Вход на сайт
Джо Дэвис "Монстры, карты, сигналы и коды"
44 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
malru* Miss Marple
в ответ malru* 24.11.07 20:57
Послание в разных бутылках
Вдохновившись аресибским экспериментом, я решил проверить эффективность подобного послания посредством инсталляции, которую выстроил в библиотеке Хайден Массачусетского технологического института (1989). Художественное произведение под названием ╚Послание в разных бутылках╩ состояло из 1679 стеклянных бутылок Boston Round (16 унций), закрепленных в больших каркасах, и занимало 18 проходов книгохранилища, находящегося в подвале. Как и положено, ╚единицы╩ были наполнены водой, а ╚нули╩ - пустые.
Хейден - одна из крупнейших библиотек Массачусетского технологического института. В ней есть вся информация, имеющая отношение к посланию, вся информация, необходимая для расшифровки послания, и, кроме того, ее часто посещают наиболее разумные из земных существ. Никто из них мое послание так и не расшифровал.
Послания человека для установления контакта с внеземным разумом обладают обширным контекстом, однако в то же время они должны говорить и сами за себя. Аристотель понимал, что мы обязаны раскрыть самих себя самим себе прежде, чем раскрывать себя кому-либо другому. В ╚Поэтике╩ Аристотель назвал проблему самораскрытия основнымэлементом поэтики трагедии. Он дал этому принципу название ╚узнавание╩ (╚переход от незнания к знанию╩), который наряду с другим конструктивным моментом - ╚перепетией╩ - формирует сам предмет изображения трагедии. Действительно, зависимость трагедийного предмета от механизмов ╚узнавания╩ и ╚перепетии╩ определенно прослеживается на протяжении всей истории искусства и литературы.
Проще говоря: ╚Ты обходишь всю Землю в поисках Чаши Грааля. По пути ты убиваешь собственную мать, попадаешь в тошнотворные переделки, претерпеваешь невыносимые мучения и тяжкие страдания. А в результате обнаруживаешь, что Чаша Грааля все это время находилась у тебя за пазухой╩. Это история ╚Джекила и Хайда╩. Это ╚Моби Дик╩, ╚Эдип╩, ╚Возвращение Мартина Герра╩, ╚Фицкаральдо╩, ╚Волшебник Изумрудного Города╩, ╚Быть Джоном Малковичем╩.
И опять же - ╚другой╩ неотвратимо присутствует внутри. Куда бы мы ни пошли, что бы мы ни увидели, независимо, как далеко от мира, - мы находим только отражения. По Аристотелю, когда мы в конце концов доберемся до края Вселенной, то, вынырнув вниз головой, обнаружим, что там на стене отпечатана все та же кора головного мозга человека.
Ученые, озабоченные поисками внеземного разума, продолжают старательно разрабатывать сложнейшие, детальные, но с практической точки зрения неприменимые цифровые сообщения для передачи по радио-телескопу иным цивилизациям. Универсальность языка, основанного на двоичном коде, вызывает сомнения по нескольким причинам. Во-первых, мы, создания билатерально (Билатеральный - двусторонний, относящийся к обеим сторонам (прим. Д. Булатова)) симметричные, существуем в мире множеством других симметрий. Мы погружены в традиции когнитивной дихотомии: правое и левое, позитив и негатив, правда и ложь, добро и зло.
Если бы мы были радиально симметричными, то ╚универсальной╩ считали бы совсем иную форму математической экспрессии.
Во-вторых, нуль был изобретен на нашей планете всего около тысячи лет назад. Вполне возможно, что очень разумные существа, построившие в разное время Парфенон, акведуки и пирамиды, создавшие карты звездного неба и измерившие окружность Земли, сделали все это вовсе без нуля.
И еще одно необоснованное предубеждение: ученые, полностью полагаясь на визуальную информацию (растровый массив или информационные пластины) как надежное средство межпланетной коммуникации, исходят из того, что инопланетяне обладают зрительными органами, способными воспринимать их послания. А наш земляк Кент Каллерс, сотрудник Института поиска внеземных цивилизаций в Калифорнии, много лет проработавший в NASA в поисках внеземного разума, - слеп.
