Вход на сайт
Кирпичный экспрессионизм
400 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
malru* Miss Marple
Последний раз изменено 27.07.10 20:59 (malru*)
Автор: Максим Нелюбин
Редактор: Ефим Шуман
Часть I
Берлин, Ганновер, Лейпциг, Гамбург, Кельн, Гельзенкирхен... В Германии сохранилось немало зданий, построенных в стиле так называемого кирпичного экспрессионизма (Backsteinexpressionismus) в первые десятилетия XX века. Несмотря на разрушительные бомбардировки во время Второй мировой войны, достаточно много их осталось в северных регионах и рейнско-вестфальской промышленной области.
Красный кирпич - материал старый и традиционный. Он получил распространение много столетий назад. Кирпич и керамическую облицовочную плитку широко использовали там, где не было достаточных запасов природного камня, но имелись значительные месторождения глины.
Кирпичные эпохи
Ворота Holstentor в Любеке на монете в 2 евроBildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: 2 евро. Ворота в Любеке Среди памятников более ранних эпох и стилей, возведенных из этого материала, следует отметить кирпичную готику в ганзейских городах Германии, в частности, в Любеке и Штральзунде. Они внесены ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. Здания из красного кирпича вообще считаются характерными для Ганзейского союза - торгового объединения свободных немецких городов Северной Европы XIII-XVII веков. За романскими и ренессансными вариантами краснокирпичного зодчества в Германии тоже далеко ходить не надо, но их меньше.
Однако вернемся к кирпичному экспрессионизму в двадцатые годы прошлого века. Офисные здания и присутственные места, школы и гимназии, заводские управления и водонапорные башни, фабрики, церкви, издательства, жилые дома, крематории и полицейские участки, - лаконичные, простые, строгие. Они увлекают игрой правильных геометрических форм и зовут ввысь - как будто их сложили из красных деталей детского конструктора, только не гладких, а шероховатых, лишенных пластмассового блеска с помощью грубой наждачной бумаги. Кирпичная патина жадно впитывает в себя дневной свет, а после дождя становится более сочной и контрастной.
Кирпичный экспрессионизм в Германии символизирует предшествовавшие нацистскому "третьему рейху" динамичные и противоречивые "золотые двадцатые" годы.
Экспрессионизм и тоталитаризм
Здание VW в ВольфсбургеBildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Здание VW в Вольфсбурге С приходом к власти национал-социалистов в 1933 году развитие и распространение этого стиля завершилось, а в моду вошел столь любимый Гитлером неоклассицизм с гранитом, мрамором и необузданной гигантоманией. Даже убежденные сторонники коричневой идеологии, но ранее принадлежавшие к экспрессионисткой школе, с трудом получали заказы, несмотря на готовность принять новую тоталитарную эстетику.
Красный кирпич во времена национал-социализма, конечно же, использовали, но главным образом, для возведения промышленных и менее репрезентативных зданий. Типичный пример - завод, построенный в нынешнем городе Вольфсбург по заказу фюрера для производства народного автомобиля "Фольксваген" (Volkswagen).
Хотя между стилями прошло всего несколько лет, здесь бесполезно искать какие-то экспрессионистские и прочие декадентские вольности. Все строго и сурово, от стен отдает холодом, а длинные коридоры производственных цехов вызывают ощущение жестокой компьютерной игры, цель которой - пройти до конца, пролив как можно больше крови.
Редактор: Ефим Шуман
Часть I
Берлин, Ганновер, Лейпциг, Гамбург, Кельн, Гельзенкирхен... В Германии сохранилось немало зданий, построенных в стиле так называемого кирпичного экспрессионизма (Backsteinexpressionismus) в первые десятилетия XX века. Несмотря на разрушительные бомбардировки во время Второй мировой войны, достаточно много их осталось в северных регионах и рейнско-вестфальской промышленной области.
Красный кирпич - материал старый и традиционный. Он получил распространение много столетий назад. Кирпич и керамическую облицовочную плитку широко использовали там, где не было достаточных запасов природного камня, но имелись значительные месторождения глины.
Кирпичные эпохи
Ворота Holstentor в Любеке на монете в 2 евроBildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: 2 евро. Ворота в Любеке Среди памятников более ранних эпох и стилей, возведенных из этого материала, следует отметить кирпичную готику в ганзейских городах Германии, в частности, в Любеке и Штральзунде. Они внесены ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. Здания из красного кирпича вообще считаются характерными для Ганзейского союза - торгового объединения свободных немецких городов Северной Европы XIII-XVII веков. За романскими и ренессансными вариантами краснокирпичного зодчества в Германии тоже далеко ходить не надо, но их меньше.
Однако вернемся к кирпичному экспрессионизму в двадцатые годы прошлого века. Офисные здания и присутственные места, школы и гимназии, заводские управления и водонапорные башни, фабрики, церкви, издательства, жилые дома, крематории и полицейские участки, - лаконичные, простые, строгие. Они увлекают игрой правильных геометрических форм и зовут ввысь - как будто их сложили из красных деталей детского конструктора, только не гладких, а шероховатых, лишенных пластмассового блеска с помощью грубой наждачной бумаги. Кирпичная патина жадно впитывает в себя дневной свет, а после дождя становится более сочной и контрастной.
Кирпичный экспрессионизм в Германии символизирует предшествовавшие нацистскому "третьему рейху" динамичные и противоречивые "золотые двадцатые" годы.
Экспрессионизм и тоталитаризм
Здание VW в ВольфсбургеBildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Здание VW в Вольфсбурге С приходом к власти национал-социалистов в 1933 году развитие и распространение этого стиля завершилось, а в моду вошел столь любимый Гитлером неоклассицизм с гранитом, мрамором и необузданной гигантоманией. Даже убежденные сторонники коричневой идеологии, но ранее принадлежавшие к экспрессионисткой школе, с трудом получали заказы, несмотря на готовность принять новую тоталитарную эстетику.
Красный кирпич во времена национал-социализма, конечно же, использовали, но главным образом, для возведения промышленных и менее репрезентативных зданий. Типичный пример - завод, построенный в нынешнем городе Вольфсбург по заказу фюрера для производства народного автомобиля "Фольксваген" (Volkswagen).
Хотя между стилями прошло всего несколько лет, здесь бесполезно искать какие-то экспрессионистские и прочие декадентские вольности. Все строго и сурово, от стен отдает холодом, а длинные коридоры производственных цехов вызывают ощущение жестокой компьютерной игры, цель которой - пройти до конца, пролив как можно больше крови.