Deutsch

Легенды Русского Рока - Чёрный обелиск

14.02.08 18:37
Re: Легенды Русского Рока - Ч╦рный обелиск
 
АЛЕКСЕЙ М местный житель
АЛЕКСЕЙ М
Вернувшись в Москву, Крупнов продолжил поиски гитариста. Тут вновь на арене появился Василий Билошицкий. Он порекомендовал Толику попробовать послушать "Егора" (Игоря Жирнова) из группы ДЖОКЕР. Крупнов приехал на студию к Жирнову и поставил ему демо-ленту нового материала ЧО. "Егор" согласился присоединиться к ОБЕЛИСКУ. "Он понравился мне тем, - объясняет Толик, - что помимо чисто металлических штучек, мог легко и красиво играть вещи рок'н'рольного плана. Кстати, поэтому мы и не оставили тогда "Митю". Он зависал на JUDAS PRIEST и был очень тяжелым гитаристом. Будь это 1987 год - я бы его с руками и ногами оторвал, а сейчас мне было нужно нечто другое." Итак, "Егор" встал в ряды ОБЕЛИСКА. Последовала минимальная обкатка новобранца и - вперед.
В мае 1992 года нашу страну посетила бразильская треш-дэт-банда SEPULTURA. Сопровождением к этой группе были выбраны отечественные команды МАСТЕР, ШАХ, Э.С.Т. и, конечно же, ЧО. В России тур "Монстры Рока По Руинам Империи Зла" приземлялся в Санкт-Петербурге и Москве. SEPULTURA, конечно, отличная команда, но нельзя же было так пренебрегать нашими металлерами! Российским группам не давали сделать даже элементарного: отстроить звук. Поэтому отечественные команды (и ОБЕЛИСК в том числе) смотрелись блекло на фоне заграничных знаменитостей.
Решив все проблемы с составом, ЧО наконец-то осел в студии "Видеофильм" и приступил к записи первой в своей истории пластинки. Этот альбом вышел летом на "Alien Records" и поразил многих поклонников группы. Несмотря на то, что перед началом записи Крупнов "проговорился" в одном из интервью о новшествах, введенных в музыку ОБЕЛИСКА (практически чистый звук гитары во многих местах, нестандартное использование баса и т.д.), мало кто ожидал такого резкого поворота в стилистике команды. Многие даже обвинили группу в том, что она стала играть "коммерческую" музыку. Крупнов: "Зачем переигрывать заново то, что уже было раньше? Я сознательно вычищал из нового ОБЕЛИСКА то, что было в старом. Да, "Еще Один День" получился легче всех предыдущих альбомов (я специально шел к этому), но он получился гораздо жестче и ритмичнее. Наивно полагать, что не будь перерыва в два года (1988-1990), то ЧО продолжал бы работать в старом ключе. Нет, я все равно логически пришел бы к "Еще Одному Дню"... А все эти обвинения в "коммерции" и "попсовизации"... Разве "Война" или "Здесь И Сейчас", или "Дорога В Никуда" - не тяжелые вещи? Да, мы здорово изменились - и мне это нравится..." Но вернемся к самому альбому. Итак, он был озаглавлен "Еще Один День" и в него входили песни: "Город В Огне", "Дорога В Никуда", "Дом Желтого Сна", "Убей Их Всех", "Война", "Здесь И Сейчас" и "День Прошел, А Ты Все Жив (Еще Один День)".
Несмотря на все обвинения, диск получил прекрасные рецензии в ведущих российских металлических изданиях. Вот выдержка из одной рецензии: "Темы альбома проносятся буквально на одном дыхании, клокоча злобой, горькой иронией и еще Бог знает чем, что можно найти в песнях Крупнова и компании. Лирика - одна из наиболее сильных сторон творчества ОБЕЛИСКА. В полной мере это проявляется на самой, пожалуй, мрачной и гнетущей, самой длинной композиции "Война", открывающей вторую сторону. Эмоциональное воздействие велико..." Это о текстах, а о музыке? Сначала следует отметить удивительную чистоту звука. Пожалуй, это один из самых лучших альбомов, вышедших в России, по качеству саунда. Как уже говорилось выше, многие инструменты использовались нестандартно. В некоторых местах Крупнов даже "давал" слэп. "А что в этом такого? - говорит Толик. - Я умею играть слэпом, почему же мне этого не делать? Это раньше существовало предубеждение, что так только "какие-то" джаз-рокеры играют, теперь это воспринимается нормально..." Что ж, можно подытожить: ЧО лишний раз доказал всем свой профессионализм и многогранность своего таланта.
Но не обошлось и без потерь. ОБЕЛИСК оставил один из людей, стоявший у самых истоков группы. Это был Женя Чайко. Крупнов: "Женька всегда был "повернут" на звуке. А на "Видеофильме" возможностей экспериментировать и работать со звуком было хоть отбавляй. Вот он и остался работать на "Видеофильме"... Однако, на этом потери ЧО не ограничились. Вскоре после выхода альбома группу покидает Игорь Жирнов. Объяснения Крупнова на сей счет: "Егор" - человек в достаточной мере "шаровой". Он очень любит импровизировать. В частности, он не понимал, зачем нужно репетировать, если известна структура композиции? "Какая разница: сыграю я соло так или по другому?" - говорил он. А у меня еще с 1986 года все было жестко: постоянные репетиции, чтобы каждая вещь оттачивалась до миллиметра. И вот в этом мы с ним не состыковывались. Так что пришлось с "Егором" расстаться..." Таким образом возникла очередная головная боль: кто будет новым гитаристом? К счастью, на сей раз проблема решилась гораздо быстрее, чем того ожидали. Новым музыкантом стал Дмитрий Борисенков, полгода назад уже "засветившийся" в составе ЧО.
Дмитрий Борисенков родился 8 марта (вот повезло то!) 1968 года в Москве. "Да, 8 марта - это, конечно, забавное число. Но зато цветов никому не дарю," - отшучивается "Митя". Борисенков: "Начинал я как бас-гитарист. Сначала играл с группой КОНТРАБАНДА. Это были еще совсем детские времена. Потом попал в какую-то другую группу... А когда меня выгнали из техникума, я поступил в училище. Там вместе со мной училось много людей, ставших впоследствии музыкантами (наибольших успехов добился "Мотор" - нынешний басист ШАХА). В этом училище была местная группа, с которой я и познакомился. Они пригласили меня к себе в состав. В это время я как раз "пересел" с баса на гитару... А на сцену я "вылезал" с группой ТРОЛЛЬ. Это было в 1987 году..." Произошло это следующим образом. Рок Лаборатория проводила очередной "Фестиваль Надежд", и для металлического дня не хватало двух групп. Крупнов (!), являвшийся членом жюри, порекомендовал прослушать Э.С.Т. и ТРОЛЛЬ. Таким образом Борисенков оказался на сцене "Надежд". "Как всегда, в самый нужный момент у одного из нас отказала "примочка", - вспоминает "Митя". - Мы дико трясли головами, орали что-то... Короче говоря, ничего толком не сыграли, но пошумели неплохо..." Однако, вскоре после этого события, Борисенков покинул ТРОЛЛЬ из-за проблем внутри группы. Затем он пробовал работать с МАФИЕЙ, STAINLESS, с другими командами, но это не привело к результату. Разочаровавшись, "Митя" решил забросить попытки выйти на большую сцену и отошел от музыкальных дел.
