Deutsch

Загадка Сфинкса

09.12.06 21:02
Re: Загадка Сфинкса
 
  malru* Miss Marple
malru*
в ответ malru* 09.12.06 20:54
Стойкая память
Как предполагает большинство переводчиков, Абуль-Гол, арабское название Великого египетского Сфинкса, означает ╚Отец Ужаса╩.
Впрочем, египтологом Селимом Хассаном была предложена альтернативная этимология. В ходе крупных раскопок, которые он проводил на плато Гиза в 1930-х - 1940-х годах, он открыл свидетельство того, что в этой части Нижнего Египта в начале II тысячелетия до и. э. обитала колония чужсстранцсв-кананитов. Они происходили из святого города Харрама (расположенного на юге современной Турции вблизи сирийской границы) и, возможно, были странниками. Но, во всяком случае, оставшиеся от них предметы и памятные стелы доказывают, что они жили в непосредственной близости от Сфинкса и поклонялись ему как богу по имени Хвл. На древнеегипетском языке бв означало ╚место╩. Поэтому Хассан резонно предположил, что Абдуль-Гол ╚это просто искаженное бв Хвл, то есть ╚место Хвла╩, а вовсе нс означает ╚Отец Ужаса╩, как обычно считают╩.
Говоря о Сфинксе, древние египтяне часто пользовались харранским словом Хвл, но вообще-то они знали его и под многими другими именами: например, Ху, или Хор-эм-Ахет, что означает ╚Хор на горизонте╩. Кроме того, в силу причин, до конца не понятых, Сфинкса часто именовали Сешеп-инх Атум, ╚живое воплощение Ату-ма╩, имея в виду Атума-Ра, создавшего себя бога Солнца, первое божество древнеегипетского пантеона. Кстати, само слово ╚сфинкс╩, давно будоражившее коллективное подсознание западного мира, является не чем иным, как пришедшим через греческий язык искаженным вариантом этого самого Сешсп-аих.
Таким вот изящным образом ряд довольно архаичных имен древних египтян смогли сохраниться на протяжении тысяч лет. И разве нe было бы глупостью полностью отмахнуться от давней традиции, которая связывает Сфинкса с некой великой и страшной загадкой?

Неподвижность и тишина

Рядом с массивным подковообразным углублением в скальном основании, из которого она была высечена, статуя выглядит довольно старой - некое свирепое чудовище выше шестиэтажного дома и длиной в целый квартал. Тощие бока глубоко изъедены эрозией. От лап вообще мало что осталось, и они в порядке ремонта заложены в наше время каменными блоками. Чтобы закрепить его голову на шее, пришлось соорудить нелепый цементный воротник. Его избитое и обезображенное лицо иногда кажется безмятежным и лишенным возраста; впрочем, его выражение и настроение как будто меняются непредсказуемым образом в зависимости от времени суток или года, оживая под действием игры света и теней от пробегающих на рассвете облаков.
В своем элегантном нсмссе - головном уборе египетских фараонов - он терпеливо смотрит на восток, как будто ожидая чего-то; ждет и следит, затерянный в своей ╚неподвижности и тишине╩ (по выражению римского натуралиста Плиния), нацеленный на точку восхода солнца в день равноденствия.
Сколько он стоит здесь, разглядывая горизонт?
Чей образ он воплощает?
Каково его предназначение?
В поисках ответов на эти вопросы мы включились в странную и неожиданную область исследований. Подобно душам, направляющимся в Страну Мертвых, нам
приходилось пробираться через темное царство древнеегипетского ╚того света╩, прокладывая путь по его узким коридорам, затопленным проходам и скрытым камерам, с тем, чтобы встретиться со злыми духами и демонами, которые там скрываются. Используя компьютерное моделирование, мы совершали путешествие во времени, чтобы оказаться под небесами, какими они были 12 000 лет тому назад, и следить за тем, как Орион пересекает меридиан, а Лев, сверкая, восходит на востоке. Мы погружались в древние тексты, говорящие о возрождении, мифы и рукописи, и находили там замаскированные следы замечательного ╚астрономического языка╩, которые, оказывается, можно без особенного труда прочесть и понять даже сегодня.
Мы верим, что пользуясь ключами, выраженными на этом языке, мы можем точно определить, кто такой в действительности Сфинкс и в чем его предназначение. Более того, этот поиск позволит пролить свет на забытый эпизод в истории человечества, когда отступали воды Всемирного потопа и люди пытались превратиться в богов (части III и IV). По нашему мнению, ставки чрезвычайно высоки. Фактически мы считаем, что Сфинкс и три великие пирамиды хранят знание о происхождении цивилизации как таковой. Поэтому нашей ближайшей задачей (части I и II) является полная переоценка этих гигантских сооружений, научных построений, окружавших их в течение прошлого столетия, а также их многочисленных геодезических, геологических и астрономических характеристик, которыми до сих пор пренебрегали.
И по мере того, как мы размышляем об этих факторах, перед нами как бы возникает новый Розеттский камень, выраженный в категориях архитектуры и времени, в аллегориях и символах, астрономических направлениях и координатах, который показывает ищущему, в какую сторону смотреть и что он может надеяться отыскать.
А тем временем Великий Сфинкс терпеливо ждет. Хранитель секретов. Страж тайн.
 

Перейти на