Login
Золотая Баба и Золотой Будда
519 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
malru* Miss Marple
in Antwort malru* 26.07.08 18:57
Угро-финская богиня, древнеславянская Богородица или предтеча воплощения Будды?
В семьях хантов и манси до сих пор сохраняется культ почитания Казымской богини, или Золотой бабы. Фигурки божества принято укрывать от посторонних глаз в потаенных местах. Доподлинный облик богини неизвестен.
Как пишет в своей статье Татьяна Самойлова ╚По одним сведениям, это стоящая женская статуя, а то и вовсе изображение Минервы с копьем в руке, по другим - сидящая одетая или обнаженная женщина с ребенком на руках. И размеры у нее в разных свидетельствах разные: от среднестатистической женщины в натуральную величину до ╚на аршин выше самого здорового мужика╩. Нетрудно подсчитать, что в таком случае, если статуя цельнолитая, ее вес будет достигать трех тонн со всеми вытекающими отсюда последствиями для транспортировки по бездорожью, болотам и тайге╩.
Австрийский посол С. Герберштейн, нанесший знак Золотой бабы на составленную им карту, записал, что, по слухам, за Уралом стоит большой идол Золотая Баба╩ в виде женщины, которая носит в утробе сына. Упоминает он и о каких-то трубах, окружающих святилище идола и звучащих сами по себе╩.

В других описаниях, она не только носит в утробе сына, но вообще создана по типу матрешки: т.е. мать, сын, внук. Таким образом, в целом Род (Семью) символизирует эта Богиня Рожанница.
В иных свидетельствах, богиня устроена как колокол и способна улавливать малейшие вибрации и звуки.
Один из современных энтузиастов-исследователей легенд о Золотой бабе Лев Теплов высказал любопытное предположение, что ╚Золотую бабу унесли из горящего разграбленного Рима и это была золотая античная статуя╩. Итальянцы также считали, что Золотую Бабу вывезли из Рима угры, которые в союзе с готами разрушили Римскую империю, а Золотая Баба - это будто бы статуя Юноны. Об этом говорится в исследованиях Н.Ионовой, описанных в статье ╚Странствия Золотой бабы╩.
У вогуличей Золотая Баба называлась Калтась. В представлениях манси Калтась - Жена или Сестра верховного бога Нуми-торума.У Калтась есть две Сестры: Хотал-Эква - Богиня солнца, и Най-Эква - Богиня огня. Отождествление данной мансийской Богини (╚Куальтыссан-торум╩ в старых источниках) с легендарным идолом ╚Золотая Баба╩ стало возможным благодаря прямому переводу ее эпитета ╚сорни╩ (╚золотая╩), прилагаемого к её имени. В фольклоре манси Калтась сближается с утренней зарей. Одна из ипостасей Калтась в мансиийском фольклоре - красивая молодая Женщина. Когда золотая Калтась распускает Свои волосы, ╚они развеваются как семикратная Обь вместе с устьем, из кос расходится дневной свет, и в них возникает лунный свет╩. В мифологии манси коса божества (как Женская, так и мужская) - олицетворение устойчивой связи между разными сферами жизни.
Однако директор Березов╜ского научного фольклорного фонда Любовь Кошлатова предостерегает относительно путаницы Золотой бабы и Калтась (Калташ). Она обращает внимание, что Калтащ, по легенде является сестрой Золотой бабы. ╚Святым местом богини Калтащ является село Калтысинские Юрты в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа, но это другая богиня╩ - на это обратила внимание музейный работник.
Существуют и иные представления о внешнем виде Золотой Бабы. Например, те исследователи, которые придерживались мнения, что Золотая Баба ≈ это тибетская богиня бессмертия Гуань Инь, предпочитали ее изображение, где она выражает извечную суть бодхисатвы (буквально - ╚существо, стремящееся к просветлению╩) Авалокитешвары, одного из высших существ, достойных со временем достичь степени Будды (╚Кто же она такая Золотая Баба?╩).
Судя по гуслям и ╚функциям╩ (Рожанница, Богиня Макошь) северная Золотая баба, действительно имеет много общего с Сарасвати - Женской ипостасью Бога Брахмы и богиней мудрости. Считается, что Сва дарует своё покровительство тем, кто стремится постигнуть Творца Вселенной. В иконографии Сарасвати двумя руками играет на древнейшем музыкальном инструменте Вине - индийской лютне. Это показывает, что истинно знающие учителя настраивают ум и интеллект ищущего ученика и извлекают из него музыку жизни. Если ум не ╚настроен╩, то доминирует умственное возбуждение и дисгармония с миром.
