Deutsch

Новости

19.04.06 19:56
Re: Новости
 
  Agidel' постоялец
в ответ Agidel' 17.04.06 11:57
Алексей Хвостенко. "Верпа"
(Тверь, "Колонна пабликейшнз", 2005)
Теперь, когда с момента ухода Хвоста (так называли Алексея Львовича Хвостенко близкие и рокнрольные люди) прошло больше года, когда изданы некоторые редкие и неожиданные, порой записи ("Полихронион"), а также более-менее полные сборники его литературы, многое становится на свои места. В частности, благодаря данному изданию "Верпа" (вобравшем в себя несколько книжек автора, а также его произведения из архивов друзей) в единую линию выстраивается вся русская авангардно-футуристическая традиция, начинающаяся от обэриутов, Хлебникова с Крученых, продолжающаяся Хвостом (и его соратниками по парижским сквотам) и передающаяся ныне через Леню Федорова и Диму Озерского Новым Неизвестным. (И в этой связи становится вполне понятным давнишнее взаимопритяжение Хвоста и того же "АукцЫона", вылившееся в совместные проекты от "Чайника вина" до "Жильца вершин", а после смерти Хвоста продолжившееся "Безондерсом" Федорова на стихи столь почитаемого Алексеем Введенского). Однако, прежде чем начинать какое бы то ни было рецензирование данного издания, сразу же хочу заметить, что "Верпа", при всей своей демократичности, являет собой достаточно монументальный и многоплановый гипертекст. И я на данный момент нахожусь лишь на подступах к пониманию (и усвоению) большинства новаторских, философских и поэтических аспектов книги. Посему начну с малого.
Как явствует из этого, практически всеобъемлющего на данный момент и по своему уникального издания "Верпа", Алексей действительно (как всегда у нас: "сегодня умрешь - завтра скажут поэт") двигался в авангарде (в данном случае не определение авторского стиля) современной российской словесности. Причем, как опять же свидетельствуют многочисленные разделы и подразделы "Верпы", работу эту, совмещенную с "основным" призванием художника, Хвост начинал еще в 60-е годы, будучи гражданином Советского Союза и жителем первопрестольной.
Не уверен в акте непосредственной передачи "знания" линии магов порядка Крученых (хотя я бы не оставлял без внимания наличие у автора целого раздела, названного "Колесом времени"), последнего советского авангардиста, самому Хвостенко. Однако именно на подобные аналогии наталкивает большинство авторских текстов из "Поэмы автографов", открывающей данный сборник (или мини-антологию). Вообще, в контексте столь масштабного (в условиях ограниченной возможности поиска творческого наследия поэта и художника) издания можно с большой долей уверенности говорить об авторском развитии и поиске - не только собственного нового русского языка, но и адекватного современному внеязыковому, в том числе, миру, который был в последние десятилетия жизни Хвоста достаточно хорошо ему известен. Кроме того, стоит отметить (для большинства непосвященных, искренне считающих данные авторские авангардные "блекотания" за неумение писать в доступных поэтических формах) мастерство и, что самое важное, оригинальность, если не сказать гениальность многих поэтических прозрений Хвостенко - достаточно прочесть то же "Поэзия - святая пустота!". На этом введение (а иначе данный обзор и нельзя представить) можно закончить. И, по старинной обэриутской традиции, предложить читателю надежный акваланг для наиболее глубокого погружения "в воды хвостовской поэзии-философии".
Стас Эвентов, специально для РокмЬюзик.Ру
 

Перейти на