История.
Длительная оккупация Россией стран, которые входили в зону влияния Российской империи, а позже Советского союза, вывела русский язык в статус международного, закрепив у россиян уверенность в том, что их везде должны понимать.
Вместо этого у европейского сообщества сформировалось убеждение, что достаточно знать русский, чтобы понимать всю восточную Европу.
Этим активно пользовалась Россия, распространяя пропагандистские нарративы на весь мир.
Язык для россиян стал одним из маркеров территории: если здесь говорят на русском, то они буквально расценивают эти земли как свою территорию, а значит, по их мнению, имеют право вторгаться туда и устанавливать собственные правила.
— В 2021 году была перепись населения Украины: людей спрашивали, какой язык они считают родным. И если по этому опросу построить карту, то 90 % территорий, где часть населения считала родным русский, сейчас оккупированы.
Мы видим, что языковая граница почти полностью (+/- 20 км) соответствует линии фронта.
И что наши войска защищают нас с такой же силой, как и украинский язык.
Он дополняет, что в 2012 году количество украинского языка в публичном пространстве начало стремительно уменьшаться. В частности, исчезли ноутбуки с украинской раскладкой. Был принят закон Колесниченка-Кивалова (действовал с 2012 до 2018 года), который фактически ставил украинский язык на уровень второстепенного.
Святослав говорит: тогда почувствовал, что тогдашняя власть стремилась законсервировать ментальность Украины как колонии России, с этим надо было бороться.
Ведь сначала империи подминают культуру народов, а следом приходит армия.
В начале 2000-х Львов был одним из немногих городов, где можно было целиком погрузиться в украиноязычное пространство. Именно в эти года в городе случилась трагедия, тесно связанная с языковым вопросом. Украинского композитора Игоря Билозира убили в одном из местных кафе.
Людям за соседним столиком не понравилось, что народный артист с друзьями поет украинские песни.
Их пение глушили российский «блатняк», который слушали посетители кафе. Словесную перепалку остановили правоохранители, а когда все разошлись, на композитора с его товарищем, которые уже шли домой, напали неизвестные.
Игоря забили до смерти. На его похороны пришло более 100 тыс. людей.
Убийцы были наказаны, однако это событие надолго закрепило чувство, что за украинский в Украине можно умереть (!).
В период советской оккупации (1944-1991) Львов был заселен большим количеством семей российских военных, в том числе представителей НКВД.
Тогда Львов на долгие годы стал преимущественно русскоговорящим, но уже с 60-х годов XX ст. жители ближайших населённых пунктов переехали в город, вернув Львову родной украинский язык.
Самым главным центром российской диаспоры было Общество имени А. Пушкина, которое действовало с 1996 до 2017 года.
За стенами российского центра регулярно обсуждали необходимость восстановления Российской империи и ставили под сомнение существование украинской нации. Бюст Пушкина на фасаде сооружения был хорошим прикрытием для антиукраинской деятельности центра, ведь деятелей культуры не воспринимали как тех, которые как-то могут навредить государству.
Сегодня же в обновленном здании — ветеранский хаб «Дом воина». Тут ветеранам и их семьям предоставляют социальную, юридическую и психологическую помощь, а также воплощают в жизнь разнообразные молодёжные проекты. От Пушкина на фасаде не осталось и следа.
На протяжении последних 400 лет Россия совершала лингвоцид украинского языка.
Валуевский циркуляр 1863 года фактически полностью уничтожил украиноязычное книгоиздательство, надолго затормозив развитие украинской литературы. Эмский указ 1876 года ещё больше всё сковал, запретив использовать украинский язык во всех общественных местах (театр, церковь, музыка и т.д.), а ещё практически полностью запретил выдавать и ввозить книги на украинском.
— Столько лет навязывали кацапский язык, что своего уже не помню.
— Тоже хочу начать говорить на украинском, но стесняюсь, — подхватывает женщина рядом.
