БОЛЬ.Стихи и проза о войне.
Цей текст надіслала мені близька і дорога людина з Донеччини. Бо як би не велося, я намагаюся не втрачати зв'язку з тими, кого любила і люблю, з ким мали колись спільні мрії, погляди, мову. Так, нині змінилися пріоритети і в мене, і в них і нам усе важче буває подеколи прийняти світ одне одного, але я чіпляюся за кожну можливість зрозуміти і не зректися, не випустити, метафорично кажучи, руку з руки. Тому я була вражена і довірою, і змістом, і усвідомленою безнадією цього тексту, і його... відстороненним внутрішнім болем - і самим дозволом опублікувати його на своїй сторінці, не зазначаючи автора. За своїм досвідом окупації знаю: це може бути небезпечно.
Отож, бережи Боже наших людей де б вони не були, і ось - текст, який авторка схарактеризувала так" это размышления человека, не уверенного в завтрашнем дне".
_-_-_-_
Если играешь в любую стратегическую игру (не важно, шахматы, шашки, го, любая компьютерная игра), то знаешь, что иногда нужно чем-то жертвовать. И жертвы бывают совершенно разные и для разных целей. Есть великие жертвы ради великих целей, например, жертва ферзя ради победы. А есть жертвы незначительные, с позиции игрока: пешка, шашка, малая группа камней, отряд крестьян, деревенька - но дающая хорошее позиционное преимущество, или обеспечивающая безопасность основным силам или территориям.
И до тех пор, пока ты принимаешь такие решения с позиций игрока, все выглядит вполне нормально. Ведь ты не пострадаешь от того, что погибло 50 условных гоблинов, или гномов. Это ведь просто игра, главное в которой – победить. И твои решения вполне оправданы той целью, которую ты перед собой ставишь, и вполне безопасны, как любая игра.
И вот теперь мне становится немного страшно. Ведь игровая стратегия так мало отличается от реальной. А для больших игроков на пешку таких как я семерых надо, если не больше.
Для больших игр планетарного масштаба село, городок, область, а иной раз и целая страна – это просто разменная единица. Для больших целей можно жертвовать и пренебрегать тоже многим и многими (естественно, предварительно обезопасив своих родных и друзей, переселив их в безопасное место).
Интересно, как живется людям, принимающим решения об уничтожении локации, на которой находятся люди? Какие великие выгоды могут оправдать гибель людей?
Когда речь идет о солдатах, то более или менее понятно. Они готовы убить врага и готовы погибнуть сами. Но как человек, сам находящийся в безопасности, может принимать решения о том, каким бабушкам, дедушкам, женщинам, мужчинам и детям должно выжить, а какими можно пренебречь. Неужели для него это все такая же игра, как компьютерная «Цивилизация»?
Но ведь нельзя перезапустить Донецк, Мариуполь, Каховку или Херсон. Можно отстроить город, можно очистить русло реки и построить новую дамбу, но нельзя вернуть таких ценных для нас (и таких незначительных для больших игроков) друзей, родных и соседей.
Возможно, для кого-то стратегические цели будут достигнуты. А для меня разбитый и пусть даже заново отстроенный мир не будет прежним.
В Библейской истории об Иове говорится, что после потери имущества и гибели его детей, ему возместилось имущество всемеро и родились другие дети. Хотя вряд ли один ребенок может полностью стереть боль от потери другого.
Из Лавразии и Гондваны произошли новые материки, возможно очень комфортные для новых их обитателей, но не все могут легко принять перемены, тем более не все могут их пережить, особенно находясь в местах разломов.
Возможно, если бы на моих шашках были фотографии или имена моих родных, я после каждой игры ходила бы к психологу, или... не смогла бы играть вовсе.
_-_-_-_-_
Цей текст був надісланий після військового злочину РФ на Каховській ГЕС. І я його сприйняла як біль і співчуття за нас, як інтелігентний прихований осуд винних, яких автор не може назвати в силу обставин.
_-_-_-_-_-_-_-_
Алёна Маляренко