом, совпадать с оценкой людей. Да, оценка разных людей может быть разной, и все эти различия должна отражать хорошая самооценка. То есть самооценка должна отражать, например, что для нашей мамы мы не можем быть авторитетом, а являемся ребенком, любимый человек может считать нас божеством, на работе нас могут уважать или не уважать, а в незнакомой компании могут смотреть как на пустое место. Адекватная и реалистичная самооценка способна чувствовать себя нормально при любых условиях, признавая и учитывая различные оценки людей.
При всей реалистичности хорошая самооценка должна быть достаточно независимой и стабильной. Это значит, что признавая и принимая любые оценки людей, позволяя себе видеть эти оценки такими, какие они есть, не искажая реальность, и строя на основе этих данных свою жизненную стратегию, человек тем не менее должен иметь достаточно автономный и стабильный образ себя (но все реальное - очень стабильно, в отличие от иллюзорного).
Достаточно автономный – это не значит полностью автономный. Полностью автономной самооценка не может быть, даже у человека, который закрылся от мира шатром иллюзий, и уж тем более у того, кто с этим миром активно взаимодействует, обменивается и все время открыто контактирует. То есть самооценка должна и может меняться, но не напрямую от любой чужой оценки, а опосредованно, через собственную оценку чужой оценки и всех остальных обстоятельств. Как пища, в идеале не попадает сразу в кровь, а проходит через систему пищеварения, так и чужие оценки должны быть подвергнуты обработке, и усвоено только самое ценное. Но ценное - не значит приятное, а значит полезное для развития и роста.
Между оценкой окружающих и самооценкой должны стоять надежные фильтры, которые помогают оценить поступающую информацию, протестировать, изучить и то, что в ней есть важного, усвоить. Это называется – достаточно независимая самооценка, которая обеспечивает стабильность, то есть самооценка не прыгает туда-сюда от любого косого взгляда, а меняется в зависимости от объективных изменений: например, мы можем решить, что делаем что-то хорошо не когда нас кто-то похвалил, даже и авторитетный, а когда мы получили достаточно доказательств тому, что действительно наши навыки достигли стабильно высокого уровня.
Точно так же от одной единственной негативной критики или даже от потока ее, при хорошей самооценке мы не утратим тут же сформированное мнение о том, что нечто мы делаем хорошо, а внимательно проверим, как дело обстоит на самом деле, почему нас критикуют, действительно ли мы деградировали или дело в чем-то другом. И обычно дело в чем-то другом, ведь мы сформировали самооценку из реального материала, а не из иллюзий. То есть независимая, но здоровая самооценка, не закрывается от оценки окружающих, но правильно ее фильтрует, и всегда решающим остается свой собственный вердикт, учитывающий все обстоятельства.
С независимой и стабильной самооценкой не стоит путать самооценку, защищенную броней иллюзий превосходства. Может показаться, что эти явления похожи, самооценка в броне не реагирует на критику, и человек иногда создает впечатление очень сильной и уверенной в себе личности. На самом деле, такая самооценка является плохим инструментом, а является как раз культом.
Дело в том, что самооценка для нашей личности – это, по сути, финансовый отдел, который отпускает средства на деятельность, точнее ставит печать и подпись, а банк энергии через спонтанность снабжает нас энергией. Буквально «я молодец» вызывает прилив энергии, кайф и бодрость духа, поскольку мозг рассматривает это как сигнал «у нас отличные продажи», если перевести это на бизнес-язык, или просто «победа!» Победа – ок, значит личность движется в верном направлении. Так думает мозг и снабжает человека энергией.
Когда же самооценка по какой-то причине падает и человек думает «я лох» или «я проиграл», его посещает либо агрессия, чтобы он, по возможности, вернул проигранное, либо уныние, если вернуть нельзя, энергия падает, человек переживает. Мозг не хочет спонсировать и поощрять проекты, которые привели к краху. Человек сидит без энергии, точнее на жесткой экономии, либо старается добыть ее в другом месте, если есть где.
Именно эта схема становится причиной того, что очень многие люди вместо того, чтобы работать над более эффективной стратегией, а проигрыши встречать спокойно, начинают жульничать и подкармливать свою самооценку иллюзиями, а так же скрывать от нее реальные промахи.
В идеале самооценка не должна ни быстро взлетать, ни резко опускаться, то есть никаких взрывов эйфории или падений в пропасть, сильная личность не испытывает, она находится в довольно устойчивом и приподнятом состоянии духа, энергии у нее всегда достаточно, состояние довольно стабильно. Это не значит, что она не ощущает счастья или горя, но то и другое проживаются ею, а не охватывают ее. То есть она остается больше, чем ее чувство, тогда как слабая личность буквально проваливается в поток, что эйфории, что страданий, и не может им сопротивляться. Именно поэтому она все время боится второго и хочет вечно находиться в первом.
По сути это та же самая схема, что и употребление наркотиков - ограбление энергетического банка посредством того, что человек хочет получать кайф не за развитие себя и социума, как это предусмотрено эволюцией его мозга, а покупая наркотик. Здесь человек хочет получать кайф не за реальную работу, а просто так, поэтому он решает оценивать себя сам, и всегда оценивает положительно, по сути подкупает приемную комиссию, и всегда ставит себе высший балл, надеясь таким нехитрым способом получать от финансового отдела бесперебойный бюджет.
