русский

Питерские заметки...

13.06.06 15:29
Re: Адмиралтейство
 
  malru* Miss Marple
malru*
in Antwort malru* 13.06.06 15:15, Zuletzt geändert 13.06.06 15:31 (malru*)
К 1722 году Россия имела флот, который ставил ее в ряды самых могучих морских держав того времени. Почти все корабли были построены на эллингах петербургского Адмиралтейского двора. Верфь в устье Невы стала крупнейшим кораблестроительным предприятием, на котором, выражаясь современным языком, уделяли большое внимание механизации и специализации. Свидетельство тому можно найти в уже упоминавшемся выше "Регламенте Адмиралтейской верфи", утвержденном Петром в 1722 году. Пункт 28 "Регламента" гласил:
В зимнее время держать наемных шестьдесят лошадей, которыми по корабельному строению все леса от кранов возить, кроме самых тяжелых... которые надлежит людям по каналам такелями тянуть..." И далее - пункт 29:
Не надлежит ничего людям носить или возить (кроме такой мелочи, что может один человек понесть), но летом водою, понеже ко всем работам есть каналы; а зимою в санях лошадьми, также везде у работ употреблять машины, которые в иных государствах употребляются; а где и нет, а можно быть, то вымышлять, дабы меньшим числом людей дело управлять было возможно".
А вот как был сформулирован пункт 38, в котором шла речь о специализации:
Мастеровых людей не переводить от одного мастерства к другому; также переменных не употреблять у дел, но везде быть не переменным, дабы лучше T своем художестве обыкли".
Мы вновь и вновь видим большую государственную и деловую мудрость Петра, его умение проникать глубоко в суть вещей.
К концу царствования Петра Адмиралтейство было, однако, не только верфью-крепостью, не только резиденцией высшего морского начальства. Оно начинало играть роль архитектурного центра молодого города.
Еще в начале строительства от адмиралтейской эспланады в лесной чаще были проложены дороги, которые со временем превратились в главные городские магистрали. Одна из них, протянувшаяся на юго-восток, стала впоследствии знаменитым Невским проспектом. Вторая дорога, убегавшая от Адмиралтейской башни к югу, превратилась в Гороховую улицу (ныне улица Дзержинского), а третья - в Вознесенский проспект (ныне проспект Майорова).
К востоку от Адмиралтейства, на берегу Невы (там, где ныне Дворцовая набережная), располагались дома знатных вельмож и приближенных царя, а к югу селились те, кто служил в Адмиралтействе - офицеры, солдаты, матросы, плотники, канатчики, кузнецы, корабельные мастера, подьячие. Они образовали Морскую слободу (в районе нынешних улиц Гоголя и Герцена). Некоторые из них жили и к востоку от Адмиралтейства- в так называемой Греческой слободе. А на территории, где теперь высится здание Главного штаба, находился Морской рынок.
Регламент Адмиралтейской верфи" запрещал харчевникам и другим продавцам ходить в Адмиралтейскую крепость". И торговый люд располагал свои заведения поблизости. Даже на Полицейском мосту через Мойку можно было видеть шалаши продавцов и множество разносчиков, отчего проезд по улице был затруднен и случались часто жестокие драки". Большой популярно-
стЫо в те времена, когда чай был еще неизвестен, пользовались сбитенщики, несшие свою вахту" у стен верфи-крепости. Сбитень - горячий напиток - зимой был незаменим. Его охотно употребляли рабочие и служащие Адмиралтейства.
В 1718 году было издано распоряжение, повелевавшее торговать на Морском рынке и возле него только в лавках, а разносчикам, продавцам сена и дров отводилось строго определенное место.
Академик П. Пекарский в статье "Петербургская старина", опубликованной в 1860 году на страницах журнала "Современник", писал, что в собрании петровских рисунков в Академии наук он видел Lэтот рынок: перед Адмиралтейством изображено несколько шалашей с товарами, кругом их толпа народа, несколько возов и лошадей, справа ряд деревьев, которыми был обсажен Невский проспект, слева площадь и дома, бывший Кикина и графа Апраксина┐ (на самом берегу Невы, где ныне Зимний дворец).
На запад от Адмиралтейства еще в 1717 году был прорыт канал. Он связал верфь с портовыми складами. Вдоль канала располагались канатные заводы и Галерная слобода (канал был засыпан в прошлом веке; ныне на этом месте - бульвар Профсоюзов).
Верфь - любимое детище Петра I - продолжала расти и строиться.

 

Sprung zu