Но долго "отдыхать" ему не пришлось. Владимир Ермаков (как мы уже знаем, "Митя" и "Вовчик" были знакомы с 1990 года) предложил ему попробовать работать с ОБЕЛИСКОМ. И вот, весной 1992 года "Митя" появился в составе ЧО. Однако, ему удалось отработать с группой только один концерт. "Я дал этакого "металлиста", - говорит Борисенков. - Слишком тяжело, слишком быстро... Короче говоря, Крупнову тогда более рок-н-ролльный гитарист нужен был..."
И все-таки Борисенкова в ОБЕЛИСКЕ не забыли. Когда летом того же, 1992 года ЧО вновь остался без лидер-гитариста, предложение было сделано именно "Мите". Он, естественно, согласился, и с тех пор мы имеем счастье лицезреть его на сцене. А как думает сам Борисенков, почему именно его взяли в ОБЕЛИСК? "Наверное, это заслуга Саши Юрасова (тогда он был техником ЧО), - говорит "Митя". - Я помогал ему записывать фонограмму для кого-то, а он потом эту "фанеру" дал послушать Крупнову. Толик послушал на ней мои соло-партии и решился взять меня к себе в группу..." Крупнов: "Мы не сразу утвердили "Митю" окончательно. Решили: возьмем его, а дальше видно будет. Но он как-то "прилип" и с каждым разом играл все лучше и лучше. Я понял: он - то, что надо." Помимо гитариста, в лице Борисенкова ЧО обрел неплохого оппонента Крупнову. Теперь монологи Толика со сцены превратились в диалоги между ним и "Митей". А сценическое действо было украшено соло-дуэлями баса Крупнова и гитары Борисенкова.
В августе 1992 года ЧО принял участие в концерте "Рок На Баррикадах", приуроченном к годовщине победы демократии в России. Но и тут произошел казус: Алексеев был на даче и ничего о концерте не знал. ОБЕЛИСК выручил Игорь Жирнов, взявший на себя функции "Алексиса". "Я был в огороде и копал картошку, - вспоминает Юра. - Вдруг из дома выбегает жена и кричит: "Юра, иди скорей! Тут твой ОБЕЛИСК в прямой трансляции показывают!" Я в полных непонятках забегаю в дом и вижу, что это действительно так. "Черт с ними! Пусть играют," - подумал я и пошел копать дальше..." Еще один эпизод этого концерта: Крупнов играл совершенно больной, с температурой под сорок градусов. А после выступления, когда Толик спускался со сцены, он, не в силах больше стоять на ногах, просто упал... Кто после этого скажет, что быть музыкантом - легкое дело?
Когда же Алексеев выкопал на даче всю картошку и вернулся в Москву, ЧО отправился на гастроли в Тулу. Эта поездка была заснята на видеопленку. Затем в архиве ОБЕЛИСКА появились еще два видеоклипа. Первый был сделан на песню "Дорога В Никуда" на основе концертных и закулисных съемок, произведенных 13 ноября 1992 года в ДК им. Горбунова, а второй клип - к композиции "Еще Один День (День Прошел, А Ты Все Жив)", куда вошли фрагменты московского концерта в рамках тура "Монстры Рока По Руинам Империи Зла" и отдельная досъемка на одной из фабрик церемониальных принадлежностей города Москвы. Оба клипа были смонтированы Ильей Конденковым при непосредственной помощи Олега "Оззи" Вдовина. Готовился и еще один клип к композиции "Убей Их Всех", но, когда он был отснят и практически смонтирован, видеокассета была при загадочных обстоятельствах похищена из студии.
Тем временем, Владимир Ермаков, помимо активной деятельности в ЧО, принял участие в записи нового альбома МАСТЕРА "Talk Of The Devil". Дело в том, что у МАСТЕРА не было в то время барабанщика, и при записи пластинки группе помогали несколько "стукачей". "Мне было в кайф поработать тогда с МАСТЕРОМ, - говорит Владимир. - Вообще, если не моя природная лень, то я вполне мог бы достичь уровня известности Шатуновского (ведущий барабанщик России, принимавший участие во множестве проектов, - автор). Но... Ленивый я очень..."
13 ноября состоялся очередной концерт, посвященный памяти Комарова. На нем Крупнов впервые исполнил под акустическую гитару (на которой сам и играл) песню "Пельменная", которую он написал еще в 14 лет. На этом же концерте впервые появилась вещь, совершенно несвойственная для металлических сейшенов. А именно: многие песни слушатели встречали не криками, не свистом, а аплодисментами. "Трудно передать чувства, которые возникают при этом, - говорит Крупнов. - Впервые нам аплодировали в 1986 году после исполнения вступления к "Фантастической Гравюре" на скрипке, второй - в 1988 году после того, как мы впервые исполнили "Аве, Цезарь", и вот теперь... Мне было безумно приятно. Это можно сравнить с тем, что перед тобой, при гробовом молчании, выступили несколько групп, а когда вышла твоя - зал просто взорвался. Очень, очень приятно..."
В конце года неплохим подарком для ЧО явился выход пластинки "Монстры Рока" и компакт-диска с тем же названием. На виниле было две вещи ОБЕЛИСКА - "Стена" и "Аве, Цезарь", а на компакте - англоязычные "City's On Fire" и "One More Day".
1993 год начался градом концертов. ОБЕЛИСК выступал очень часто: практически по разу в неделю, плюс гастроли. Помимо этого, уже был готов и новый материал. Запись демо-ленты новой программы была произведена в период с 17 января по 7 февраля на студии "БИЗИ-трэкс". Наиболее интересные моменты этой записи были запечатлены на видео. Демо было озаглавлено "96 град. + 415" и включало в себя вещи "Я Остаюсь", "Дом Желтого Сна (часть 2)", кавер-версию METALLIC'и "Seek And Destroy", "Кто Мы Теперь?", "Новая Жизнь", "Про Любовь", "96 град. + 415 (инструментал)" и песню "Мы В Пути". Раскроем секрет названия "96 град. + 415". 96 град. ("градусов") содержится в спирте "Royal", который (в целях экономии) пили ребята во время записи; а 415 - количество пустых бутылок из-под пива, оставленных ими в студии после завершения работы.
Как же рождалась эта новая программа? Крупнов: "Ну, с песней "Новая Жизнь" все было ясно. Она планировалась в "Еще Один День" и не вошла в тот альбом только потому, что не "влезла" по времени. А остальные... У меня вещи рождаются как бы параллельно, т. е. та вещь, которую я уже "выносил", входит в новую программу, а та, которую я еще не додумал, в которой я не совсем уверен - автоматически переносится на следующую. Так было с "Я Остаюсь", со многими другими новыми песнями. Скажу больше, уже сейчас написаны вещи для следующей программы. Только они еще не до конца оформились. Под словом "оформились" я подразумеваю сочетание музыкальной и текстовой стороны. И вот, когда это сочетание будет идеальным - тогда все. После этого довести вещь "до ума" - дело двух часов... Что же касается музыки и текста... У меня уже срабатывает автомат: если я пишу стихи, то подсознательно прикидываю, какая бы музыка сюда подошла, и наоборот: если мне приходит в голову какой-то музыкальный фрагмент, то я думаю, что бы сюда подошло чисто по смыслу. Вообще, на мой взгляд, у нас музыка и текст несут равную смысловую нагрузку..."
