Вход на сайт
"Жуют волы, и длится ожиданье..."
21 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
malru* Miss Marple
в ответ malru* 13.07.07 20:14
Деление как дня, так и ночи на 12 часов перешло в Средневековье. Течение времени контролировало духовенство. Начиная с X - XI века звон колокола в монастырях и церквях подтверждал, что богослужебный распорядок идет своим чередом. Литургическое время следовало укрупненному делению на канонические часы. Монахи ордена бенедиктинцев до 3 часов пополуночи служили Утреню, иначе Полунощницу, за ней, до 6 часов утра следовали Хвалитны. С утренней зарей начинался час первый, час третий - около 9 утра, час 6-ой - полдень, час обеда, час девятый - до 3-х дня, за ними следовали Вечерня и Повечерие. Монахи придавали счету времени большое значение поскольку Богу угодна регулярность молитв.
Много сделали монахи и для усовершенствования часов. Герберт Аврилакский, впоследствии римский папа Сильвестр II (умер в 1003 г.), изобрел часы, ход которых сверяли с движением светил. Предположительно, это были водяные часы. Башенные часы с гирями установили в 996 г. в Магдебурге. В Москве башенные часы создал Лазарь Сербин в 1404 г. Как гласит летопись: ╚В лето 6912, индикта 12. Князь Великий замыслил часник и поставил его на своем дворе за церковью Св. Благовещеньем. Сей часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол размеряя и рассчитывая часы ночные и дневные; не во человек ударяще, но человековидно, самозвонно, страннолепно сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтанно и преухрещенно. Мастер же и художник сему бяше некоторый чернец, иже от Святыя горы пришедший, родом Сербин именем Лазарь╩.
В 1624 г. ярославские купцы купили в Москве куранты, которые отслужили свое на Спасской башне Кремля. Местные ╚левши╩ восстановили механизм и установили его на дозорной башне Спасо-Ярославского монастыря, потом перенесли на звонницу.
Во время белогвардейского мятежа часы были повреждены артиллерийским снарядом. Изношенный механизм, прежде чем окончательно отказать, сыграл ╚Интернационал╩.
Сигналы времени средневековым людям подавали петухи и колокола - время узнавали по слуху. Знать, который час не было нужды, достаточно было деление дня на трехчасовые части. Темп жизни и основных занятий определялся природным ритмом. Средневековое время прежде всего было религиозным и церковным. Литургический год, лето господне, представал чередой религиозных праздников, которые были вехами годичного времени, согласованными с природным ритмом сельскохозяйственных работ.
В средневековой Англии искусство колокольного звона служило моделью космического хода времени. Звон в несколько колоколов поочередно, благовест, перебор подчинялся твердым правилам. Из трех различно настроенных колоколов можно извлечь 6 переборов с разной последовательностью звучаний. Карийон из 12 колоколов позволяет варьировать переборы без повторов и пропусков на протяжении многих лет. Переборы создавали у слушателей впечатление непрекращающихся перемен, заставляя искать в изменчивости переборов определенную мелодию, которой нет, несмотря на то, что бой колоколов подчинялся неизменному математическому правилу. Уловить его можно было лишь прожив долгую жизнь, запомнив зачин и, обладая хорошей музыкальной памятью, отметить начало нового цикла. Д.Т. Фрейзер, современный исследователь времени, пишет: ╚Обобщая музыкальную космологию звонов, модель времени и музыки, можно перейти сначала к циклическому ходу жизни и ее возрастам, затем к истории человечества, а потом и вселенной. Сам космос можно мыслить как перебор бесчисленных осцилляторов, подчиненный принципам организации, которые в нем проявляются╩. Для древних китайских натуралистов наиболее важной задачей было вычисление частоты главного мирового тона - Тона Желтого Колокола, который выступает аналогом Дао.
Много сделали монахи и для усовершенствования часов. Герберт Аврилакский, впоследствии римский папа Сильвестр II (умер в 1003 г.), изобрел часы, ход которых сверяли с движением светил. Предположительно, это были водяные часы. Башенные часы с гирями установили в 996 г. в Магдебурге. В Москве башенные часы создал Лазарь Сербин в 1404 г. Как гласит летопись: ╚В лето 6912, индикта 12. Князь Великий замыслил часник и поставил его на своем дворе за церковью Св. Благовещеньем. Сей часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол размеряя и рассчитывая часы ночные и дневные; не во человек ударяще, но человековидно, самозвонно, страннолепно сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтанно и преухрещенно. Мастер же и художник сему бяше некоторый чернец, иже от Святыя горы пришедший, родом Сербин именем Лазарь╩.
В 1624 г. ярославские купцы купили в Москве куранты, которые отслужили свое на Спасской башне Кремля. Местные ╚левши╩ восстановили механизм и установили его на дозорной башне Спасо-Ярославского монастыря, потом перенесли на звонницу.
Во время белогвардейского мятежа часы были повреждены артиллерийским снарядом. Изношенный механизм, прежде чем окончательно отказать, сыграл ╚Интернационал╩.
Сигналы времени средневековым людям подавали петухи и колокола - время узнавали по слуху. Знать, который час не было нужды, достаточно было деление дня на трехчасовые части. Темп жизни и основных занятий определялся природным ритмом. Средневековое время прежде всего было религиозным и церковным. Литургический год, лето господне, представал чередой религиозных праздников, которые были вехами годичного времени, согласованными с природным ритмом сельскохозяйственных работ.
В средневековой Англии искусство колокольного звона служило моделью космического хода времени. Звон в несколько колоколов поочередно, благовест, перебор подчинялся твердым правилам. Из трех различно настроенных колоколов можно извлечь 6 переборов с разной последовательностью звучаний. Карийон из 12 колоколов позволяет варьировать переборы без повторов и пропусков на протяжении многих лет. Переборы создавали у слушателей впечатление непрекращающихся перемен, заставляя искать в изменчивости переборов определенную мелодию, которой нет, несмотря на то, что бой колоколов подчинялся неизменному математическому правилу. Уловить его можно было лишь прожив долгую жизнь, запомнив зачин и, обладая хорошей музыкальной памятью, отметить начало нового цикла. Д.Т. Фрейзер, современный исследователь времени, пишет: ╚Обобщая музыкальную космологию звонов, модель времени и музыки, можно перейти сначала к циклическому ходу жизни и ее возрастам, затем к истории человечества, а потом и вселенной. Сам космос можно мыслить как перебор бесчисленных осцилляторов, подчиненный принципам организации, которые в нем проявляются╩. Для древних китайских натуралистов наиболее важной задачей было вычисление частоты главного мирового тона - Тона Желтого Колокола, который выступает аналогом Дао.