Login
Московские слова и словечки
49718 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
malru* Miss Marple
in Antwort malru* 05.02.07 21:42
В мемуарах педагога-москвоведа А. Ф. Родина рассказано об одном эпизоде из его жизни, связанном с картиной Маковского и с московским чаепитием.
В 1908 году Родин учился в выпускном классе Набилковского коммерческого училища, по характеру он был, что называется, заводилой, училищное начальство характеризовало его как "человека общественного". Это было время, когда русская интеллигенция, и в том числе думающая молодежь, осмысливала уроки революции 1905 года и пыталась определить свое место и свою роль в общественной жизни. Тогда были популярны кружки самообразования, так как считалось, что государственное образование однобоко и рутинно. Родин решил организовать такой кружок, собрания которого виделись ему похожими на то, что нарисовал Маковский. И он начал подготавливать вечеринку. (Впоследствии этот кружок так и назвали - "Вечеринка".)
"И вот вечером 26 октября 1908 года в моей маленькой комнате с розовыми обоями и вечно коптящей лампой, - пишет Родин в своих воспоминаниях, - собралась первая "Вечеринка". (Тогда Родин снимал комнату во дворовом флигеле в Лялином переулке на Покровке. - В.М.) Нас было семеро... На столе стоял чай и сушки - угощение, ставшее на "Вечеринке" традиционным.
Нам всем, собравшимся на первую "Вечеринку", было тогда по 16-18 лет - возраст острых чувств и переживаний. В своем вступительном слове я сказал:
- Цель наших бесед заключается в обмене мыслями по тем или иным вопросам, интересующим нас всех".
Родинская "Вечеринка" просуществовала пять лет. Темы, обсуждавшиеся на ней, охватывали широчайший круг интересов. Вот некоторые из них: "Что дала литературе революция?", "Оправдание государства", "Свобода воли", "Что такое призвание?", "Радость жизни", "О нелепости жизни", "О Короленко", "Серафим Саровский"...
Общение за чайным столом, общий поиск мировоззрения дали очень интересный, с точки зрения сегодняшнего дня, результат.
В 1913 году среди участников "Вечеринки" была проведена анкета, которая показала эволюцию взглядов ее участников за время посещения кружка. Главными вопросами анкеты были два: "политическое кредо" и "отношение к религии".
Отвечая на первый вопрос, почти все сообщили, что вначале они склонялись к социалистическим взглядам. Это и понятно, если принять во внимание демократический состав кружка. Характерны ответы: раньше были "близки социалистические идеалы", "народник", пережил "отроческий социализм", прошел этап "раннего марксизма". Сам А.Ф. Родин был социал-демократом, входил в ЦК Социал-демократического союза учащихся средних учебных заведений города Москвы. В 1913 году оказалось, что большинство "приближается в своих политических взглядах к к. д.", меньшее количество - "сочувствующие народникам".
Что же касается религии, то почти все отвечали, что у них до прихода на "Вечеринку" был период "атеизма": "нигилизм и богоборчество", "детская отроческая религиозность сменилась нигилизмом и атеизмом Писарева". К 1913 году у большинства участников кружка религиозность становится важным и положительным компонентом их мировоззрения: "Я не решусь теперь назвать себя нерелигиозным человеком", "Раньше религия не играла для меня никакой роли, теперь я знаю, как обеднела бы душа, если бы исключить из нее религиозные переживания", "Теперь религия представляется никак не дающимся в руки разрешением всего".
Все вечеринковцы, о которых есть сведения, как и А.Ф. Родин, прожили нелегкую, но честную, трудовую жизнь. Тем взглядам и принципам, к которым они пришли в юности, они оставались верны всегда. В конце 1940-х годов мне довелось побывать на одной из ежегодных встреч, эта встреча была для них праздником, а на праздничном чайном столе стояла старая хлебница с сушками...
В 1908 году Родин учился в выпускном классе Набилковского коммерческого училища, по характеру он был, что называется, заводилой, училищное начальство характеризовало его как "человека общественного". Это было время, когда русская интеллигенция, и в том числе думающая молодежь, осмысливала уроки революции 1905 года и пыталась определить свое место и свою роль в общественной жизни. Тогда были популярны кружки самообразования, так как считалось, что государственное образование однобоко и рутинно. Родин решил организовать такой кружок, собрания которого виделись ему похожими на то, что нарисовал Маковский. И он начал подготавливать вечеринку. (Впоследствии этот кружок так и назвали - "Вечеринка".)
"И вот вечером 26 октября 1908 года в моей маленькой комнате с розовыми обоями и вечно коптящей лампой, - пишет Родин в своих воспоминаниях, - собралась первая "Вечеринка". (Тогда Родин снимал комнату во дворовом флигеле в Лялином переулке на Покровке. - В.М.) Нас было семеро... На столе стоял чай и сушки - угощение, ставшее на "Вечеринке" традиционным.
Нам всем, собравшимся на первую "Вечеринку", было тогда по 16-18 лет - возраст острых чувств и переживаний. В своем вступительном слове я сказал:
- Цель наших бесед заключается в обмене мыслями по тем или иным вопросам, интересующим нас всех".
Родинская "Вечеринка" просуществовала пять лет. Темы, обсуждавшиеся на ней, охватывали широчайший круг интересов. Вот некоторые из них: "Что дала литературе революция?", "Оправдание государства", "Свобода воли", "Что такое призвание?", "Радость жизни", "О нелепости жизни", "О Короленко", "Серафим Саровский"...
Общение за чайным столом, общий поиск мировоззрения дали очень интересный, с точки зрения сегодняшнего дня, результат.
В 1913 году среди участников "Вечеринки" была проведена анкета, которая показала эволюцию взглядов ее участников за время посещения кружка. Главными вопросами анкеты были два: "политическое кредо" и "отношение к религии".
Отвечая на первый вопрос, почти все сообщили, что вначале они склонялись к социалистическим взглядам. Это и понятно, если принять во внимание демократический состав кружка. Характерны ответы: раньше были "близки социалистические идеалы", "народник", пережил "отроческий социализм", прошел этап "раннего марксизма". Сам А.Ф. Родин был социал-демократом, входил в ЦК Социал-демократического союза учащихся средних учебных заведений города Москвы. В 1913 году оказалось, что большинство "приближается в своих политических взглядах к к. д.", меньшее количество - "сочувствующие народникам".
Что же касается религии, то почти все отвечали, что у них до прихода на "Вечеринку" был период "атеизма": "нигилизм и богоборчество", "детская отроческая религиозность сменилась нигилизмом и атеизмом Писарева". К 1913 году у большинства участников кружка религиозность становится важным и положительным компонентом их мировоззрения: "Я не решусь теперь назвать себя нерелигиозным человеком", "Раньше религия не играла для меня никакой роли, теперь я знаю, как обеднела бы душа, если бы исключить из нее религиозные переживания", "Теперь религия представляется никак не дающимся в руки разрешением всего".
Все вечеринковцы, о которых есть сведения, как и А.Ф. Родин, прожили нелегкую, но честную, трудовую жизнь. Тем взглядам и принципам, к которым они пришли в юности, они оставались верны всегда. В конце 1940-х годов мне довелось побывать на одной из ежегодных встреч, эта встреча была для них праздником, а на праздничном чайном столе стояла старая хлебница с сушками...