Вдохновившись аресибским экспериментом, я решил проверить эффективность подобного послания посредством инсталляции, которую выстроил в библиотеке Хайден Массачусетского технологического института (1989). Художественное произведение под названием ╚Послание в разных бутылках╩ состояло из 1679 стеклянных бутылок Boston Round (16 унций), закрепленных в больших каркасах, и занимало 18 проходов книгохранилища, находящегося в подвале. Как и положено, ╚единицы╩ были наполнены водой, а ╚нули╩ - пустые.
Хейден - одна из крупнейших библиотек Массачусетского технологического института. В ней есть вся информация, имеющая отношение к посланию, вся информация, необходимая для расшифровки послания, и, кроме того, ее часто посещают наиболее разумные из земных существ. Никто из них мое послание так и не расшифровал.
Послания человека для установления контакта с внеземным разумом обладают обширным контекстом, однако в то же время они должны говорить и сами за себя. Аристотель понимал, что мы обязаны раскрыть самих себя самим себе прежде, чем раскрывать себя кому-либо другому. В ╚Поэтике╩ Аристотель назвал проблему самораскрытия основнымэлементом поэтики трагедии. Он дал этому принципу название ╚узнавание╩ (╚переход от незнания к знанию╩), который наряду с другим конструктивным моментом - ╚перепетией╩ - формирует сам предмет изображения трагедии. Действительно, зависимость трагедийного предмета от механизмов ╚узнавания╩ и ╚перепетии╩ определенно прослеживается на протяжении всей истории искусства и литературы.
Проще говоря: ╚Ты обходишь всю Землю в поисках Чаши Грааля. По пути ты убиваешь собственную мать, попадаешь в тошнотворные переделки, претерпеваешь невыносимые мучения и тяжкие страдания. А в результате обнаруживаешь, что Чаша Грааля все это время находилась у тебя за пазухой╩. Это история ╚Джекила и Хайда╩. Это ╚Моби Дик╩, ╚Эдип╩, ╚Возвращение Мартина Герра╩, ╚Фицкаральдо╩, ╚Волшебник Изумрудного Города╩, ╚Быть Джоном Малковичем╩.
И опять же - ╚другой╩ неотвратимо присутствует внутри. Куда бы мы ни пошли, что бы мы ни увидели, независимо, как далеко от мира, - мы находим только отражения. По Аристотелю, когда мы в конце концов доберемся до края Вселенной, то, вынырнув вниз головой, обнаружим, что там на стене отпечатана все та же кора головного мозга человека.
Ученые, озабоченные поисками внеземного разума, продолжают старательно разрабатывать сложнейшие, детальные, но с практической точки зрения неприменимые цифровые сообщения для передачи по радио-телескопу иным цивилизациям. Универсальность языка, основанного на двоичном коде, вызывает сомнения по нескольким причинам. Во-первых, мы, создания билатерально (Билатеральный - двусторонний, относящийся к обеим сторонам (прим. Д. Булатова)) симметричные, существуем в мире множеством других симметрий. Мы погружены в традиции когнитивной дихотомии: правое и левое, позитив и негатив, правда и ложь, добро и зло.
Если бы мы были радиально симметричными, то ╚универсальной╩ считали бы совсем иную форму математической экспрессии.
Во-вторых, нуль был изобретен на нашей планете всего около тысячи лет назад. Вполне возможно, что очень разумные существа, построившие в разное время Парфенон, акведуки и пирамиды, создавшие карты звездного неба и измерившие окружность Земли, сделали все это вовсе без нуля.
И еще одно необоснованное предубеждение: ученые, полностью полагаясь на визуальную информацию (растровый массив или информационные пластины) как надежное средство межпланетной коммуникации, исходят из того, что инопланетяне обладают зрительными органами, способными воспринимать их послания. А наш земляк Кент Каллерс, сотрудник Института поиска внеземных цивилизаций в Калифорнии, много лет проработавший в NASA в поисках внеземного разума, - слеп.