А вообще, как рождается музыка ОБЕЛИСКА, какие проблемы возникают внутри группы, как складываются отношения между участниками коллектива? Крупнов: "Как пишем музыку? Я приношу какую-то болванку, говорю кому как играть, и начинаем... Проигрываем один раз, тормозимся и я спрашиваю: "Кого от чего "ломает"? Все высказываются, предлагают свои варианты. Учитываем это и играем снова. Так как-то кучей и придумываем... Но, естественно, если у меня есть убежденность, что это нужно играть именно вот так, то я - лидер, и мое слово всегда решающее... Однако, в последнее время я все чаще и чаще говорю: "Играй как хочешь..." А проблемы... Нет, я в общем-то всегда за всех спокоен, и особых конфликтов не возникает. Единственная проблема, которая может возникнуть - это "Вовчик" (Ермаков, - автор). Он начинает считать ("Алексис" этим, на мой взгляд, уже переболел), что лучше всех все понимает, лучше всех знает какую музыку и как нужно играть т.д. Вообще-то, по большому счету, человека в таком случае нужно отпускать на годик, чтобы он собрал свою группу, чтобы сам "потыкался" и понял, что не все так просто, как кажется... Но у меня сейчас нет ни возможности, ни времени это осуществить..." Теперь те же самые вопросы к Алексееву. Юра краток: "В музыке я всегда за тяжесть... А отношения у меня со всеми нормальные..." Ермаков: "Подход к музыке значительно изменился с 1990 года. Если раньше практически все делал Крупнов, то теперь гораздо больше возможностей творчески раскрыться получили другие члены группы. Например, когда Толик понял, что я достаточно самостоятельный человек, что легко могу сам обдумывать свои партии, то он перестал меня контролировать и теперь полностью спокоен за меня. Вообще, в ЧО каждый сам делает свои аранжировки на готовый костяк вещи. Так и пишем музыку. Однако, существуют и определенные рамки группы. В частности, они узки в том, что Крупнов не любит много вариантов с ритмикой, не любит всякие "навороты". Ему нравится более простая музыка. В то же время, широта этих рамок в том, что в этой простоте можно (и нужно) суметь выразить себя... А вот что мне очень нравится в Крупнове - это его подход к композициям, которые кого-либо "ломают". Допустим, если вещь кому-то из группы совсем не нравится, то он не настаивает на ней, а просто откладывает ее в сторону. И бывали случаи, когда потом, через какое-то время, вещь реанимировалась и занимала достойное место в репертуаре. Ведь гораздо проще понять, что именно тебе не нравиться в песне, оценивая ее по прошествии месяца, трех, года... Что же касается общения, то мне лично очень в кайф работать с "Митей". Как в музыкальном плане, так и в чисто человеческом. Но это совершенно не значит, что у меня какие-то натянутые отношения с Крупновым или "Алексисом". Да, мы все иногда друг от друга устаем, но и эта проблема решаема. В таких случаях мы просто не репетируем и отдыхаем. А когда встречаемся снова - все уже нормально..." Борисенков: "Ну, тексты - это всегда за Крупновым, а в музыку, наверное, все вкладывают поровну... Иногда кое-какие напряги возникают, но они быстро заканчиваются. А происходит это все от того, что и Крупнов, и Володя, и "Алексис" иной раз бывают очень упрямыми. Я же в конфликтах практически не участвую. Такое случается только если я за кого-нибудь "заступаюсь"... Новые музыкальные идеи предпочитаю пробовать с "Вовчиком". Мне гораздо проще оценить идею, играя с одними барабанами..." Вот такие дела творятся внутри ЧО...
10 мая и 14 июня 1993 года ОБЕЛИСК снова появился на большой сцене. В первом случае это произошло вместе с группой ACCEPT, а во втором - с FAITH NO MORE и российской бандой Э.С.Т. "Если бы нам на этих концертах дали равнозначный звук с "импортными" хэдлайнерами, то неизвестно еще, кто кого "убрал" бы," - заявляет Ермаков. С барабанщиком согласен и Крупнов.
А дальше в истории ОБЕЛИСКА произошел еще один (очередной!) казус, связанный с фестивалем "Звуковая Дорожка", проводимом газетой МК. Летом ЧО принял участие в данном мероприятии. Когда ребята оказались на МСА Лужников, выяснилось, что Крупнов отсутствует. "Ладно, придет попозже," - решили все. Однако, пришло время выходить на сцену, а Анатолий так и не появился. Было принято решение... играть без него (т.к. музыка все равно шла под фонограмму). На сцену вышли Алексеев, Борисенков и Ермаков с бас-гитарой (!) (место "Вовчика" за барабанами заняла огромная лошадиная голова, сделанная из картона). Вместе с ребятами перед народом появилась Елена Пчелкина (приятельница "обелисков"), вставшая перед микрофоном. Люди, включавшие фонограмму, были в недоумении: а где же Крупнов? Наконец, решив, что он выскочит на сцену в самый нужный момент, они запустили музыку и... Перед немного обалдевшей публикой Пчелкина запела голосом Крупнова! Во время исполнения песни на сцену выбежала масса людей, одетых в майки ОБЕЛИСКА, и принялась махать руками и головами, изображая фэнов... "Я сам так и не понял, что произошло, - смеется "Митя". - Но было весело..." "Отыграв" свое, ЧО гордо удалился со сцены, посеяв в зале, мягко говоря, недоумение...
В июле 1993 года ОБЕЛИСК сменил репетиционную базу. Отныне группа поселилась в ДК МАИ, где и "обитает" до сих пор. Примерно в это же время ЧО обрел менеджера в лице Александра Юрасова, до этого момента работавшего в ОБЕЛИСКЕ техником.
Тем же летом ритм-секция ЧО приняла участие в двух проектах: Владимир Ермаков помог своим старым друзьям из КАНТОРА записать для сборника "Железный Марш 2" песню "Второе Пришествие", а Крупнов, в свою очередь, примкнул к новому коллективу Игоря Сукачева (экс-БРИГАДА С) и укатил с ним на концерты в Кенигсберг. Ну, почему "Вовчик" помогал КАНТОРУ - это понятно (играли все-таки когда-то вместе), а вот почему Толик присоединился к проекту Сукачева? Он поясняет: "Мы были знакомы с "Гариком" (Сукачев, - автор) еще до Кенигсберга. И когда он мне предложил примкнуть к нему, то я с радостью согласился, т. к. в его концертах принимали участие симфонический оркестр и хор, а поиграть с таким составом - моя давняя мечта..." Проект планировался как одноразовый (всего для трех концертов в Кенигсберге), но, однако, вскоре он получил неожиданное продолжение.
Через некоторое время после кенигсбергских концертов Сукачев вновь связался с Толиком и предложил ему присоединиться к проекту НЕПРИКАСАЕМЫЕ, возглавляемому самим "Гариком". Крупнов согласился. Сейчас НЕПРИКАСАЕМЫЕ успешно выступают в рок-клубах Москвы. (Следует отметить, что работа с Сукачевым ни в коей мере не мешает основной работе Крупнова в ЧО, т. к. музыка ОБЕЛИСКА и НЕПРИКАСАЕМЫХ значительно отличается, а, следовательно, Толик не "крадет" музыкальных идей своей группы для "Гарика". К тому же, концерты и репетиции НЕПРИКАСАЕМЫХ проводятся тогда, когда у Крупнова (равно как и других участников проекта) нет концертов и репетиций в составе собственного коллектива.) Остается только назвать остальных участников НЕПРИКАСАЕМЫХ. Это гитарист Сергей Воронов (CROSSROADS), барабанщик Павел Кузин (БРАВО), клавишник Рушан Аюпов (экс-БРИГАДА С), Алексей Ермолин (духовые инструменты), Александр Казанков (народные инструменты) и папа Игоря Сукачева (труба). Так выглядит основной состав группы. Помимо этого, к НЕПРИКАСАЕМЫМ на больших концертах присоединяется еще два-три человека. Да, чуть не забыли сказать о музыке. Музыка НЕПРИКАСАЕМЫХ - это добрый веселый рок-н-ролл...
