Вход на сайт
Стиль модерн в архитектуре Петербурга.
237 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
malru* Miss Marple
в ответ malru* 30.06.07 15:27
В этом отношении едва ли не наиболее впечатляющим представляется проект здравницы в Царском Селе, разработанный Васильевым и премированный на конкурсе 1916 года (Зодчий. 1916. Табл. 51, 52). Этот проект наглядно демонстрирует также градостроительные возможности ╚неорусского стиля╩, стремившегося развивать традиции древнего ╚палатного строения╩. С градостроительной точки зрения интересен проект спортивного комплекса на Ватном острове, созданный В. А. Покровским и И. С. Китнером в 1914 году (опубликован Ю. И. Китнером в 25-м выпуске ╚Архитектурного наследства╩). Но в отличие от упомянутого выше замысла Васильева, проект Покровского и Китнера в том, что касается трактовки форм, олицетворяет скорее стилизаторскую версию ╚неорусского стиля╩, в которой было много от искусства театральной декорации и потому не имевшей больших шансов на практическую реализацию.
Сходство композиционно-пластических принципов, лежавших в основе ╚северного модерна╩ и ╚неорусского стиля╩, позволяет, как нам кажется, выявить группу петербургских зданий, в облике которых трудно определенно распознать черты того или иного направления, но которые, тем не менее, воспринимаются как произведения, входящие в круг однородных памятников. Таковы дома, построенные в 1906√1912 годах по проектам Претро на Малом проспекте Петроградской стороны, Подрезовой и Гатчинской улицах. Рядом с последними из перечисленных зданий в 1910 году по проекту де Рошефора был возведен еще один доходный дом, лицевой фасад которого решен в таком же ╚промежуточном╩ характере, как и дома, спроектированного Претро; это позволило сформировать здесь своего рода ╚микроансамбль╩.
Еще один вариант симбиоза черт ╚северного модерна╩ и ╚национального стиля╩ представляют не сохранившийся до нашего времени ╚дом-сказка╩, построенный в 1909 году по проекту А. А. Бернардацци на углу Офицерской улицы и Английского проспекта, а также возведенный спустя три√четыре года существующий и поныне на углу Клинского проспекта и Серпуховской улицы дом, автором проекта которого был А. А. Захаров. В облике этих зданий массивность объемов и ╚суровые╩ интонации ╚северного модерна╩ сочетаются с красочностью декоративных элементов, созвучных русскому фольклору.
Сходство композиционно-пластических принципов, лежавших в основе ╚северного модерна╩ и ╚неорусского стиля╩, позволяет, как нам кажется, выявить группу петербургских зданий, в облике которых трудно определенно распознать черты того или иного направления, но которые, тем не менее, воспринимаются как произведения, входящие в круг однородных памятников. Таковы дома, построенные в 1906√1912 годах по проектам Претро на Малом проспекте Петроградской стороны, Подрезовой и Гатчинской улицах. Рядом с последними из перечисленных зданий в 1910 году по проекту де Рошефора был возведен еще один доходный дом, лицевой фасад которого решен в таком же ╚промежуточном╩ характере, как и дома, спроектированного Претро; это позволило сформировать здесь своего рода ╚микроансамбль╩.
Еще один вариант симбиоза черт ╚северного модерна╩ и ╚национального стиля╩ представляют не сохранившийся до нашего времени ╚дом-сказка╩, построенный в 1909 году по проекту А. А. Бернардацци на углу Офицерской улицы и Английского проспекта, а также возведенный спустя три√четыре года существующий и поныне на углу Клинского проспекта и Серпуховской улицы дом, автором проекта которого был А. А. Захаров. В облике этих зданий массивность объемов и ╚суровые╩ интонации ╚северного модерна╩ сочетаются с красочностью декоративных элементов, созвучных русскому фольклору.