Deutsch

Питерские заметки...

13.06.06 15:15
Re: Адмиралтейство
 
  malru* Miss Marple
malru*
в ответ malru* 13.06.06 14:38, Последний раз изменено 13.06.06 15:18 (malru*)
В ознаменование Полтавской победы Петр I 6 декабря 1709 года собственноручно заложил на Адмиралтейском дворе первый крупный, 54-пушечный корабль "Полтава", который был спущен на воду летом 1712 года.
За "Полтавой" начали сходить со стапелей десятки других больших судов. Чтобы ускорить строительство, по обеим сторонам Адмиралтейского двора сооружали всT новые эллинги. И действительно, корабли рождались один за другим. История сохранила имена замечательных мастеров корабельного дела - Скляева, Окунаева, Щербачева, Батакова, Пальчикова и других.
Петр лично следил за ходом работ. Спуск на воду каждого корабля отмечался как большой праздник и обычно завершался грандиозным пиром. Мастер, строивший корабль, получал из рук царя или президента Адмиралтейств-коллегий на серебряном блюде по три серебряных рубля за каждую пушку.
Адмиралтейская верфь сыграла важную роль в усилении Балтийского флота. Сражение при Гангуте, в котором участвовал и сам Петр под именем контр-адмирала Петра Михайлова, явилось первой в русской истории крупной морской битвой. В ней участвовали и суда, построенные на Адмиралтейском дворе. С этой победы, по сути дела, и началась летопись морской славы России. Ныне, кроме многих побед на земле, России и на море слава есть┐, - с гордостью говорил Петр.
Адмиралтейская верфь, перешедшая Lна строительство крупных кораблей, становилась все более тесной. Для мелких судов - скампавей, полугалер и галер - пришлось заложить еще одну верфь, ниже по течению Невы (где затем было Новое Адмиралтейство). Эта верфь стала называться Галерной.
В ведение Адмиралтейства поступили многие подсобные предприятия - "Смоляной двор", где хранилась смола и вываривался деготь, пильная мельница на реке Ижоре, несколько кирпичных заводов, гонтовый завод на Охте и др. Адмиралтейские предприятия снабжались также промышленностью Москвы, Ревеля, Риги.
Весной 1719 года Петр принял решение расширить "мастерские палаты", причем строительство вести из камня.
Созданная в том же году Адмиралтейств-коллегия, во главе с адмиралом Ф. М. Апраксиным, привлекла к участию в новом строительстве голландских мастеров, находившихся тогда в Петербурге. Достройка адмиралтейского шпиля также была поручена голландцу - "шпицных и кровельных дел мастеру" Герману ван Болесу, который незадолго перед тем соорудил шпиль собора в Петропавловской крепости.
Ван Более получил от Адмиралтейств-коллегий приказ: LШпиц адмиралтейский достроить всякою столяр-ною и плотничного работою и укрепить своими мастеровыми людьми и на оном шпице поставить яблоко и корабль и поверху его корону, доделать же внутри и с лица того шпица окошки, двери... балясы и лестницы со всем в отделку самым добрым и чистым мастерством".
В исполнении этого замысла участвовали русские мастера Иван Шпак, Иван Сухой и их товарищи, слесарь Герасим Иванов и капрал Пимен Куликов, установивший часы в основании шпиля,- и многие другие. Сам шпиль обили железом, башню украсили деревянными колоннами с резными капителями, кронштейнами и четырьмя фигурами орлов.
Еще при жизни Петра Адмиралтейство производило большое впечатление и на русских людей и на иностранцев, хотя оно мало походило на тот архитектурный шедевр, который ныне известен каждому. Вот как описывает Петербургскую верфь один из членов польского посольства, посетивший новую столицу России через семнадцать лет после ее основания:
"Нас пригласили в Адмиралтейство, где ожидал царь. Пройдя мост на канаве и ворота, мы вышли через сени в громадное помещение, где строятся корабли. Здесь мы осматривали кововыстроенный большой красивый корабль, затем отправились в кузницу, где было 15 горнов и при каждом 15 кузнецов с мастером... Царь ходил с нами по разным магазейнам..."
Потом гости Lотправились в коллегии, где было много молодежи. Там столы были накрыты зеленым сукном, на стенах развешаны зеркала, чертежи, гравюры. Преподаватель здесь объяснял военное искусство. Отсюда мы сошли к каналу, в котором стояло несколько судов с насосами. Потом пошли в комнату, где была библиотека... Затем пошли мы через канал, где живут разного рода ремесленники, видели, где цирюльники приготовляют мази и пластыри для ран; было здесь около восьмисот портных, работающих над парусами. Было там тоже здание большое и широкое, на сваях в два этажа; здесь приготовляли модели кораблей".

Зима. Петербургский вид. 1859 г. Н.Абутков. Холст, масло.
 

Перейти на