И вот, после столь бурно проведенного периода (начавшегося в январе 1993 года), для ЧО наступило совсем несвойственное этой группе время застоя. Судите сами: больше, чем за целый год, ОБЕЛИСК появляется на большой сцене всего... четыре раза! В основном же группа играла в рок-кафе и ночных клубах. Наибольшее количество концертов прошло в рок-кафе "Вояж", открывшемся 6 августа 1993 года. С чем же связан такой застой? "Это творческий кризис, - говорит Ермаков. - Он у всех был в это время. Ничего не происходило: никаких тусовок, никаких концертов... Буквально за месяц все съехали с больших площадок на клубные. Это все происходит от мозгов наших фэнов. Они постоянно бросаются из одной крайности в другую: то все любили рок-н-ролл, теперь все любят техно. В связи с этим, большие рок-н-ролльные концерты проводить стало просто нерентабельно. А через год-два все будет наоборот... Во всем нормальном мире существуют и большие площадки, и клубы, а люди выступают и там, и там. И только у нас: либо все на больших, либо все в клубах. Бред... Что же касается лично меня, то могу сказать: этот период бездеятельности здорово выбил из колеи. Мне очень трудно было потом восстанавливать требуемую форму..." Вот так невесело закончился 1993 и начался 1994 год.
Однако, музыканты не теряли времени даром. Так, например, Ермаков занялся анализом своих познаний в барабанном деле, с целью передачи их юному поколению. Сей процесс был увековечен на бумаге в виде небольшого пособия, озаглавленного "Полезные советы начинающим барабанщикам". Данный документ мы приводим в нашем повествовании: "Итак, ты решил стать барабанщиком. Если ты как следует подумал, то, пожалуй, начнем: 1. Барабаны - это музыкальный инструмент. 2. Изучи хотя бы поверхностно ноты, чтобы иметь представление о том, чем ты занимаешься (занялся). 3. Попытайся раскоординироваться: одной рукой кругами гладь себя по животу (можно ниже, и не кругами), при этом целенаправленно стучи себя по лбу другой рукой, вышибая последние надежды стать нормальным человеком. Хорошо бы еще приседать на носках и напевать любимую песенку. 4. Учись слушать музыку. Попытайся понять (выслушать) - что играет тот или иной барабанщик (музыкант), вплоть до тонкостей, на которые еще не способны твои слабые недоразвитые уши и мозги. 5. Не старайся копировать "в ноль". Пойми, ощути и проникнись. О палочках: Палочки рекомендую подбирать по толщине того, к чему привыкли твои руки. Помимо обычного варианта - с головкой, существует вариант с ее отсутствием. О барабанах: Сел за барабаны - молодец! Так тебе и надо. У гитаристов один инструмент (женщина, баба, дура, сука), а у тебя столько!.. Это к вопросу о раскоординации. Так что, если ты взялся - придется попотеть. Да, чуть не забыл, попроси у соседки томпоны в уши, чтобы избавить себя и свой слух от громких криков невинных жертв твоей юношеской агрессии (если ты, конечно, не туговат на уши). Отдых: Расслабься и обсуди с друзьями за стаканом кефира: кто круче - ты или барабанщик из... (любая известная группа), у кого громче удар, кто быстрее играет или у кого больше барабанов. Это поможет тебе почувствовать себя уверенно. О стиле: О стиле пока не думай, тебе не до этого. О внутреннем состоянии: Жизнь - говно, ты - говно, все вокруг - говно, только музыка вечна!" Ну что, будущие ульрихи и ломбардо, прочитали? А теперь быстро бегите осваивать теорию на практике! Да поможет вам Бог..
Пока Ермаков занимался научно-барабанно-литературными изысканиями, ОБЕЛИСК продолжал переживать эпоху расцвета застоя. И вот, наконец-то, в мае произошел всплеск активности: ЧО засел на студию "SNC Records" и приступил к записи нового альбома. Костяк материала составила демо-запись "96 град. + 415", к которой были прибавлены четыре новые вещи и песня "Пельменная". Новый альбом называется "Я Остаюсь" и включает в себя 12 композиций: "Мы В Пути", "Я Остаюсь", "Пятая Песня", "Седьмая Песня", "Кто Мы Теперь?", "Новая Жизнь", "Девятая Песня", "96 град. + 415 (инструментал)", "Про Любовь", "Алкарель", "Дом Желтого Сна (часть 2)" и "Пельменная" (концерт). Но и это еще не все. Помимо "Я Остаюсь" ОБЕЛИСК записал еще один альбом, составленный из ремиксов вещей прошлых лет. Этот альбом озаглавлен "Стена", и в него входят: "Стена (настоящая)", "Дом Желтого Сна (версия вторая)", "Аве, Цезарь", "Меч", "Серый Святой (в рок'н'ролле)", "Игрок (акустический вариант)", "Болезнь", "Черный Обелиск" и... акустический (!) вариант песни "Стена". Вот так! Оба альбома вышли под лейблом фирмы "BSA Records" исключительно на компакт-дисках. Ну, по поводу нового материала мы уже писали (см. о демо "96 град. + 415"), а что музыканты скажут по поводу ремиксов? Крупнов: "Такая идея возникла давно. Ведь мы хотели издавать "Стену" (записанную в 1991 году) на виниле. Тогда из этой идеи ничего не вышло, а теперь возможность появилась. Однако, со временем взгляд на вещи вообще (и на музыку в частности) меняется. Поэтому все песни звучат свежо, по-новому. Я думаю, что фэнам будет интересно послушать наш новый вариант старого материала. А ведь помимо вещей со "Стены", на этом альбоме есть и совсем старые композиции (например, "Болезнь" или "Черный Обелиск")... В общем, я считаю, что альбом получился очень интересным..." Ермаков: "Мне было очень интересно работать над ремиксами. Вообще, если честно, то мне больше нравится концепция старого ОБЕЛИСКА. Особенно в стихах. Если когда-нибудь мы все-таки перепишем весь старый материал (а такая идея есть), то это будет просто замечательно. Я с удовольствием возьмусь за эту работу... К тому же, запись "Стены" может здорово способствовать для продвижения нашей музыкальной индустрии. Ведь, по большому счету, этот альбом - макси-сингл. И, если есть люди, которым совсем не нравится группа ЧО вцелом, а лишь некоторые вещи (и "Стена" в том числе), то они купят этот компакт и с удовольствием будут слушать его. Это уже прогресс, цивилизованный музыкальный рынок..." Осталось добавить только то, что на запись новых альбомов "обелиски" пригласили своих друзей. В песнях "Меч", "Серый Святой (в рок'н'ролле)", "96 град. + 415 (инструментал)" и "Дом Желтого Сна (часть 2)" можно услышать клавишные Рушана Аюпова, в "Болезни" и "Девятой Песне" - гитару Сергея Воронова, а в акустическом варианте "Стены" - гитару Михаила Кассирова (ВА-БАНКЪ).
