Вход на сайт
Галантный век
11343 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
malru* Miss Marple
в ответ malru* 15.06.08 08:26
Торжественные и высокопарные поздравления по служебной и общественной линии вносились в книги и адреса, в нарядных кожаных папках, и ничего общего между ними и веселыми, сердечными, потешными картинками, которые близкие люди посылали друг другу по разным случаям и даже без случая, а просто так, "из приязни", не могло быть и не было.
Еще более выразительными и красноречивыми были маленькие подарки, которыми изобиловал не только 18 "галантный век" и "век чувства" 19-й, но и многие века им предшествовавшие. И эта глава о них - о самых камерных предметах нашей коллекции. Эта глава - о безделицах, которые человек дарил человеку, вкладывая в подарок и особое значение, и собственный вкус, и особую доброжелательность к адресату, заставляющую его, дарителя, выбирать подарок с особым тщанием. Именно поэтому подарочные предметы, многие из которых давно вышли из обихода, - особенно красноречивые свидетели своего времени.
Они отражают не только характерные для эпохи особенности стилей и технологий, но и особенности вкусов, привычек, повседневного быта двух-трех и четырехсотлетней давности. Они таят в себе нечто таинственное и влекущее. Как бы след от прикосновения давно отзвучавших людей. Как бы пыльцу времени. Как бы напоминание о бессмертии. Потому что, глядя на какой-нибудь шитый бисером кисет или изысканно прочеканенный детский рожок для молока, понимаешь, насколько бессмертен труд человека. Людей, которые эти предметы делали, любили, сберегали, давно уже нет, и никто бы о них никогда бы не вспомнил, если бы не эти кисеты, рожки и шкатулки. А то, - вот они.
И потому, может быть, вещи, - материализованный труд человека, - как раз и являются символом бессмертия рода человеческого и преемственности поколений? Труд вечен. Искусство вечно. Творец, создавший своим трудом предметы искусства, - вечен. И те, кто хранил их, невольно оказываются сопричастны к этой вечности. Потому, не зная ни их самих, ни их имен, мы все-таки пытаемся представить тех, кому дорог был тот или иной, предмет, отгадать вкус и характер незнакомцев из других веков.
Однако речь пойдет вовсе не о сувенирах. Потому что слово ╚сувенир╩, в прямом переводе означающее ╚память╩ или ╚воспоминание╩, не вполне подходит к теме нашей беседы. Люди делали друг другу маленькие подарки, наверное, с самого того момента, как человек стал способен испытывать приязнь, дружбу, доверие. И так и дарили. Из приязни, доверия и дружбы, а вовсе не "на память". Может, смысл подарка и был таков, но смысл этот не подчеркивался особо. И, пожалуй, "сувенир" как таковой появился лишь в средине века девятнадцатого, вместе с волной "чувствительности" и путешествий. Характерно, что век 18, век безделки, реже всего пользовался понятием "сувенир". А если и пользовался, то весьма своеобразно.
Еще более выразительными и красноречивыми были маленькие подарки, которыми изобиловал не только 18 "галантный век" и "век чувства" 19-й, но и многие века им предшествовавшие. И эта глава о них - о самых камерных предметах нашей коллекции. Эта глава - о безделицах, которые человек дарил человеку, вкладывая в подарок и особое значение, и собственный вкус, и особую доброжелательность к адресату, заставляющую его, дарителя, выбирать подарок с особым тщанием. Именно поэтому подарочные предметы, многие из которых давно вышли из обихода, - особенно красноречивые свидетели своего времени.
Они отражают не только характерные для эпохи особенности стилей и технологий, но и особенности вкусов, привычек, повседневного быта двух-трех и четырехсотлетней давности. Они таят в себе нечто таинственное и влекущее. Как бы след от прикосновения давно отзвучавших людей. Как бы пыльцу времени. Как бы напоминание о бессмертии. Потому что, глядя на какой-нибудь шитый бисером кисет или изысканно прочеканенный детский рожок для молока, понимаешь, насколько бессмертен труд человека. Людей, которые эти предметы делали, любили, сберегали, давно уже нет, и никто бы о них никогда бы не вспомнил, если бы не эти кисеты, рожки и шкатулки. А то, - вот они.
И потому, может быть, вещи, - материализованный труд человека, - как раз и являются символом бессмертия рода человеческого и преемственности поколений? Труд вечен. Искусство вечно. Творец, создавший своим трудом предметы искусства, - вечен. И те, кто хранил их, невольно оказываются сопричастны к этой вечности. Потому, не зная ни их самих, ни их имен, мы все-таки пытаемся представить тех, кому дорог был тот или иной, предмет, отгадать вкус и характер незнакомцев из других веков.
Однако речь пойдет вовсе не о сувенирах. Потому что слово ╚сувенир╩, в прямом переводе означающее ╚память╩ или ╚воспоминание╩, не вполне подходит к теме нашей беседы. Люди делали друг другу маленькие подарки, наверное, с самого того момента, как человек стал способен испытывать приязнь, дружбу, доверие. И так и дарили. Из приязни, доверия и дружбы, а вовсе не "на память". Может, смысл подарка и был таков, но смысл этот не подчеркивался особо. И, пожалуй, "сувенир" как таковой появился лишь в средине века девятнадцатого, вместе с волной "чувствительности" и путешествий. Характерно, что век 18, век безделки, реже всего пользовался понятием "сувенир". А если и пользовался, то весьма своеобразно.