Вход на сайт
Магия знаков
36303 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
malru* Miss Marple
в ответ malru* 01.03.06 21:42
Расшифровка была сделана Бауэром прямо-таки молниеносно. Он сам с гордостью приводит эти даты: 22 апреля он получил в Галле номер журнала ╚Сирия╩. Менее чем через неделю, 27 апреля, дешифровка была в основном закончена, и 28 апреля Бауэр уведомил Рене Дюссо о своем успехе. 15 мая он отослал свое предварительное сообщение в ╚Фоссише Цайтунг╩. Ганс Бауэр (1878-1937) был в то время одним из ведущих немецких исследователей восточных языков. Он владел китайским и малайским, но специальностью его была семитская семья языков, включая арамейский, аморитский, аккадский и другие ее разновидности. Он написал несколько грамматик арамейского и древнееврейского языка. По его собственному заявлению, недавнее изучение синайской письменности подготовило его к работе над сделанными Виролло копиями алфавитных документов из Рас-Шамры. Естественно, он склонился к семитскому
толкованию. Бауэр знал, что его предположение о западносемит-ском характере языка было, по крайней мере, сомнительным, но считал, что эта версия стоит проверки. Краткость слов наводила на мысль о типичной безгласной передаче семитского текста.
С первого взгляда у него появилось интуитивное ощущение того, что это был семитский язык. Бауэр занялся анализом частотности употребления некоторых букв, предположив, что это позволит обнаружить семитские особенности языка. Западные семитские языки имеют три существенных признака: префиксы, суффиксы и однобуквенные слова, которые все должны быть представлены определенными согласными (и еврейским ╚алифом╩) в различных комбинациях. Бауэр принял допущение о наличии соответствующего свойства в языке Рас-Шамры и на этой основе начал определять и анализировать префиксы, суффиксы и однобуквенные слова в табличках, а также приравнивать уже известные западносемитские фонетические значения к соответствующим клинописно-алфавитным знакам. Второй шаг был решающим и потребовал гораздо больше изобретательности, чем может показаться сейчас, когда мы знаем решение. Прежде всего, хотя выбор и был не так велик, число букв, которые могли встречаться в этих трех категориях, было все еще значительным. Бауэр выписал эти буквы. Префиксы в западносемитском языке использовали ╚алиф╩, ╚й╩, ╚м╩, ╚и╩, ╚т╩ и иногда ╚б╩, ╚х╩, ╚к╩, ╚л╩, ╚в╩. Суффиксы включали ╚x╩, ╚к╩, ╚м╩, ╚н╩, ╚т╩ и, вероятно, ╚в╩ и ╚й╩. Однобуквенные слова состояли из ╚л╩ и ╚м╩ и иногда ╚б╩, ╚к╩ и ╚в╩. Сравнение этих категорий показало, что три буквы ≈ ╚к╩, ╚м╩, ╚в╩ ≈ встречаются во всех трех. После этого приравнивание семитских букв и клиновидных знаков Рас- Шамры стало вполне возможным. Задача еще более упростилась, когда три буквы были сведены к двум ≈ ╚м╩ и ╚в╩, которые использовались чаще других. Наконец, Бауэр получил возможность выбрать из двадцати семи клиновидных знаков (позднее было установлено, что на самом деле их тридцать) два, которые, вероятно, были эквивалентами ╚м╩ и ╚в╩. Путем нескольких похожих рассуждений он дошел до альтернативы для ╚н╩ и ╚т╩, которые были общими для префиксов и суффиксов. Но что было делать с ними дальше? Предположения Виролло пришли на помощь Бауэру. Однобуквенный символ для предлога ╚к╩ соответствовал в семитском языке ╚л╩. Как только знак ╚л╩ был установлен, Бауэр начал действовать в духе алгебраических уравнений, где ╚икс╩ ≈ неизвестное ≈ является функцией известных величин. Чтобы определить ╚м╩, Бауэр прибег к семитскому слову ╚мяк╩, означающему ╚царь╩. Весьма вероятно, что это слово встречалось часто. С этого времени немецкий филолог начал искать трехбуквенное слово, первая буква которого в клинописном алфавите была бы ╚м/в╩, вторая ≈ ╚л╩, а третья неизвестна. Метод оказался плодотворным. Бауэр определил ╚м╩ (а также ╚в╩) и ╚к╩. С этого момента дело пошло быстрее, так как угаданные слова помогали определить значение различных букв. Два знака, повторявшиеся в тексте, напоминавшем список следующих друг за другом имен (как в библейской генеалогии), дали ему ╚бн╩, означающее ╚сын╩. Имя известного семитского бога Баала (семитское ╚б'л╩), которое, как следовало ожидать, должно было упоминаться в текстах, теперь было обнаружено сравнительно легко. И так далее. Через три дня Бауэр был убежден, что расшифровал двадцать букв наверняка и четыре ≈ с большой степенью вероятности. В его статье в ╚Фоссише Цайтунг╩ были приведены имена нескольких финикийских божеств и фонетические термины числительных.