Но и это еще не все. Уже в сентябре 1994 года выпущены в продажу переизданный "Еще Один День" (на сей раз на компакт-диске) и две компакт-кассеты "Память О Прошлом" 1 и 2 части. На этих кассетах содержатся только концертные записи группы. На первой части: "Апокалипсис", "Абадонна", "Литании Сатане", "Фантастическая Гравюра", "Серый Святой", "Аве, Цезарь" и "Женщина В Черном". На второй части: "Полночь", "Стена", "Игрок", "Меч", "Пельменная", "Дорога В Никуда", "Сплин" и "Черный Обелиск". Кроме того, в поддержку к новым альбомам отсняты видеоклипы на песню "Дом Желтого Сна (версия вторая)" и "Пятая Песня". И, конечно же, презентации и целое море концертов...
Крупнов, помимо работы в ЧО и сотрудничества с НЕПРИКАСАЕМЫМИ, занят записью сольного альбома. Кроме этого, в свободное от работы время Толик пишет свою книгу философско-публицистического характера. Алексеев наконец-то осуществил свою самую сокровенную мечту и заимел "Запорожец". Осталось только сдать экзамен на права... Борисенков планирует (правда, только в том случае, если ситуация с концертной деятельностью ЧО не изменится в лучшую сторону) "замутить" какой-нибудь сольный проект, где он думает реализовать накопившиеся у него музыкальные идеи (естественно, что этот проект будет существовать параллельно деятельности "Мити" в ОБЕЛИСКЕ). Ермаков вошел в состав группы НЕВОЗБУДИМЫЕ, куда кроме него входят Михаил Гадалов и еще несколько людей, пока неизвестных широкой публике. В планах НЕВОЗБУДИМЫХ - запись мини-альбома, а за ним и полнометражной работы. Что ж, пожелаем всем ребятам из ЧО удачи в их начинаниях!
Итак, мы постарались по мере возможности наиболее полно осветить историю группы ЧО. В ней было все: взлет, бешеный успех, забвение, новый взлет, новый успех, застой и надежда. Надежда на то, что люди, умеющие профессионально делать музыку, умеющие дарить другим радость, будут делать это без проблем. Так должно быть. Пусть так и будет!
The Show Must Go On!!!
Итак, продолжим. Как вы наверное помните, раздел "Память о прошлом" закончился довольно оптимистическим пожеланием/утверждением. К сожалению, жизнь распорядилась иначе. Но обо всем по порядку.
Для начала отметим один эпизод, произошедший как раз в то время, когда заканчивалась работа над предыдущей частью истории ЧО. Крупнов совершенно неожиданно решил выступить дуэтом с Сергеем Савиным (на тот момент - вокалистом группы ВАН МОО), с которым Толик познакомился в процессе съемок видеоклипа "Дом Желтого Сна (версия вторая)". Впоследствии это решение реализовалось в виде записи совместной композиции "Белый Танец". Эта песня попала на радио и имела определенный успех "в узких кругах".
Тем временем, всплеск интереса к ЧО, связанный с выходом нового и переизданием старого материала, довольно быстро угас. Этому сопутствовал целый ряд причин, основной из которых была сложность с организацией концертов. Справедливости ради заметим, что в тот период времени вся тяжелая музыка оказалась в кризисе. Пережив бурный подъем в конце 80-х - начале 90-х годов, она оказалась "за бортом". (В принципе, и сейчас ситуация только начинает налаживаться.) Наиболее точно истоки сложившейся тогда ситуации были обрисованы Владимиром Ермаковым в пятой части "Памяти о прошлом".
Сложившееся положение вещей чрезвычайно негативно подействовало на внутреннее состояние Крупнова. "Толик оказался в кризисе, - говорит Ермаков. - Он не мог бездействовать. А тут у ЧО все совершенно заглохло. Но с другой стороны (как это не парадоксально), Крупнов как раз подзаряжался негативной энергией. И у него начали роиться в голове новые мысли, не связанные напрямую с ОБЕЛИСКОМ..." "Да, сидели без работы, - соглашается Борисенков. - Крупнов (как это обычно бывало в таких случаях) начал здорово выпивать... До этого момента он не раз задумывался о стороннем проекте (с нами, но вне рамок ЧО), а тут эти мысли стал активно поддерживать и культивировать в нем директор группы (Александр Юрасов, - прим. автора.). Он постоянно капал Толику на мозги, что надо делать что-то другое, заниматься сольным творчеством. А там, глядишь и ситуация с ОБЕЛИСКОМ выправится." Крупнов: "Идея этакого сольного альбома (но в составе музыкантов ЧО) была у меня уже давно. Например, я безумно люблю Челентано, но исполнять его песни в концепции ОБЕЛИСКА невозможно. Элементарно название и статус коллектива не позволяет. Плюс к этому, у меня существует несколько иное видение некоторых песен ЧО. Хочется записать их иначе, нежели в привычной всем форме..."
После того, как решение о создании подобного проекта оформилось окончательно, музыканты приступили к его осуществлению. Суть свелась к следующему: записать несколько песен ЧО в нетрадиционном для ОБЕЛИСКА звучании, добавить к ним новые композиции, так же не вписывающиеся в репертуар коллектива, и разбавить материал кавер-версиями произведений, далеких от металлической стилистики. Музыканты начинают репетировать. Но и тут проблемы не заставили себя долго ждать. Борисенков: "Сразу же соскочил "Алексис". Он заявил, что эта музыка ему абсолютно не интересна, и принимать участие в ее записи он не собирается. Честно говоря, и мне не очень-то хотелось заниматься этим проектом, но делать все равно было нечего. Остались мы втроем. Точнее вдвоем с половиной. Толик в тот период был не в лучшей форме. Приходил весь синий с трясущимися руками ("после вчерашнего"), без опохмелки толком не мог ни играть, ни петь. Репетиции с присутствием изрядного количества выпивки стали нормой. Часто Крупнов просто заявлял: "Да какая разница, как играть. Как получится - так и ладно." Кроме того, у нас на базе постоянно зависал еще кто-нибудь. То НЕПРИКАСАЕМЫЕ (а, естественно, в такие моменты Толик репетировал с ними), то ПАРК ГОРЬКОГО... А однажды, никого из нас не предупредив, "Крупский" просто свалил в Питер к ДДТ..."
Действительно, в тот момент Крупнов получает предложение присоединиться к ДДТ в качестве бас-гитариста. Дело в том, что перед записью нового альбома штатный басист коллектива Вадим Курылев "переключился" с бас-гитары на гитары "обычные". Стороны пробуют поработать вместе. Но дальше этого дело не пошло. Крупнов так объяснял факт того, почему сотрудничество с Юрием Шевчуком у него не сложилось: "Ну, во-первых, для того, чтобы играть в ДДТ, мне необходимо было переехать жить в Питер. А я не очень люблю этот город. Он для меня какой-то холодный, строгий очень. А я веселье и оттяг люблю. В этом плане Москва для меня - идеальное место. Ну, а во-вторых, не все там у меня сложилось. Немного не так все оказалось, как я себе представлял. Да и Юра Шевчук наше сотрудничество по-другому видел..." А вот как сам Шевчук вспоминал об этом времени: "Толик произвел на меня неизгладимое впечатление. Совершенно потрясающий человек! С ним всегда было комфортно. А уж когда он начинал играть... Все просто открывали рты и смотрели на него, опустив руки." Однако, союз музыкантов не стал мертворожденным. Анатолий принял участие в аранжировках музыкального материала для альбома "Это Все...". Особенно "рука Крупнова" заметна в партии бас-гитары на песне "Агидель (Белая Река)". Прислушайтесь, ничего не напоминает? Или кода композиции "Жизнь На Месте"?