Ещё в ХІХ ст. австрийский писатель, литературовед и переводчик Карл Эмиль Францоз (родом из Галичины, 10 лет прожил в Украине) описывал Одессу как европейский город.
По его словам, там можно было встретить представителя любой этничности.
В частности, на улицах города часто было слышно именно украинский язык и песни: «Гей, козацтво! Гей, козацтво! Чуєш клич свого гетьмана?..
Так поют они боевую песню, с которой когда-то их родители отражали нашествие смертельного врага».
Францоз говорил об украинцах как о нации, которая больше всего страдает от агрессии соседних стран. Прежде всего, от Российской империи.
Уже в ХХ ст. услышать украинский язык в Одессе было почти невозможно. Созданный советской властью стойкий стереотип — «все, кто говорит на украинском — это люди из села, а настоящие горожане русскоязычные» — работал на отлично.
Однако попытки противодействовать тотальной русификации, конечно, были. Например, ещё с 2009 года ко Дню независимости проходит фестиваль украинской культуры «Вышиванковый фестиваль», с 2016 года устраивают городской детско-юношеский фестиваль-конкурс украинской песни «На крыльях песен — от старины до современности» и т.д.
Сегодня же, после полномасштабного вторжения, Одесса становится всё более украиноязычной. В этом горожанам помогают разные разговорные клубы, некоторые из них появились именно после 24 февраля.
— Вот снесёте вы Екатерину, и что вместо неё?! — одесситка отвечает вопросом на вопрос о необходимости сноса памятника российской императрице в центре города. Екатерина II — историческая фигура, которая вызывает у одесситов ярые противоречия.
Российская царица немецкого происхождения планомерно уничтожала украинскую идентичность: ликвидировала козачество, превратила украинцев в крепостных, переписала украинскую историю и запретила культуру. К тому же, Екатерина II никогда не была в Одессе и умерла через два года после захвата города украинскими козаками.
Образ Екатерины II всё ещё активно эксплуатируют российские пропагандисты.
Памятник царице появился в Одессе в 1900 году. Через 20 лет его демонтировала советская власть.
Восстановили постамент только через 87 лет — в 2007 году.
Интересно, что именно в этом году Путин произнес свою известную Мюнхенскую речь, в которой он фактически объявил курс на конфронтацию с Западом и желание восстановить Российскую империю.
К слову, в этом же году в Киеве был установлен памятник российскому писателю украинофобу Михаилу Булгакову.
Через год Россия нападёт на Грузию, а ещё через шесть лет — на Украину.
Тем временем памятник российской императрице до сих пор стоит в Одессе как маркер имперских посягательств.
«Памятниковый вопрос» — актуален не только для Одессы, но и для всей Украины, где множество ещё таких артефактов имперского и советского прошлого.
Вследствие многолетней колониальной политики РФ касательно Украины бывает сложно чётко определить, что именно в советском искусстве было украинского, а что российского.
В советские времена украинская культура оказалась в условиях планомерного истребления: любые национальные отличия стремились просто стереть, русифицировать.
Россия, которая столетиями притесняла украинскую культуру, насаждая мысль о её неполноценности перед всем миром, и перед самим украинцам, частично достигла цели.
Истребление представителей украинской интеллигенции и их достижений, системные попытки русификации все уровни жизни украинцев, к сожалению, сделали своё.
Ещё до 2014 года в украинском обществе сохранялся миф о величии российской культуры.
И хотя Украина больше всего пострадала от такой агрессивной колониальной политики, это не означает, что культура других стран — в безопасности. Начав полномасштабную войну, РФ наконец показала миру свои настоящие намерения и методы, которыми «Великая Россия» скроила .
Кенселинг российской культуры — это элемент самозащиты каждой страны, на чью самобытность посягает Россия,
Болезнь российского. империализма пытается распространиться — в наших силах её ликвидировать.