В семьях хантов и манси до сих пор сохраняется культ почитания Казымской богини, или Золотой бабы. Фигурки божества принято укрывать от посторонних глаз в потаенных местах. Доподлинный облик богини неизвестен.
Как пишет в своей статье Татьяна Самойлова ╚По одним сведениям, это стоящая женская статуя, а то и вовсе изображение Минервы с копьем в руке, по другим - сидящая одетая или обнаженная женщина с ребенком на руках. И размеры у нее в разных свидетельствах разные: от среднестатистической женщины в натуральную величину до ╚на аршин выше самого здорового мужика╩. Нетрудно подсчитать, что в таком случае, если статуя цельнолитая, ее вес будет достигать трех тонн со всеми вытекающими отсюда последствиями для транспортировки по бездорожью, болотам и тайге╩.
Австрийский посол С. Герберштейн, нанесший знак Золотой бабы на составленную им карту, записал, что, по слухам, за Уралом стоит большой идол Золотая Баба╩ в виде женщины, которая носит в утробе сына. Упоминает он и о каких-то трубах, окружающих святилище идола и звучащих сами по себе╩.

В других описаниях, она не только носит в утробе сына, но вообще создана по типу матрешки: т.е. мать, сын, внук. Таким образом, в целом Род (Семью) символизирует эта Богиня Рожанница.
В иных свидетельствах, богиня устроена как колокол и способна улавливать малейшие вибрации и звуки.
Один из современных энтузиастов-исследователей легенд о Золотой бабе Лев Теплов высказал любопытное предположение, что ╚Золотую бабу унесли из горящего разграбленного Рима и это была золотая античная статуя╩. Итальянцы также считали, что Золотую Бабу вывезли из Рима угры, которые в союзе с готами разрушили Римскую империю, а Золотая Баба - это будто бы статуя Юноны. Об этом говорится в исследованиях Н.Ионовой, описанных в статье ╚Странствия Золотой бабы╩.
У вогуличей Золотая Баба называлась Калтась. В представлениях манси Калтась - Жена или Сестра верховного бога Нуми-торума.У Калтась есть две Сестры: Хотал-Эква - Богиня солнца, и Най-Эква - Богиня огня. Отождествление данной мансийской Богини (╚Куальтыссан-торум╩ в старых источниках) с легендарным идолом ╚Золотая Баба╩ стало возможным благодаря прямому переводу ее эпитета ╚сорни╩ (╚золотая╩), прилагаемого к её имени. В фольклоре манси Калтась сближается с утренней зарей. Одна из ипостасей Калтась в мансиийском фольклоре - красивая молодая Женщина. Когда золотая Калтась распускает Свои волосы, ╚они развеваются как семикратная Обь вместе с устьем, из кос расходится дневной свет, и в них возникает лунный свет╩. В мифологии манси коса божества (как Женская, так и мужская) - олицетворение устойчивой связи между разными сферами жизни.
Однако директор Березов╜ского научного фольклорного фонда Любовь Кошлатова предостерегает относительно путаницы Золотой бабы и Калтась (Калташ). Она обращает внимание, что Калтащ, по легенде является сестрой Золотой бабы. ╚Святым местом богини Калтащ является село Калтысинские Юрты в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа, но это другая богиня╩ - на это обратила внимание музейный работник.
Существуют и иные представления о внешнем виде Золотой Бабы. Например, те исследователи, которые придерживались мнения, что Золотая Баба ≈ это тибетская богиня бессмертия Гуань Инь, предпочитали ее изображение, где она выражает извечную суть бодхисатвы (буквально - ╚существо, стремящееся к просветлению╩) Авалокитешвары, одного из высших существ, достойных со временем достичь степени Будды (╚Кто же она такая Золотая Баба?╩).
Судя по гуслям и ╚функциям╩ (Рожанница, Богиня Макошь) северная Золотая баба, действительно имеет много общего с Сарасвати - Женской ипостасью Бога Брахмы и богиней мудрости. Считается, что Сва дарует своё покровительство тем, кто стремится постигнуть Творца Вселенной. В иконографии Сарасвати двумя руками играет на древнейшем музыкальном инструменте Вине - индийской лютне. Это показывает, что истинно знающие учителя настраивают ум и интеллект ищущего ученика и извлекают из него музыку жизни. Если ум не ╚настроен╩, то доминирует умственное возбуждение и дисгармония с миром.