Помимо всего прочего, Крупнов все больше времени стал уделять сотрудничеству с НЕПРИКАСАЕМЫМИ. Это не в последнюю очередь было связано и с тем, что финансовое положение коллектива, собранного Сукачевым, было достаточно стабильным. НЕПРИКАСАЕМЫЕ достаточно часто выступали как в клубах, так и на больших площадках столицы. А что еще более важно - успешно гастролировали по территории СНГ.
Следствием активности НЕПРИКАСАЕМЫХ стал выход студийного альбома "Брел, Брел, Брел..." (записан летом 1994-го года). Работа включала в себя восемь композиций: "Дорога Под Землю", "Без Четверти Восемь", "Эрегированный", "Ассоль", "Ольга", "Брел, Брел, Брел", "Напои Меня Водой" и "Непокоренная Вера". В записи альбома (естественно, кроме Сукачева (вокал, акустическая гитара) и Крупнова (бас, вокал)) участвовали Сергей Воронов (гитара, вокал), Рушан Аюпов (клавишные, аккордеон, вокал), Алексей Ермолин (саксофон, вокал), Александр Казанков (этнические флейты, вокал), Павел Кузин (ударные). Помимо этого были задействованы: Николай Панов, Дмитрий Сачук, Александр Агеев (Джазовое трио оркестра под управлением Олега Лундстрема) и Симфонический квинтет оркестра Гостелерадио. До сих пор этот состав НЕПРИКАСАЕМЫХ считается самым сильнейшим ("звездным") за всю историю существования коллектива. Учитывая "послужные списки" участников записи, с этим утверждением нельзя не согласиться.
Проект НЕПРИКАСАЕМЫЕ становится чрезвычайно популярным. Сотрудничество с ним отнимает у Крупнова все больше времени (вопреки его же собственному утверждению, высказанному в середине 1993-го года, в самом начале совместного творчества с "Гариком"). А вот ОБЕЛИСК продолжает регрессировать. Робкие попытки удержаться на плаву ни к чему не приводят. Эпизодические (невиданное для ЧО дело!) репетиции только обостряют противоречия внутри коллектива. Масла в огонь подливает и тот факт, что менеджмент группы начинает создавать дистанцию между Крупновым и остальными участниками коллектива, сознательно "ввинчивая" Анатолия в "модную" тусовку. Ермаков: "Мы были настоящей командой. Сплоченными, равноправными людьми. Все старались делать вместе, сообща. Ни о каком диктате не было и речи. В этом и была наша сила как музыкального коллектива. И вдруг нас начинают склонять к мысли, что вот - Толик, а вот - все остальные. Формировался этакий культ героя. Одного. Все остальные - так, придаток, который при необходимости можно заменить. Причем, это не от самого Крупнова исходило, а от его окружения. Толик - он же очень правильно о себе говорил: "пожилой мальчик". Он так и остался большим ребенком. Его можно было направить в нужную кому-либо сторону. А в роли главного, да к тому же, известного и модного персонажа он, безусловно, чувствовал себя комфортно... Смешно сказать: сейчас (время написания материала, - автор.) многие, не слишком знакомые с историей ЧО люди, считают, что мы были в ОБЕЛИСКЕ сессионными музыкантами. А тогда дирекция группы стала нас самих в этом убеждать. Бред! Естественно, мы стали напрягаться по этому поводу." "Ситуация постоянно накалялась, - соглашается Борисенков. - Больше всего Крупнова стал напрягаться на Алексеева. Дело в том, что "Алексис" вообще никогда не поддерживал выпивания (тем более на репетициях), а Толика в тот период просто понесло. И, когда "Крупский" в очередной раз появлялся на базе "не в себе", Алексеев ему напрямую заявлял: "Ну что, алкаш, играть-то будем или не можешь?" Причем, спокойно так все это говорил. Толика это нервировало. До такой степени, что он часто заводил со мной разговоры о необходимости поменять гитариста. Я уже не помню всех, кого он предлагал. Точно был вариант с Костей Селезневым (из ТРИЗНЫ). Но не получилось с ним. С остальными вообще все заканчивалось на грани обсуждения. Что-то вроде: все они сильно пьющие, а два "алконавта" в группе - это уже перебор. А в плане выпивания Крупнова... Доходило до того, что мы все собирались, ждали его, он опаздывал часа на два, приходил "никакой", доставал бутылку водки... Мы вставали, собирали свои шмотки и сваливали... Он когда в себя приходил, обижался на это дико. Как же так, он главный, а эти тут не понимают! После этого он часто со мной (ко мне он как-то более доверительно относился) вообще "интересные" разговоры заводил: давай всех разгоним, понаберем "пионеров" ручных, будут делать, что им скажут... Тут я просто в "осадок" выпадал..." "Еще нас сильно раздражало то, - добавляет Ермаков, - что с нами какие-то странные разговоры начал вести менеджмент группы. С нами говорили по отдельности о разных вещах, при этом предупреждая, чтобы другим музыкантам коллектива наш разговор не передавался." Итак, частично стала повторяться ситуация августа 1988-го года. Нервы участников коллектива начинают сдавать...
Попытка довести до конца сольный проект Крупнова на некоторое время выводит ЧО из летаргического сна. Музыканты оседают на студии и приступают к записи. Но вспышка активности длится недолго. Ермаков прописывает все барабанные партии, чем дело и заканчивается...
Однако, был и позитивный момент. Во время этой записи ребята параллельно записывают альбом, состоящий из старых вещей ЧО (период 1986 - 1988 годов). Рассказывает Ермаков: "Это была моя идея. Мы давно хотели переиздать старые песни, не вошедшие в "Стену" 1994-го года. И я предложил Толику сделать это сейчас, аргументируя тем, что грядет десятилетие коллектива - самое подходящее время для такого издания. Он толком так и не ответил ни "да", ни "нет", его тогда вообще мало что, кроме сольного проекта интересовало. Но мы с "Митяем" и "Алексисом" начали записываться на свой страх и риск. "Крупский" принимал в этом процессе минимум участия. Когда все наши партии были записаны, он "между прочим" прописал бас и вокал. При этом в "Троянском Коне" бас прописался плохо. Пришлось партию Крупнова переписывать "Митяю". "Митяй" же сам потом и сводил весь материал. (Кстати, это был его первый подобный опыт.) До конца задуманное осуществить так и не получилось. А так хотелось записать старый материал "в качестве"! Принципиально ничего не меняя, но с хорошим звуком..."
Но, не смотря на то, что не все задуманное удалось, этот альбом все-таки увидел свет. Посредством фирмы "Элиас" он вышел весной 1995 года на магнитофонных кассетах и получил название "86 - 88". Изначально планировалось озаглавить запись "Апокалипсис" - по наименованию одной из песен, включенных в нее (а это были "Апокалипсис", "Абадонна", "Сплин", "Женщина В Черном", "Фантастическая Гравюра", "Троянский Конь" и "Полночь"). Но и из этой идеи ничего не вышло. Кроме того, в год юбилея ЧО (1996) готовилось издание этого материала и на компакт-дисках, но... Последующие события поставили крест на этом проекте. Остается добавить лишь то, что оригинал этой записи впоследствии исчез и его местонахождение в данный момент неизвестно.
