Deutsch

Р. К. Баландин ╚Сто великих богов╩

07.09.08 21:10
Re: Р. К. Баландин ╚Сто великих богов╩
 
  malru* Miss Marple
malru*
в ответ malru* 26.08.08 22:51, Последний раз изменено 07.09.08 21:21 (malru*)
Анну (Ан)
Так же назывался и бог неба - один из наиболее чтимых и в то же время весьма загадочных в пантеоне шумерских божеств. Предполагается, что в доисторические (до письменности) времена он был просто олицетворением или названием неба. По-видимому, тогда главой богов, их праматерью было женское божество. Недаром в одном из древнейших мифов сказано: ╚Намму-праматерь, прародительница, всех великих богов она созидательница╩.
Надо заметить, что людям и сотню тысячелетий назад было известно, что рожать, ╚создавать╩ себе подобных способны только женщины, а не мужчины. У многих первобытных племен считалось, что роль мужчин в процессе зачатия неопределенна или вообще сомнительна. И когда у египтян первобог вынужден оплодотворять сам себя, этот противоестественный процесс имеет оправдание лишь в том, что таким образом возвеличивается роль мужчины в сотворении богов и людей. Иначе говоря, таким образом мужчины утверждали свое преимущество, первенство перед женщинами.
Складывается впечатление, что, возвеличивая богиню Намму, шумеры не только отдавали должное своим более древним преданиям - времен матриархата, - но и проявляли здравый смысл. Кстати, у пресмыкающихся существуют сообщества без мужских особей (так называемый партеногенез - девственное размножение).
О происхождении всего сущего шумеры предпочитали много не рассуждать, и об этом в их мифах и сказаниях говорится и очень редко, и вскользь. Намму они называли матерью, создавшей небо и землю. Возможно, она олицетворяла первозданный океан. Но не исключено, что подобный замысловатый, многоплановый образ - творение более поздних толкователей и пересказчиков мифов.
Вряд ли понятие ╚океан╩ было близко сознанию и представлениям шумеров. Скорее всего, праматерь была олицетворением жизни, а появление первой пары богов - олицетворением мужского (небо) и женского (земля) начала. Тем более что первые боги росли порознь: на горе ? бог Ан, а богиня у подножья горы. Возмужав и соединившись, они породили сначала могучего Энлиля, а затем и других богов.
Не отражает ли это предание то вполне правдоподобное обстоятельство, что становление шумерской цивилизации произошло в результате объединения племен, обитавших в низменной части Двуречья, и тех, которые спустились с окрестных предгорий? Известно, что предки нередко превращались в мифологических персонажей.
Однако в одном из мифов как бы между прочим творцом всех божеств назван Ан: ╚На горе Небес и Земли, когда Ан сотворил Аннунаков...╩ Здесь уже и вовсе не упоминается женское начало. Возможно, таким образом заявил о себе укоренившийся патриархат.
В гимне, посвященном богу Энки, сказано: ╚Ан - отец твой, царь-владыка, семени испускатель, он, что все на земле для людей устроил╩. В данном случае Ан выступает творцом материального мира природы, который суждено созидать дальше богу Энки. С другой стороны, знак ╚ан╩ у шумеров обозначал общее понятие ╚бог╩. В этом смысле божественное небо могло символизировать духовное божественное начало вообще, в отличие от земного, материального.
Есть еще одно обстоятельство, которое благоприятствовало возвышению этого бога: он был верховным божеством-покровителем города Урука. А этот город Южной Месопотамии 5,5 тысячелетий назад был едва ли не самым ╚цивилизованным╩ населенным пунктом не только в Двуречье, но и во всем мире. Он был построен из кирпичей (высушенных на солнце), имел храмы, мастерские ремесленников, торговые склады, четкую социальную структуру. По-видимому, именно здесь около 3300 г. до н.э. зародилась письменность.
Естественно, первые записи носили утилитарный характер и были примитивными: на глиняные таблички заносились названия товаров и указывалось их количество, отмечались результаты торговых сделок. Это вовсе не означает, будто материальные интересы имели приоритет перед духовными. Идеи передавались из поколения в поколение устно, как драгоценности, а также выражались в форме произведений изобразительного искусства.
 

Перейти на