Вход на сайт
Стиль модерн в архитектуре Петербурга.
237 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
malru* Miss Marple
в ответ malru* 30.06.07 15:28
Сегодня, когда историками с особенной настойчивостью внедряется понятие о Петербурге как о европейском, отличном от всех русских городов культурном центре, не менее важным представляется еще один пласт архитектуры начала XX в. Это здания, появление которых связано с более углубленными поисками "национального стиля". Это явление издавна получило название "неорусский стиль" - в отличие от предшествующего "псевдорусского". "Неорусский стиль" - очень важный элемент всей русской культуры нового времени. Вместо излишней дробности деталей, "изобразительности" и повествовательности "псевдорусского стиля", как и всей эклектики в целом, мастера "неорусского стиля", как и представители "северного модерна", обратились к эпическому монументальному искусству русского Севера. Однако, в отличие от произведений модерна, в их творчестве гораздо сильнее выражено именно национальное начало. Для них обращение к Северу, к народным, национальным истокам
было программным. Они сознательно противопоставляли свое творчество любой архитектуре, любому искусству, ориентированному на Запад. Им характерно не внешнее заимствование деталей и форм национального искусства (хотя в свое время и это было необходимым), а сам дух этого искусства, специфическое, свойственное только зодчим Севера понимание формы.
Те же черты и в творчестве живописцев - единомышленников зодчих. В то же время "неорусский стиль", как и модерн, вобрал в себя то ценное, что выработала в новую эпоху отечественная и зарубежная архитектура. Его представители владели всем арсеналом средств художественной выразительности, принципами "свободной планировки" (а они, кстати, были свойственны и древнерусскому зодчеству), активно применяли новейшие (и конечно, традиционные) строительные, конструкционные и отделочные материалы.
Исторической заслугой зодчих "неорусского стиля" явилась также и программная установка на создание больших градостроительных композиций, новых ансамблей, общественных центров - словом, они предприняли смелую, но, к сожалению, почти не реализованную попытку продолжить естественный ход развития русского зодчества, в значительной степени прерванный в XVIII в.
Весьма серьезно подошли мастера "неорусского стиля" и к проблеме синтеза искусств, тогда как мастера эклектики ограничивались в основном весьма умелым украшением зданий. Средствами художественной выразительности и образности стали такие казалось бы, второстепенные детали, как трубы, вентиляционные отверстия, подоконные доски, перемычки и многое-многое другое.
Рациональные приемы пластического и декоративного решения зданий, большие, различных очертаний проемы, эркеры, балконы, их сочетания, соотношения окон и простенков, характерного силуэта кровли отличают постройки "северного модерна" и близких ему течений от сооружений "декоративного модерна" с их сложным декором, символикой, излишне текучими линиями и массами. В целом надо сказать, что здания в стиле модерн и близкие ему обладают большой силой эмоционального воздействия независимо от личных вкусов исследователя или просто горожанина.
Те же черты и в творчестве живописцев - единомышленников зодчих. В то же время "неорусский стиль", как и модерн, вобрал в себя то ценное, что выработала в новую эпоху отечественная и зарубежная архитектура. Его представители владели всем арсеналом средств художественной выразительности, принципами "свободной планировки" (а они, кстати, были свойственны и древнерусскому зодчеству), активно применяли новейшие (и конечно, традиционные) строительные, конструкционные и отделочные материалы.
Исторической заслугой зодчих "неорусского стиля" явилась также и программная установка на создание больших градостроительных композиций, новых ансамблей, общественных центров - словом, они предприняли смелую, но, к сожалению, почти не реализованную попытку продолжить естественный ход развития русского зодчества, в значительной степени прерванный в XVIII в.
Весьма серьезно подошли мастера "неорусского стиля" и к проблеме синтеза искусств, тогда как мастера эклектики ограничивались в основном весьма умелым украшением зданий. Средствами художественной выразительности и образности стали такие казалось бы, второстепенные детали, как трубы, вентиляционные отверстия, подоконные доски, перемычки и многое-многое другое.
Рациональные приемы пластического и декоративного решения зданий, большие, различных очертаний проемы, эркеры, балконы, их сочетания, соотношения окон и простенков, характерного силуэта кровли отличают постройки "северного модерна" и близких ему течений от сооружений "декоративного модерна" с их сложным декором, символикой, излишне текучими линиями и массами. В целом надо сказать, что здания в стиле модерн и близкие ему обладают большой силой эмоционального воздействия независимо от личных вкусов исследователя или просто горожанина.