Deutsch

БОЛЬ.Стихи и проза о войне.

24.08.23 10:17
Re: БОЛЬ.Стихи и проза о войне.
 
legende2018 патриот
legende2018

« …уже только наблюдаю как через толстое стекло. Жизнь насекомых. И это я, которая в нулевые из Москвы не вылезала. Но все - там какие-то другие существа живут, не моего вида. часто вспоминаю, как во всяких элитных компаниях в Москве меня просили сказать что-нибудь по-украински - уж очень смешной язык, знаете ли… » написала несколько месяцев назад мне одна корреспондентка, интеллектуалка из Украины. Мы познакомились виртуально, когда ее родственник вернулся из страшного российского плена.


Не люблю и сторонюсь метафор —во время войны всё и так становится слишком буквально. Но язык формирует мысль (собственно, не случайно: о первичности языка вся философия нашего прадеда —именно Шпет задолго до лингвистического поворота в философии приходит к мысли о первичности слова как предмета мысли (его книга «Внутренняя форма слова»), а сама история — это большой разговор (книга «История как проблема логики».)


Так вот: из внутреннего российского плена вернулись за эти месяцы страшной большой войны многие. По всему миру.


Из мифа об «особом пути», о «великой культуре», об элитарности, о духовности, от высококультурной и интеллектуальной жизни в Москве как о высшем достижении, из мифа о человечности.ру, из мифа о Прекрасной России Будущего.


Многие, но не все. Куда большее количество даже просвещенной публики там и остались. Сознание костно, а собственную идентичность трудно деконстуировать— ты одновременно становишься субъектом и объектом этой операции. Но даже мифы о другой «великой» культуре и «madre Russia” так заботливо взращивавшиеся поколениями западных славистов, очень глубоко укоренены и в европейском сознании.


Сам физический отъезд ничего не меняет— миропонимание, эгоцентризм, виктимность, шовинизм, имперство, и снобизм уезжают в эмиграцию вместе с головой. Или же с ней же остаются. Именно поэтому повторяюдихотомию уехавших/оставшихся считаю совершенно не существенной по сути.


И в этом смысле то, что мы сегодня наблюдаем через стекла экранов— это действительно жизнь насекомых, где механизмы взаимодействие антивоенной интеллигенции культур.ру, путинских гбшников и пригожинских уголовников легко сводятся в один общий лагерно-гулаговский инвариант:


1. доминирование и культивируемое сознание собственной исключительности, в основе которого комплекс и неуверен себе и своей личностной ценнности и идентичности — отсюда сбивание в стаи и произвольная агрессия в ответ на что угодно, что видится как угроза себе и своему.

2. Принадлежность и лояльность. «Своим» можно всё.

3. Отсутствие закона , но присутствие встроенного негласного кодекса «понятий», отход от которых жестко карается =>

4. Чужим или Предателям (не пожелавшим оставаться «своими») можно сделать всё, никакие морально-этические ограничения на них не распространяются (варианты : от насилия и кувалд до «Новичка» и массового буллинга)=>

5. Внеморальность. Вранье и манипуляции в этих сообществах не считаются вообще зазорным. Дальше шкала допустимого отличается лишь длиной, но не вектором.


Зачем пишу об этом сегодня— в день Независимости Украины?


Наверное, потому что это важный день для осмысления. Из сегодня отчетливо вижу, как в плену своего воспитания, культурной идентичность и прежних неотрефлексированных пакетных представлений моя собственная центрально-имперская оптика в воспоминаниях о том же путче 1991 была сфокусирована на Москве (Белый дом и Лубянскую площадь и пр), а принятие Независимости Украиной была , как и отделение стран Балтии и вообще обретение сувернитета прежними республиками-колониями — хоть и радостным для меня и нашей семьи событием, но всё же отчасти периферийным.


Так случилось, что в те дни путча наша семья оказалась в трех разных странах: большая часть родственников в Москве у Белого дома, мы, тогдашние дети с родителями — в Латвии на далеком хуторе, где мы выросли и бываем каждое лето и теперь и где выросли уже наши дети, а моя бабушка оказалась как раз в Киеве по шпетовским делам. Ездила искать документы и следы жизни прадеда там, дом , где он родился и рос, встречалась с людьми.


Тогда мы волновались, что оказались разделены— а сегодня мне это кажется глубоко символичным. Но сейчас развивать эту мысль не буду— напишу в другой раз. Биографию прадеда можно почитать в книге моей бабушки (рекомендую в память о ней, несмотря на всё, что сделали эти люди потом): https://www.corpus.ru/products/doch-filosofa-shpeta.htm

А интеллектуальную биографию в этой книге: https://www.directmedia.ru/book-445490-ya-pishu-kak-eho-dr...

