Deutsch

Ангелохранитель

14.01.08 01:13
Re: Ангелохранитель
 
Jascha знакомое лицо
Jascha
в ответ muza1967 14.01.08 00:48
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/040609142507
В раннехристианских памятниках отсутствуют изображения Ангела Хранителя. Та его иконография, которая распространилась с XVI - XVII столетий в России, обычно представляет нам ╚юношу, облаченного в белый хитон, иногда в тунику и гиматий, или плащ, главные атрибуты -- крест и обнаженный меч╩.
Сколько мы ни искали, но так и не обнаружили иконографию Ангела Хранителя в 11-вековом византийском искусстве, основополагающем для православного мира. Тот ╚страж храма╩ из константинопольской Софии, о котором упоминает о. Георгий Флоровский, является, по мнению В.Н. Лазарева, Архангелом Гавриилом, что значительно больше походит на правду. Мерило и зерцало в руках свидетельствуют: перед нами - кто-то из Архангелов, но не ╚страж храма╩.
Силы небесные живописали достаточно часто, но не Ангела Хранителя.
Это интересно. Поскольку возникает справедливый вопрос: если молитва, которую вычитывают православные в утреннем правиле (╚Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души┘╩), написана преп. Макарием Великим в IV веке, а канон Ангелу Хранителю составлен митрополитом Евхаитским Иоанном Мавроподом в XI столетии, то к какой же иконе обращались молящиеся?
Вызывает недоумение фактическое отсутствие литературы по обозначенной теме. Отдельные авторы ее затрагивают лишь описательно. Не проблемно. А иногда и ошибочно: об одной такой статье известного советского искусствоведа мы уже высказывались в периодической печати.
Поскольку все, кроме Бога, имеет свое начало, - требуется выяснить: когда, по учению Церкви, к человеку приставляется Ангел Хранитель? Начиная с Тертуллиана и Оригена, ещё первохристианские авторы давали самые разные ответы. Но заключительная молитва канона Ангелу Хранителю говорит совершенно однозначно: ╚от святого крещения╩ - нового рождения водой и Духом┘ Причем песнь 7 этого канона указывает и на какой срок: ╚от Бога дарованного ми во веки╩, то есть Ангел Хранитель сопровождает каждого христианина от св. крещения и до окончания земного пути, но и после, ╚в страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой,▀┘⌡ егда имам преходити воздушная мытарства╩ (молитва акафиста Ангелу Хранителю), так как усопшего ╚обычно сопровождают два ангела ▀┘⌡. Обязанность этих ангелов (Ангела Хранителя и встречного ангела. √ В. К.) √ сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь╩. И на Страшном Суде Ангел Хранитель будет предстательствовать пред Христом, моля о прощении хранимого им человека, и в случае прощения -- становится последнему неразлучным другом в вечности.
Бытует мнение, что тот друг и Ангел есть святой, имя которого мы носим. Отсюда, мол, именины и называются днем Ангела.
Это явное заблуждение. Оно легко опровергается утренним правилом: одна молитва вычитывается Ангелу Хранителю -- совершенно другая -- святому, во имя которого крещен христианин.
Нет, лик Ангела Хранителя от смертных людей скрыт. Зримо он открывается лишь в момент разлучения души с телом. Уже одного этого достаточно для отрицательного ответа на вопрос: ╚Имеет ли право на существование иконография Ангела Хранителя?╩. В противном случае иконописец должен был бы умереть и воскреснуть┘ Да и коль воскреснет, то он изобразит только своего Ангела. Где гарантии, что его Ангел одинаков хотя бы визуально с Ангелом каждого из нас? Этот вопрос правомерен даже к святым, которые воочию видели своих Хранителей. Ведь если ╚неизвестно, являются ли Ангелы единосущными друг другу, возможно, что каждый из них -- особое творение Божие, особый духовный мир╩, -- тогда насколько актуальней ставить вопрос об ╚ипостазировании╩ Ангелов: есть ли наш Хранитель некая функциональная сила, безликая, а точней, однообразная и трансцендентная √ или все-таки конкретная личность, призванная к служению?
Разговор о категориальном анализе личности -- трудный; тут все держится на еле уловимых тонкостях.
Дальше тут http://www.pravoslavie.ru/jurnal/040609142507
Молитва к Ангелу хранителю

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.
Каждому христианину Бог при крещении дает Ангела хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла. Поэтому мы и должны каждый день просить Ангела, чтобы он сохранил и помиловал нас.
Перевод: Святой Ангел, поставленный хранить мою бедную душу и несчастную жизнь, не оставь меня, грешного, и не отступи от меня за невоздержание мое; не дай возможности злому демону подчинить меня себе преобладанием этого смертного тела; возьми крепко несчастную и опустившуюся руку мою и выведи меня на путь спасения. О, святой Ангел Божий, хранитель и покровитель бедной моей души и тела, прости мне все, чем я оскорбил тебя во все дни моей жизни, и если я чем согрешил в прошедшую ночь, защити меня в настоящий день; и сохрани меня от всякого искушения вражеского, чтобы мне не прогневать Бога никаким грехом, и молись за меня Господу, чтобы Он утвердил меня в Своем страхе и сделал меня рабом, достойным Своей милости. Аминь.

☦ Православное общение☦..не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире 1Ин 4...
 

Перейти на