Из-за того, что самооценка перестает быть инструментом, частью компаса эго, который должен правильно ориентировать личность на самую полезную и эффективную деятельность, а превращается в рычаг добывания кайфа, ее инструментальные функции деградируют, она уже ничего не может нормально оценить, и дать реалистичный прогноз.
Между личностью и социумом (социум – это весь круг ресурсов: и друзья, и семья, и любимый, и знакомые, и коллеги, и начальство, даже авторы книг, которые пишут нечто противоречащее идеям этой личности, весь окружающий мир, даже олицетворенная природа и Бог) усугубляется конфликт. Чтобы скрыть и нивелировать этот конфликт, требуется все больше иллюзий собственного превосходства и обесценивания мнения мира. Рождаются теории заговора. Мир наполняется паразитами и хищниками, которые хотят отобрать себе ресурсы (хотя их невозможно отобрать, но в воображении таких людей – легко).
Чем хуже обстоят дела с реальными ресурсами, тем больше требуется лжи для поддержания своей самооценки в самодовольном состоянии.
Как правило, такие люди не представляют себе, как выглядит самооценка сильной личности, которая одновременно и очень реалистична, и открыта миру и готова принять любую оценку этого мира с интересом, но и не валится в глубокую яму каждый раз, когда мир ее не похвалил почему-то. Человек с раскормленной иллюзиями и защищенной броней самооценкой знает только одну альтернативу: яма. Он вынужден защищать свое Я от мира, потому что если он перестанет защищать, он тут же почувствует свою ничтожность и не переживет этого.
Когда такому человеку говорят, что выход из его тупика – через смирение и скромность, он пугается. Ему кажется, что хищники предлагают ему добровольно прошествовать в яму и погибнуть там, уступив им свое место под солнцем. Стоит ли говорить, что место под солнцем уступить невозможно, да и нет никакого места у подобного иллюзиониста, он и так сидит в яме, фактически, хотя его самооценка витает в облаках. Но действительно, когда в яму шмякнется и самооценка тоже, человек может этого не пережить, и это опасное мероприятие.
Поэтому и смирением, и скромностью следует пользоваться правильно и осторожно. Сокращать обжорство нужно, то есть нужно прекращать есть сладости круглые сутки, но главное – качать мышцы, то есть ресурсы. Когда мышц станет больше, жир будет гореть быстрей. То есть главный упор нужно делать на силовые, если хочется привести свою самооценку в норму, но и про осторожную диету не забывать. Силовые в данном случае – прокачка ресурсов, любая реальная деятельность, где можно получить реальный результат. Диета – сокращение иллюзий собственного превосходства над другими, та самая скромность и смирение.
Смирение и скромность – это немного разные вещи. Скромность – это отказ выставлять все свои достоинства напоказ, отсутствие стремления получать похвалы и славу. Не выставлять напоказ не означает – прятать, это уже перебор. Заметили, значит заметили, похвалили, ладно, пришла слава, это хорошо, но акцентировать на этом, добиваться этого, наслаждаться этим, мечтать об этом и превращать это в главное не следует. Вести себя скромно под силу только людям с довольно устойчивой самооценкой, они неплохо чувствуют себя даже тогда, когда их не замечают, им достаточно того, что они заняты делом, в которое они верят, однако даже скромные люди хотят получать результат труда и его положительную оценку значимыми людьми, просто предпочитают реальные результаты, реальную полезность и реальную востребованность пустым словам и безудержным эмоциям. А нескромные люди наоборот. Они хотят все время слушать про то, какие они чудесные, поэтому постоянно добиваются этого, и чувствуют себя очень голодно и пусто, когда их не хвалят и ими не восхищаются, хотя бы на словах.
Смирение – это приближение своего эго-идеала (некого проекта самооценки будущего) к реально достигнутому. Если эго-идеал человека много ярче и мощнее, чем его настоящая идентичность, говорят, что у человека очень большие амбиции. Большие амбиции – это тоже иногда неплохо, когда у человека достаточно сил, чтобы не обломаться в своих притязаниях. В идеале структура самооценки должна быть достаточно гибкой, то есть наращивать обороты амбиции, когда человек стремится чего-то достичь, но и обладать смирением принять то, что он изменить не может, чтобы не тратить много энергии на стресс и не строить защитные иллюзии.
Смирение – отличный способ избежать болезненного падения самооценки без иллюзий. Однако, если смирение достигается за счет фрустрации, то есть отказа от желаний и притязаний, то это не смирение, поскольку смирять нечего, никакого буйного духа у человека уже нет, дух его вялый и почти уже дохлый, как загнанная лошадь. То есть для хорошего смирения нужна пылкая и сильная душа, которая такой и остается, только тогда это может выглядеть как одухотворенность, согласие поставить любовь к мировому закону выше собственных амбиций, согласие признать некую мудрость и руководство судьбы. Но тема эта непростая и неоднозначная, в ней одно легко принять за другое, нечто очень плохое за хорошее, поэтому следует соблюдать осторожность, когда вдруг кажется, что вы стали смиренней. Возможно, это просто апатия или трусость.