Вести из зазеркалья - 2
так формально командир (штатный) исполнял непривычную ему роль второго пилота,
Ну хорошо, допустим, что командир оказался в правом кресле второго пилота. Но при этом скажем, что команду на уборку шасси дает именно командир, а второй пилот выполняет. Даже если "чужой" и не дал команду на уборку шасси, то уж Волков-то об этом не мог забыть. Тумблер уборки/выпуска шасси находится над лобовым стеклом. Было ли что-то необычное для командира, севшего в кресло второго пилота? Думаю, что нет. И эта версия ну очень слаба.
Проблемы с шасси согласно статистике а/катастроф бывают именно на посадке - с выпуском шасси, а не на взлете - с уборкой. И потом на предстарте после руления производится контроль подготовки соот.приборов, в т.ч. и соответствие предкрылок и закрылок взлетному положению. Что, там был такой междусобойчик, что не было предстаpтового контроля? Не думаю, и именно потому, что знали ответственность за людей на борту.
Посмотрим подробнее расположение этих тумблеров (рычагов). Здесь справа - тумблер шасси, слева - закрылков.
И далее идет не все так просто, как в статье говорится: просто включил, выключил и мог перепутать. А именно: на исполнительном старте, когда прогреты двигатели, идут последние контроли и согласования по азимуту, параметрам двигателей и идет запрос на взлет, после этого бортинженер (ну пусть второй пилот) убеждается в отключении стояночного тормоза и одновременно расконтривает флажок кнопок шасси. После набора высоты не ниже 5м именно командир дает команду "убрать шасси". Потом на высоте около 120м и скорости (примерно)300км/ч опять же командир дает команду "закрылки убрать", и потом далее на скорости около 350км/ч идет команда "предкрылки убрать", а на втором пилоте лежит контроль выполнения этих команд.
И именно второй пилот должен доложить: "шасси убираю", а затем: "шасси убрано", а не молча выполнять команду КВС.
Мало того, б/инженер (или второй пилот) устанавливает тумблер закрылков на уборку, потом докладывает: " закрылки синхронно убираю (затем - убраны)" Точно так же и с предкрылками. После этого б/и (второй пилот) должен убедиться в том, что шасси убрано. Здесь хочу делать акцент на том, что эти функции делаются в разное время, т.е. исключено, что команда на одно, а произведено другое.
Почему я подробно пишу. Дело в том, что так, как пишет автор статьи, все выглядит просто: Волков был КВС и оставался в своем левом кресле. В правом кресле второго пилота находился якобы "чужой", но тоже пилот, "и не знает, как убирается шасси на Ту-154" ))) ну это бред, точно. И даже не просто пилот, а военный летчик, занимавший должность ст. инструктора-летчика службы летной подготовки войсковой части № 42829.
И вот поэтому мне не понять, как иструктор, который должен быть еще более компетентным в порядке осуществления действий на взлете, не мог пpавильно исполнить команды КВС. Получается, что версия автора в том, что этот инструктор просто сидел в кресле, не выполнял действий, а Волкову пришлось тянуться к тумблеру шасси для переключения на уборку. И !!! нечаянно задеть тумблер закрылков...
Потом вот это:
Да даже, если функции КВС взял на себя чужой, ну не мог бы Волков, якобы не дождавшись команды на уборку шасси, забыть, что это должно делаться! Когда он при каждом взлете годами давал эту команду. А вот это: "рука натыкается.." И потом не замечает, что изменил положение тумблера ))). И еще: положение тумблеров уборки шасси контролируется не только положением, но и кнопками именно из целей безопасности, позволяющие исключить неверное движение, которые находятся рядом с тумблерами. И даже если кто-то нечаянно перевел тумблер в неверное положение, то сигнальные индикаторы быстро приведут пилота в осознание того, что положение тумблеров не соответствует взлетному положению. И еще перед каждым передвижением тумблера пилот должен как бы выйти на нейтр.положение, а потом опять - в необходимое, т.е. любое ошибочное действие не сразу будет принято к действию. И для механизации это тоже действует: прежде, чем изменить положение, нужно предварительно отжать как бы на нейтральное. И именно поэтому версия автора в том, что нечаянно задел тумблер механизации и не заметил, - полностью нулевая.
Не вижу никакой логики в версии, это просто детский сад.
