Китай.
В этом же будущем каждое ваше действие отслеживается и анализируется AI-системами. Каждое сообщение, каждый запрос, каждый взгляд на камеру — всё становится частью вашего цифрового профиля.
Любое отклонение от "нормы" мгновенно фиксируется и корректируется.
Вы больше не представляете ценности как работник — AI справляется лучше.
Вы больше не нужны как избиратель — AI точнее моделирует общественные потребности. Ваше мнение больше не важно — AI эффективнее управляет обществом.
Фантастика? Не совсем.
В Синьцзяне уже сегодня AI-системы отслеживают каждый шаг уйгуров: от покупки молитвенного коврика до общения в мессенджерах.
Камеры с распознаванием лиц на каждом углу.
Обязательные приложения на телефонах ищут "идеологические вирусы".
Тотальный контроль уже здесь, просто пока в локальном масштабе.
А теперь представьте AI радикально более мощный, чем существующие системы. AI, который превосходит нобелевских лауреатов в их областях.
Который может не просто отвечать на вопросы, но автономно работать неделями над сложными задачами.
Который может управлять реальным оборудованием, проводить эксперименты, создавать новые технологии.
И таких систем — миллионы, работающих в сотни раз быстрее человека.
Это то, что многие считают, что он появится уже в ближайшие годы.
Исторически права и свободы индивида основывались на простом факте: крупные структуры (государства) нуждались в людях.
Как в рабочей силе, как в солдатах, как в налогоплательщиках, как в источнике легитимности власти.
Что произойдёт, когда эта потребность исчезнет ?
Когда искусственный интеллект сможет заменить человека практически во всём ?
Powerful AI может разрушить традиционные механизмы защиты прав личности, и почему привычные решения вроде базового дохода или демократического контроля могут оказаться иллюзорными.
Главное — есть ли способ избежать цифрового тоталитаризма в мире, где человек больше не является необходимым элементом системы.
Сегодня права личности кажутся чем-то естественным. Право на жизнь, на свободу, на собственное мнение — это базовые ценности современного мира.
Но так было не всегда. Путь к этим правам — это история того, как человек становился всё более ценным для системы.
В средневековье крестьянин был просто частью земли, которой владел феодал.
Но развитие городов создало новую реальность: ремесленник, в отличие от крестьянина, мог уйти со своими навыками в другой город.
Впервые человеческий капитал стал мобильным, а значит — ценным. Города конкурировали за мастеров, давали им привилегии.
Так родились первые свободы.
Промышленная революция сделала следующий шаг: массовое производство требовало массового работника.
Но машины требовали грамотного обслуживания, а грамотный рабочий мог читать не только инструкции, но и политические памфлеты.
Более того, концентрация рабочих на фабриках создала новую силу — профсоюзы.
Внезапно оказалось, что игнорировать мнение масс стало опасно.
Наконец, переход к экономике знаний сделал человеческий капитал ключевым фактором производства.
Программист, учёный, инженер — их невозможно заменить просто "рабочими руками".
Креативность, способность к инновациям, умение решать нестандартные задачи стали критически важны для развития.
Каждый из этих этапов усиливал позиции индивида в его отношениях с властью.
Человек стал слишком ценен, чтобы его можно было просто игнорировать.
Даже самые жёсткие режимы XX века вынуждены были считаться с необходимостью получить хотя бы формальную поддержку населения.
Но что произойдёт, когда искусственный интеллект сможет заменить и ремесленника, и рабочего, и солдата, и программиста ?
Когда креативность и инновации станут прерогативой AI ?
Впервые в истории человечество сталкивается с перспективой тотальной потери своей инструментальной ценности для системы.