русский
Germany.ruGroups → Архив Досок→ Секретные материалы

Р. К. Баландин ╚Сто великих богов╩

15.08.08 23:40
Re: Р. К. Баландин ╚Сто великих богов╩
 
  malru* Miss Marple
malru*
in Antwort malru* 15.08.08 23:33
Скорее всего, большое количество изображений женщин каменного века объясняется не сексуально-прикладной ориентацией, не является выражением половой страсти художника и его вожделений, а представляет собой памятники первобытной религии.
ПЕРВЫЕ БОГИ
Вот что писал о них известный исследователь первобытного общества П.П. Ефименко: ╚Переданы они почти всегда нагими, с подчеркнутыми признаками пола. Особенно в них бросается в глаза желание первобытного художника передать черты зрелой женщины-матери; об этом говорят такие постоянно присущие им признаки, как объемистые груди, огромный живот и общий характер фигуры - с чрезмерно развитыми жировыми отложениями в области таза и бедер. В некоторых, правда, все же довольно редких, случаях они, несомненно, прямо изображают беременных женщин╩.
Он обратил внимание на то, что подобные фигурки встречаются по большей части вблизи очага. Порой у них были отбиты головы, и почти всегда отсутствовали лица. Ученый пришел к выводу, что по крайней мере в ряде случаев статуэтки были разбиты сознательно - ╚хотя бы для того, чтобы уничтожить ╚покровителей╩ жившей здесь общины╩.
Спору нет, встречаются среди памятников первобытного искусства изображения, созданные именно с любовью, желанием передать красоту и привлекательность женщин. В подобных случаях художник старался запечатлеть и черты лица женщины, а фигуру делал подчас преувеличенно вытянутой. Но это - скорее исключение, чем правило.
По мнению Н.Н. Ефименко, большинство изображений женщин каменного века представляет собой проявления матриархата и показывают родоначальниц рода или исполнительниц семейно-родо-вых обрядов.
Обнаружив изображение такого типа с рогом в руке, ученые предположили, что это символ благополучия, обилия. Хотя такой символ возник несравненно позже, не исключено, что рог стал служить им еще в каменном веке. Впрочем, не менее вероятно, что таким образом люди увековечили образ женщины, приготовившей магический опьяняющий или дурманящий напиток, способный переносить человека в ╚мир иной╩, мир видений, галлюцинаций.
Согласно версии советского этнографа С.А. Токарева, эти женские статуэтки изображают хозяйку очага или хранительницу огня: ╚следы подобного мифологического образа, предмета семейно-ро-дового культа, сохранились у многих современных народов, особенно у народов Сибири╩.
У аборигенов Австралии, а также у некоторых африканских племен существуют предания о том времени, когда женщины господствовали над мужчинами (австралийцы особо чтили женщин-пер-вопредков). Вообще, у многих народов женщина служила олицетворением плодородия и соответствующее божество было преимущественно женского рода. При этом мать-прародительница представлялась не как молодая красивая женщина, а как пожилая опытная многознающая и владеющая магическими приемами.
По словам Т. Г. Штрелова, изучавшего культуру австралийских аборигенов, ╚женщины-предки, почитаемые в мифах аранда (одного из племен. - Р.Б.), внушают благоговейный трепет, пользуются неограниченной свободой. Они часто более могущественны, чем мужчины╩.
А вот свидетельство французской исследовательницы африканских племен Д. Пом: ╚Парадоксальным образом африканская женщина должна перестать рожать, чтобы быть окончательно принятой семьей мужа. Сами африканцы признают, что, переступив определенный возрастной порог, женщина почти не отличается от мужчины. Не важно, является ли она женой вождя либо нет, умная женщина, семья которой преуспела, имеет право на общее уважение. Тем большее, чем многочисленнее ее живущие дети╩.
Наконец, сошлемся на американского ученого XIX века Л.Г. Моргана. Он привел, в частности, сведения, полученные от миссионера Артура Райта, проведшего много лет в одном из ирокезских племен: ╚Обычно управляли домом женщины и притом, конечно, прочно держались вместе. Запасы были общими, но горе тому злополучному мужу или любовнику, который пренебрегал своей обязанностью участвовать в добыче средств существования. Сколько бы ни имел детей или имущества в этом доме, он мог каждую минуту получить приказание свернуть свое одеяло и убираться... И если какая-нибудь тетка или бабушка не вступалась за него, он должен был возвратиться в свой клан... Женщины были большой силой в кланах, как и повсюду. Они не задумывались, когда требовали этого обстоятельства... ╚сбить рога╩ с головы вождя и сделать его опять простым воином. Точно так же назначение вождя находилось всегда в их руках╩.
Не станем умножать примеры. Постараемся сделать общие выводы.
По мере того как уменьшалось количество крупных животных, на которых успешно охотились первобытные люди (особенно явно такое оскудение охотничьих ресурсов проявилось в Новом Свете и Австралии, а также на территории Сахары и в Европе), все более важное значение для выживания племен приобретало собирательство, а затем примитивное земледелие и скотоводство. Появились первые достаточно долговременные поселения, и ведение домашнего хозяйства, наряду с собирательством и обработкой земли, стало, как мы теперь выражаемся, более престижным. Соответственно менялось и общее отношение к женщинам, что находило отражение в мифах и верованиях.
Пожилая, опытная, мудрая женщина, умело ведущая хозяйство, имеющая много детей и внуков, стала служить символом благополучия и процветания рода. Отсюда - и обожествление женщины-прародительницы.
Такой, по всей вероятности, была первая богиня у многих первобытных (точнее - архаичных) племен и народов. Конечно, у каждого рода и племени, а то и у каждой семьи она имела индивидуальные черты. Но сходства в этих изображения - в самых разных регионах, при определенном уровне материальной культуры - гораздо больше, чем отличий. Поэтому этот образ с полным основанием можно считать первой Великой богиней.
 

Sprung zu