Тем временем сотрудничество Крупнова с НЕПРИКАСАЕМЫМИ развивалось более чем удачно. Анатолий участвует в записи очередного номерного альбома "Гарика" и компании "Неприкасаемые. Часть II" (официально он вышел в конце 1995-го года). Альбом состоял из пяти композиций: "След Тишины", "Право На Выбор", "Города, Где После Дождя Дымится Асфальт", "Окно На Окраине", "А Впрочем..." и бонус-трек для CD-ROM - клип на песню "Напои меня водой" с предыдущего альбома команды. На сей раз группа представляла из себя уже не коллектив, собранный из супер-звезд, а более цельную формацию. Помимо Сукачева, Крупнова, Ермолина и Аюпова в записи приняли участие Дмитрий Варшавчик (гитара), Александр Косорунин (ударные, перкуссия), Владимир Голоухов (ксилофон), Маша Кац и Лада Колосова (бэк-вокал), а так же струнный квартет Московского симфонического оркестра в составе Юлии Эделевой (скрипка), Натальи Борисенко (альт), Дмитрия Гудимова (виолончель) и Андрея Виноградова (контрабас).
Однако, несмотря на то, что коллектив приобрел оформленные очертания и в таком составе активно гастролировал, Крупнов продолжал относиться к работе с НЕПРИКАСАЕМЫМИ как к сессионной. "Да, в проекте "Гарика" я выступаю именно как сессионный музыкант, - говорил Анатолий. - Безусловно, я принимаю участие в написании музыкального материала, но оно минимально и в основном касается исключительно бас-гитарных ходиков. Зато я не привязан к микрофону на выступлениях, что дает мне возможность вволю порезвиться на сцене! Кроме того, могу сказать без ложной скромности, что я, видимо, являюсь самым высокооплачиваемым сессионным музыкантом в стране".
В конце 1995-го года Владимиру Ермакову (в очередной раз) поступает предложение от Жана Сагадеева примкнуть к группе Э.С.Т. Так как ситуация с ОБЕЛИСКОМ остается неопределенной, "Вовчик" принимает решение совмещать работу в двух коллективах. У Э.С.Т. к тому времени уже был записан новый альбом "13" (запись была произведена без "живых" барабанов, при помощи драм-машины). Ермаков приступает к разучиванию материала. Немаловажно заметить, что в составе Э.С.Т. в то время уже трудился бас-гитарист Даниил Захаренков.
А дела ЧО шли все хуже и хуже... Ко всем прочим неприятностям добавилось и то, что Крупнов (приобщившись ко всем "радостям" богемной жизни) начинает серьезно увлекаться наркотиками. Он "пересекался" с ними и раньше, но теперь это приняло слишком серьезный оборот... Ермаков: "Честно говоря, я думал тогда, что это все бравада. Уж слишком Толик "кидал понты", выставлял наружу свое "наркоманство". Я списывал это на некую "разработку модного имиджа" (как вс╦ это и подали в дальнейшем). О всей серьезности отношений Крупнова с наркотиками я узнал позже. Когда уже ушел из ЧО..."
И вот настал момент истины. "Мы понимали, что надо расходиться, - говорит Ермаков. - Все, больше не было кайфа играть вместе. Вообще никакого движения! Мы говорили Толику: "Давай делать новые песни. Смотри, сколько времени прошло после выхода "Я Остаюсь", а мы совершенно ничего не сделали." Он нас посылал. Дайте, мол, с новым проектом разобраться, смотрите, сколько альбомов недавно выпустили. Мы ему: "Так там же материал старый! Одни перепевки того, что было уже." "Крупский" молчал. Это ему крыть было нечем..."
Первым стал "Алексис". Его просто "забыли" и перестали приглашать на репетиции. Сложилась странная ситуация: официально Юрий не был уволен из группы, но все понимали, что его дальнейшее сотрудничество с ЧО уже невозможно. Что он сам не будет его продолжать. Что ж, не трудно понять человека, который весь свой творческий путь посвятил одной команде, и вдруг оказался этой команде не нужен в силу причин, далеких от музыки. Борисенков: "Конечно "Алексис" обиделся. Страшно обиделся. Мы с "Вовчиком" пытались объяснить Толику, что такого гитариста еще поискать... Бесполезно. Крупнов как раз стал искать новые музыкальные формы. Тусовка, в которой он тогда вертелся постоянно подкалывала его: "Толик, ты уже не маленький. Может хватит в "металл" играться? Займись нормальной музыкой. Взрослой." Он все это сначала терпел, а потом взорвался: "Что вы меня все время клеймите за мое прошлое?! И вообще - я никогда "металл" и не играл. Я рок'н'ролл всегда делал!" И Толик менял свою музыку. А "Алексису" в этой музыке он места не видел. Да сам Алексеев это бы играть не стал."
Еще какое-то время музыканты пробовали играть втроем (Крупнов, Ермаков, Борисенков). Но было очевидно, что долго это не продлится. И вот в конце осени 1995-го года ОБЕЛИСК, в своем самом, пожалуй, известном (после 1988-го года) составе, перестал существовать...
Ермаков: "Настал момент, когда все поняли, что вместе работать дальше мы не сможем. Коллектива единомышленников уже не было. Толика настолько "отделили" от нас, что мы просто перестали понимать свою роль в группе. А быть "сырьевым придатком" при Крупнове нам не хотелось. У всех в конце концов есть свои амбиции. Нас же опустили ниже плинтуса. Мы плюнули на все и ушли. Ушли с обидой. Толик наш уход воспринял так, как будто мы его "кинули". И он тоже на нас сильно обиделся. Короче говоря, расстались мы не крепко пожав друг другу руки. Но не сделать тогда этого шага мы не могли. В противном случае сами себя перестали бы уважать." "Да, продолжать и дальше эту бадягу смысла не имело, - соглашается Борисенков. - Мы устали от этой неразберихи, неопределенности, пьянок-гулянок... Может быть, Юрасов мог бы как-нибудь ситуацию сгладить, но он целенаправленно занимался раскруткой непосредственно Крупнова. И вроде как там у него "фишка пошла". Вникать в наши проблемы ему было неинтересно... Да и Толика ОБЕЛИСК в то время интересовал постольку поскольку. Он весь был в сольном творчестве, в НЕПРИКАСАЕМЫХ... Мы же сидели и ждали когда он обратит на нас внимание. Нам это надоело. Развернулись и ушли. Хотя я еще один концерт с ЧО провел. И уже после него порвал с ОБЕЛИСКОМ окончательно..."
А случилось это так. Первого декабря 1995-го года у ОБЕЛИСКА должен был состояться концерт в ДК Горбунова. Лишившись в один момент всего состава, Крупнов судорожно вел поиски музыкантов. На барабанах согласился отыграть Александр Косорунин (сказалось их сотрудничество с Анатолием в НЕПРИКАСАЕМЫХ). А гитаристом пришлось "назначить" (по старой памяти) Борисенкова. Второго гитариста на сцене не было. "Это был совершенно бредовый концерт, - вспоминает "Митяй" - Пришлось играть партии двух гитар, которые между собой просто не совместимы. Со сцены вышел весь "в мыле". А тут еще подходит Юрасов с целью расплатиться за выступление. И вместо обещанной суммы дает в два раза меньше, с аргументацией, что я - непонятно кто, то ли член коллектива, то ли нет... Я сказал "спасибо" и ушел. "Надрался" по этому поводу вечером... В начале января 96-го звонит мне Юрасов. Давай, мол, приходи на репетицию. Я ему: "А зачем?" Он: "Ну ладно." Через некоторое время звонит Крупнов: "Ты чего там выдумываешь?!" Он изначально уже взвинченный был. Ну, и я тоже в позу встал: "Как вы со мной, так и я с вами." Короче, нормального разговора у нас с ним не получилось. Побросали трубки и все. Так я и попрощался с ОБЕЛИСКОМ."