С первого взгляда у него появилось интуитивное ощущение того, что это был семитский язык. Бауэр занялся анализом частотности употребления некоторых букв, предположив, что это позволит обнаружить семитские особенности языка. Западные семитские языки имеют три существенных признака: префиксы, суффиксы и однобуквенные слова, которые все должны быть представлены определенными согласными (и еврейским ╚алифом╩) в различных комбинациях. Бауэр принял допущение о наличии соответствующего свойства в языке Рас-Шамры и на этой основе начал определять и анализировать префиксы, суффиксы и однобуквенные слова в табличках, а также приравнивать уже известные западносемитские фонетические значения к соответствующим клинописно-алфавитным знакам. Второй шаг был решающим и потребовал гораздо больше изобретательности, чем может показаться сейчас, когда мы знаем решение. Прежде всего, хотя выбор и был не так велик, число букв, которые могли встречаться в этих трех категориях, было все еще значительным. Бауэр выписал эти буквы. Префиксы в западносемитском языке использовали ╚алиф╩, ╚й╩, ╚м╩, ╚и╩, ╚т╩ и иногда ╚б╩, ╚х╩, ╚к╩, ╚л╩, ╚в╩. Суффиксы включали ╚x╩, ╚к╩, ╚м╩, ╚н╩, ╚т╩ и, вероятно, ╚в╩ и ╚й╩. Однобуквенные слова состояли из ╚л╩ и ╚м╩ и иногда ╚б╩, ╚к╩ и ╚в╩. Сравнение этих категорий показало, что три буквы ≈ ╚к╩, ╚м╩, ╚в╩ ≈ встречаются во всех трех. После этого приравнивание семитских букв и клиновидных знаков Рас- Шамры стало вполне возможным. Задача еще более упростилась, когда три буквы были сведены к двум ≈ ╚м╩ и ╚в╩, которые использовались чаще других. Наконец, Бауэр получил возможность выбрать из двадцати семи клиновидных знаков (позднее было установлено, что на самом деле их тридцать) два, которые, вероятно, были эквивалентами ╚м╩ и ╚в╩. Путем нескольких похожих рассуждений он дошел до альтернативы для ╚н╩ и ╚т╩, которые были общими для префиксов и суффиксов. Но что было делать с ними дальше? Предположения Виролло пришли на помощь Бауэру. Однобуквенный символ для предлога ╚к╩ соответствовал в семитском языке ╚л╩. Как только знак ╚л╩ был установлен, Бауэр начал действовать в духе алгебраических уравнений, где ╚икс╩ ≈ неизвестное ≈ является функцией известных величин. Чтобы определить ╚м╩, Бауэр прибег к семитскому слову ╚мяк╩, означающему ╚царь╩. Весьма вероятно, что это слово встречалось часто. С этого времени немецкий филолог начал искать трехбуквенное слово, первая буква которого в клинописном алфавите была бы ╚м/в╩, вторая ≈ ╚л╩, а третья неизвестна. Метод оказался плодотворным. Бауэр определил ╚м╩ (а также ╚в╩) и ╚к╩. С этого момента дело пошло быстрее, так как угаданные слова помогали определить значение различных букв. Два знака, повторявшиеся в тексте, напоминавшем список следующих друг за другом имен (как в библейской генеалогии), дали ему ╚бн╩, означающее ╚сын╩. Имя известного семитского бога Баала (семитское ╚б'л╩), которое, как следовало ожидать, должно было упоминаться в текстах, теперь было обнаружено сравнительно легко. И так далее. Через три дня Бауэр был убежден, что расшифровал двадцать букв наверняка и четыре ≈ с большой степенью вероятности. В его статье в ╚Фоссише Цайтунг╩ были приведены имена нескольких финикийских божеств и фонетические термины числительных.