Deutsch

Знаете ли вы, что -

09.02.08 23:36
Знаете ли вы, что -
 
Jascha знакомое лицо
Jascha
На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа Христа - ╚Спас Мокрая брада╩ - изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик┘
Спас Нерукотво́рный (также Спас Нерукотворе́нный; от Спаситель + калька с греч. Αχειροποίητος - не-руками-сделанный), чудотворный Мандилио́н (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύας - ╚убрус, плащ╩) - особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице).
Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII века http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/78/Christos_Acheiropoietos.jpg
О происхождении реликвии, послужившей источником иконографии, существуют две группы легенд.
Восточный вариант легенды
Восточный вариант сказания о Нерукотворном образе прослеживается в сирийских источниках с IV в. Нерукотворный образ Христа был запечатлен для царя Эдессы (Месопотамия, современный г. Урфа, Турция) Авгаря V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой.
Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, а в 787 г. Седьмой Вселенский собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. 29 августа (нов. ст.) 944 г. образ выкуплен у Эдессы императором Константином VII Багрянородным и торжественно перенесён в Константинополь, этот день вошел в церковный календарь как общецерковный праздник. Реликвия была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 г., после чего утеряна (по преданию, корабль, перевозивший икону потерпел крушение).
Наиболее близкими к первоначальному образу считаются Мандилион из храма Сан-Сильвестро ин Капите находящийся сейчас в капелле Санта-Матилда Ватикана и Мандилион, с 1384 г. хранящийся в церкви Св. Варфоломея в Генуе. Обе иконы написаны на холсте, укреплены на деревянныых основах, имеют одинаковый формат (приблизительно 29x40 см) и закрыты плоским серебряным окладом, прорезанным по контурам головы, бороды и волос. Кроме того о виде первоначальной реликвии могут свидетельствовать створки триптиха с утраченным ныне средником из монастыря св. Екатерины на Синае. По наиболее смелым гипотезам, средником служил ╚оригинальный╩ Спас Нерукотворный, присланный Авгарю.
Западный вариант легенды
Западный вариант легенды возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая ╚плат Вероники╩ хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). В западной иконографии отличительная особенность изображений ╚Плат Вероники╩ - терновый венец на голове Спасителя. В честь ╚Плата Вероники╩ в своё время называлось ныне отменённое созвездие.
Версия связи образа с Туринской плащаницей
Существуют теории, связывающие Нерукотворный образ Спасителя с другой известной общехристианской реликвией - Туринской плащаницей. Плащаница представляет собой ростовое изображение Христа на холсте. Выставляемый в Эдессе и Константинополе плат с изображением лика Спасителя, согласно теориям, мог быть плащаницей, сложенной несколько раз, таким образом, оригинальная икона могла быть не была утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и обретена в Турине. Кроме того, один из изводов Нерукотворного Образа - ╚Спас Нерукотворный - Не рыдай Мене, Мати╩ (Христос во гробе) исследователями возводится к плащанице, как к историческому прототипу.
Икона Спас Нерукотворный в русском письме
Первые образцы. Начало русской традиции
Иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа - Новгородский Спас Нерукотворный (вторая пололвина XII века). Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворного образа: ╚Спас на убрусе╩ или просто ╚Убрус╩, где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и ╚Спас на чрепии╩ или просто ╚Чрепие╩ (в значении ╚черепица╩, ╚кирпич╩), ╚Керамида╩. По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более темным (по сравнению с убрусом) цветом.
Изводы
Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу. Изображение ровного прямоугольного, либо слегка изогнутого убруса в качестве фона встречается уже на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород) конца XII в. Убрус со складками начинает распространяться со второй половины XIII века, прежде всего в византийской и южнославянской иконописи, на русских иконах - с XIV в. С XV века драпированный плат могут держать за верхние концы два ангела. Кроме того, известны различные варианты иконы ╚Спас Нерукотворный с деяниями╩, когда образ Христа в среднике иконы окружают клейма с историей образа. С конца XVII в. в русской иконописи под влиянием католической живописи появляются изображения Христа в терновом венце на плате, то есть в иконографии ╚Плат Вероники╩. Изображения Спасителя с бородой клинообразной формы (сходящейся к одному или двум узким концам) известно и в византийских источниках, однако, только на русской почве они оформились в отдельный иконографический тип и получили название ╚Спас Мокрая Брада╩.
В собрании Государственного музея искусств Грузии находится энкаустическая икона VII века, называемая ╚Анчисхатским Спасом╩, представляющая Христа погрудно и считающаяся ╚оригинальной╩ эдесской иконой.
Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле - как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.
По традиции, икона ╚Спас Нерукотворный╩ - первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.
☦ Православное общение☦..не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире 1Ин 4...
 

Перейти на