Еще находясь в составе ОБЕЛИСКА, "Митяй" начал подрабатывать на организации технического обеспечения различных мероприятий (а попросту говоря, таскать аппаратуру, выставляемую на концертах). Теперь это стало его основным занятием. Но долго скучать без музыки Борисенкову не пришлось. "С февраля 96-го я начал поигрывать с ТРИЗНОЙ, - рассказывает он. - Мы были хорошими приятелями с Костей Селезневым (гитарист и "идейный вдохновитель" ТРИЗНЫ, - прим. автора.). Вот он меня и пригласил. Честно говоря, я серьезно к этому не относился. Так, приеду, струны в свое удовольствие подергаю, выпьем чего-нибудь..." Стоит отметить, что в то время в ТРИЗНЕ в качестве басиста был задействован Даниил Захаренков, уже знакомый нам по группе Э.С.Т. "В конце концов, - продолжает Борисенков, - я так и осел в ТРИЗНЕ. Дело в том, что не могу я несерьезно к музыке относиться. Либо уж вообще ничего не делать, либо, если взялся, то до конца. Тут еще и вокалиста у них не было. Пришлось, помимо всего прочего, и запеть."
Итак, с тасканием аппаратуры пришлось завязать ("Да и здоровья уже на это не хватало," - "Митяй") и полностью сосредоточится на работе в новом коллективе. "Пришлось становиться лидером ТРИЗНЫ, - говорит Борисенков. - Этакая школа лидерства. Дело в том, что сначала лидерские полномочия пытался тянуть Костя. Но выяснилось, что при наличии возможности этого не делать - он расслабился. Да и ни тексты писать, ни петь, Костя, мягко говоря, не очень хотел. А у меня пошло и то, и другое. Начали репетировать, концерты давать. Позже альбом даже записать удалось (весной 1999 года, рабочее название "Затмение" - прим. автора), правда он так и не был издан. А потом я из ТРИЗНЫ свалил... Но это уже другая история..."
Следует рассказать и о других "творческих подвигах" Борисенкова. Сотрудничество с ТРИЗНОЙ было не единственным его достижением в тот период. Довелось ему поработать и с Еленой Зосимовой, и с Алисой Мон. "Митя": "Вот это была развлекуха! Работал я и как аранжировщик, и как "звуковик". Ну, "звуковик" - это вообще отдельная песня. "Играем", допустим, сборный концерт в Москве. Вся моя работа заключается в том, чтобы вовремя нажать кнопку фонограммы. Пять песен - пять нажатий кнопки. Короче, отдыхали "по полной". Особенно мне "удавались" выезды во всякие северные города. Это когда какая-нибудь нефтяная компания заказывает себе концерты московских поп-звезд. Как-то после такого концерта нефтяники начали нас угощать сразу же, как только мы со сцены спустились. С нами "звукачом" еще один парень волосатый был (он тоже "тяжеляк" раньше играл). Вот мы с ним "за боевую молодость", "за метал"... Короче, очнулся я уже в аэропорту. Сижу за столом с этим парнем, а стол весь уставлен пустыми бутылками. Тут, как раз, наш рейс объявляют. Мы решили перед посадкой пойти в сортир освежиться. И на беду там оказалась уборщица, которая стала на нас наезжать по поводу нашего поведения. Скандальчик вышел. Она свалила (как потом оказалось, в пункт охраны порядка). И вот, мы поднимаемся по эскалатору и утыкаемся в сапоги мента. Начинаются разборки. Ситуация хреновая: можем не улететь. Приятель вообще уже к тому моменту членораздельно говорить не мог. Стоим, "тупим". И вдруг на меня какое-то озарение нашло. Я выдаю фразу: "Прошу нас простить, данное поведение для нас не типично," и повторяю ее по кругу раз пятьдесят. Больше ничего произнести не могу... Самое интересное, что нас все-таки отпустили и на самолет мы успели. Обошлось."
А что же Ермаков?
У "Вовчика" был неплохой тыл в виде Э.С.Т. Он уже твердо являлся членом этого коллектива. Поэтому простоя в плане музыке у Ермакова не было. Начались клубные выступления (к сожалению, довольно редкие), готовился новый материал.
В один прекрасный момент дорога Э.С.Т. пересеклась с актером театра и кино Валерием Золотухиным. При его участии была записана песня "Маша - Маша".
Однако, не смотря на хорошие взаимоотношения внутри коллектива, проработав с Э.С.Т. около двух лет, в конце лета 1997-го года Ермаков покидает группу. Почему? "Я просто устал от музыки вообще и от шоу-бизнеса в частности, - объясняет "Вовчик". - Уходил я "в никуда". Вообще продолжать заниматься этим (музыкой, - прим. автора.) не было не малейшего желания..."
Но, тем не менее, полностью вне музыки Ермаков не остался. Через некоторое время он примкнул к новой группе Роберта Остролуцкого (экс-КРОНЕР) СОБАКИ ТАБАКА. Хотя у "Вовчика" свое мнение по этому поводу. "Да какая это музыка?! - говорит он. - Совсем наоборот. Это была антимузыка! Но я с удовольствием какое-то время хулиганил в СОБАКАХ. До тех пор, пока не понял, что и это тоже превращается в шоу-бизнес. То есть в то, от чего я как раз пытался отгородиться, уходя из Э.С.Т. И тогда я покинул и СОБАК ТАБАКА, и музыку окончательно. Думал, что надолго, если не навсегда..."
Небезынтересно будет добавить выдержку из одного музыкального издания того времени, которое характеризует деятельность СОБАК ТАБАКА следующим образом: "Псевдо-музыкальный, театрализованный проект, появившийся в Москве в конце 1996 года, получил сво╦ название из отношения самих участников к поп-культуре в целом, к механизму е╦ многовековых традиций, к той е╦ части, которая полностью монополизировала все компоненты массового общественного сознания в одно бесформенное нечто, умирающее медленной и мучающей всех смертью. Доля ч╦рного юмора, цинизма, сквозящего в самом названии, определяет характер чувств, испытываемых ими по отношению к чувству страха быть не понятыми, которое неизбежно переживает любое творческое "я"... Пьезо-акустический спектр звучания жести и железа, образующий ритмические конструкции с фрагментами сэмплированного звукоряда делает индустриальным звучание первого альбома "В Мозг", записанного в августе 1997 года. Многообразная парадоксальность речевых трансформаций является основным компонентом этого "межнационального блюда", предлагаемого в качестве пробы слушателю."
Осталось рассказать о жизни Алексеева "после ЧО". Юрий на достаточно долгое время "завязал" с музыкой. Пришлось осваивать новые профессии. "Алексис" работал в самых различных сферах (от продажи автомобильных запчастей, до поставок парфюмерии и косметики) и даже успел потрудиться водителем рейсового троллейбуса. В конце концов справедливость восторжествовала и он вернулся к активной музыкальной деятельности. Но об этом несколько позже...
Максим Титов
Наше дело - воля острых углов, Мы, вообще, такие, какие есть. (с) "Русский рок" - таланты и поклонники
 

Перейти на