Deutsch

Рождественский Пост и Рождество

31.12.07 13:10
Re: Рождественский Пост
 
Васильевна свой человек
Мир дому сему!
Мы стоим на пороге следующего новолетия.
Хочу предложить прочитать статью прот.Александра (Настоятель храма Богоотец Иоакима и Анны УПЦ (МП) о встрече Нового года.
************
Новый год и Рождественский пост
Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: ╚Во что одеваться в год рыжей мыши?╩ или ╚С кем знакомиться в ближайший год петуха?╩ Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.
Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи радио и телебеседы будет иного плана: ╚Как встречать Новый год в Рождественский пост?╩ Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют, чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что ╚неверный в малом и в великом неверен будет╩.
Возможно ли сочетание того и другого?
Ведь с одной стороны в Правилах╩ Православной Церкви: ╚Аще кто прийд╦т на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разреш╦нное, и тем лишь спразднует отлучен да будет┘╩, а с другой, апостольское: ╚Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога╩ (Рим.14:5-7).
Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное, посещение и поздравление неверующих родственников с, отнюдь, не скоромной трапезой, и необходимость выполнения постовых предписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане, и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих, обязательно с подарками придет?
Позволю себе не согласиться с весьма уважаемым пастырем и прекрасным проповедником отцом Дмитрием Смирновым, который предлагает следующий выход: ╚Если не хотите обижать неверующих домашних - начните пост на неделю раньше. Нужно сохранять трезвый взгляд. Самое существенное √ любовь╩. Любовь действительно √ ╚самое существенное╩, но ведь пост тоже выражение любви, причем любви к Богу. Менять веками установленные ╚рамки╩ поста, значит идти на поводу протестантов, где благочестивые традиции не в чести.
Говорить же сегодня о переносе даты начала поста или Рождества, сколь бы не были аргументированы эти предложения, изначально нет смысла. 7 января, то есть 25 декабря по старому стилю, было и останется православным Рождеством. В то же время игнорировать государственный праздник, да еще и повсеместно любимый, значит поставить себя в маргинальную позицию и что еще хуже √ впасть в грех осуждения и превосходства. За негативными последствиями подобного отношения далеко ходить не надо. Вот одно из мнений, которое было высказано в моем интернет-блоге, когда обсуждалась эта тема:
╚Новый Год это пародия на Рождество Христово. Известно, что греческое слово "антихрист" означает не только "противо-Христос", но и "прежде-Христа". Значит, неправославный светский праздник, пародирующий Рождество Христово и предшествующий ему, заставляющий простых людей нарушать как постный режим, так и покаянное настроение поста - хлопушками, огоньками, салатами оливье и пенистым шампанским - является "антихристовым" в чистом виде╩
Ни много ни мало √ все те, для кого Новый год праздник, отправлены в воинство врага рода человеческого. Последователи столь одиозной позиции, отнюдь не маргинальны и редки. Некоторые православные издания осуждают новогодне-рождественские поздравления, направляемые священноначалием государственным структурам и руководителям, негативно воспринимаются благотворительные мероприятия Церкви, если они приурочиваются к новогодним дням. Приводится масса ╚доводов╩, о ╚неправославном╩ происхождении Нового года, о языческом культе Деда Мороза и Снегурочки и т.д.
Неудивительно, что некоторые не в меру ретивые хранители ╚преданий старины глубокой╩ вносят в перечень несомненных грехов новогодний фейерверк, елочные украшения и маскарадные костюмы, причем страдают от этого, прежде всего, дети.
Скажите, как отнесется в будущем к Православию и церкви ребенок или подросток, который видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от ╚воцерковленных╩ родителей лишь запреты, упреки и осуждение?
Несомненно, каждый праздник должен быть благочестив и не нести собой греховное начало. Необходим принцип: ╚что чрез меру то от лукавого╩. Ведь не секрет, что нынче любое торжество обязательно сопровождается усиленным потреблением напитков отнюдь не способствующих нравственному началу.
╚Ты что, уже с утра празднуешь?╩ - стало повсеместной фразой, как, впрочем, и сверх бойкая торговля спиртным в преддверии любых общих торжеств. Сочетание понятия ╚праздник╩ с неудержимым разгулом √ беда давняя, но бороться с ним лишь запретными мерами √ себе же во вред. Принцип: ╚запретный плод сладок╩ - срабатывает всегда.
Искать же где-то на стороне, в иных конфессиях или религиозных верованиях принцип симфонии народного или государственного праздника с православной традиций не надо. Он у нас у самих присутствует.
Все мы прекрасно знаем, что, например, праздник Рождества Иоанны Предтечи установлен церковью в день древнего торжества Ивана Купалы. Установлен промыслительно и с совершенно четкой целью: лишить этот день языческого содержания. И ведь это удалось. Несмотря на прыжки президентов некоторых постсоветских стран через костер, Иван Купала стал лишь этнографическим событием, да костюмированным маскарадом.
Шествуя путем фарисейского буквоедства, мы отбиваем у близких, и неблизких, всякую охоту и стремление перешагнуть церковный порог. Более того, совершенно не берется в учет и отбрасывается указание апостола Павла, что ╚Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем╩ (1Кор.8:8).
Смысл поста не в том, что бы не съесть чего то скоромненького заключается. В ином он, смысл этот - в памяти, что пред Богом ходим. Боюсь, что не радуем мы Божью любовь своей насупленностью, запретными мерами и стремлением создать из себя праведников-надсмотрщиков, которые свысока и с осуждением наблюдают за праздником большинства наших близких. ╚Любовь √ выше поста╩ - говорил святитель Тихон Задонский. Не понимать этого, значит шествовать по пути тех, кто сегодня закопал себя в Пензенской области в яму и с гордостью кричит чрез земляную дыру о своей праведности и ╚истинноправославности╩.
Надобно служить другим, а не заниматься самим собой. Если из за твоего поста плачет ребенок, то в будущем, как бы ты не старался, он не будет прихожанином православной Церкви, а твои родные между собой, что бы ты не слышал (они ведь тебя любят) обязательно сделают вывод: ╚Вот до чего попы довели╩.
Рождественский пост √ установление святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деле нашего личного спасения, но не будет ╚толку╩ в деле собственного духовного совершенствования, когда пост наш принесет горе и озлобленность.
Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова.
Как?
Да очень просто.
Помните: ╚Вот и дедушка Мороз, он подарки нам принес╩? А разве святитель Николай подарки нужные не дарил? Загнали мы нынешнего Деда Мороза в Лапландию, а он то, скорее всего с Николая Чудотворца списан. Или елочные новогодние гирлянды, они нынче в конце декабря замигают разноцветьем, именно тогда, когда звездочка Вифлиемская в преддверии Рождества зажглась. Детские хороводы (да и взрослые тоже) пред елкой √ чем же они хуже ангельского пения ╚Слава в Вышних Богу╩? Или в словах руководства государственного в предновогодних обращениях не слышится просьбы: ╚и на земле мир и в человецех благоволение╩?
Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям. Главное, что бы в меру все, по тому определению, которое преподобный Амвросий Оптинский: "Смотри, Мелитона, - держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона".
Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, а в нашем граде молебные пения в храмах и этой ночью совершаются, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем, смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.
Вместо же мирского тоста, рекомендую вот эти слова митрополита Антония Сурожского прочесть:
╚Новый год перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное - потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое - чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.
Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас - во всем мире - любовь, свет, радость╩.
И это будет по православному!
 

Перейти на