Но речь сейчас не о нашей семье.


Вчера посмотрела замечательную беседу Evgeny Kiselev с Виталием Портниковым.


И особо отметила, что несмотря на свою долгую работу в Москве, Vitaly Portnikov никогда не был в плену очарования этих московских понтов и иерархий. Всегда оставался собой, всегда был иностранным (Украинским) корреспондентом. Именно эту «самостийность» и не прощают .ру. Не только Украине (своими ракетами и устами своих лучших поэтов), но и отдельным людям. И противПу, и заПу— механизм один.


Это самый банальный хрестоматийный и страшный своей сегодняшней наглядностью имперский шовинизм. Вне зависимости от степени таланта его ретрансляторов и форм

этой ретрансляции. То же Шендерович транслирует то же, что дядя Вася-Z и в этом ничем не отличается от остальных своих любимых 150 (это он уже включил в свою демографию оккупированные территории?) миллионов, с которыми хочет себя идентифицировать: просто общее место— и ничего выдающегося или нового. Мог бы чему-то научиться, но не стал. Или не смог в силу того же имперского и просто личного эгоцентризма . Поэтому лично у меня он уже никаких ярких чувств это не вызывает. Усталость и брезгливость. Жизнь насекомых. Imperialismus vulgaris.


Но энтомология всё же наука. А имперство —глобальное слепое пятно. Психологически легко объяснимое: в основе страх за свою идентичность, тк имперская прошивка в ней самой— истерические комментарии и моментальный переход на личности и ad hominem без минимальной попытки возразить по сути или привести хотя бы один аргумент или цитату я наблюдаю уже больше года. Наблюдаю и систематизирую для своей книги.


Массовый психоз на почве деконструкции идентичности. И именно эта болезненная реакция лишний раз доказывает мои тезисы— имперство вшито в саму кожу, ткань, плоть российского культурного сознания. Казалось бы: это нормальной этап развития и критического переосмыслению любой имперской культуры . Столько раз бывало в истории. Все остальные имперские культуры давно это признали, переосмыслили и двигаются дальше, а русская застряла в фазе детского негативизма и подростковой протестной самозащиты. Пора взрослеть.


Не надо ни от чего отказываться—нужно просто пересмотреть, увидеть глазами другого и признать ответственность—как за любое другое : имперство, шовинизм, антисемитизм, мизогиния, гомофобия— мало ли чем страдали разные художникиии даже гении. Отрицать это в себе и в своем культурном наследии— это не давать собственной культуре и идентичности освободиться от ошибок и гарантировать повторение преступлений в будущем. https://novayagazeta.eu/amp/articles/2022/07/09/esli-vypal...


Культура, не рефлексирующая о себе, не пересматривающая себя критически не может развиваться. (Кстати, очень рекомендую прекрасное интервью Ekaterina Degot https://www.svoboda.org/a/ekaterina-degotj-skelety-v-shkaf... )


Меня упрекают в разрушении, в ненависти, но всё наоборот: это вы своей апологетикой и защитой того, что защищать без подлости не можно, тормозите, а, возможно, и хороните собственное будущее. Только в покаянии и осознании ответственности есть залог хоть какой-то надежды для тех, кто несёт в себе и идентифицирует себя с русской культурой: надежды если не прощение (оно невозможно), то хоть на какое-то разрешение в будущем.


И не надо ничего сжигать, низвергать, заменять одних кумиров на других, не надо никого скидывать с корабля современности— наоборот: просто признать, acknowledge, покаяться, переосмыслить и взять ответственность за неповторение.


Но нет. Увы. Простой и наглядный эксперимент. Вуду. Тронь Пушкина или Бродского — а визжит тётя Маша. Её даже немножко жалко, она не понимает, что жалка, но ей действительно больно— именно из-за этой неотрефлексированности: она не может взять на себя внутренний и интеллектуальный труд по переосмыслению своего, всего того, из чего сама сделана. Причина же— в самом же явлении.


Замкнутый круг, который должен быть и непременно будет рано или поздно разорван. Поразительно только, что Бучи или Мариуполя, лиц убитых детей, связанных рук, ежедневных ракетных обстрелов украинцев россиянами для осознания этого оказалось недостаточно. И мне искренне не понятно, ЧТО еще должно случиться?! Что станет камнем преткновения и точкой преткновения этого имперского автореферентного пузыря?

Знаю только, что что-то станет. И потому буду неустанно продолжать писать и говорить об этом: gutta cavat lapidem non vis sed saepe cadendo (капля долбит камень не силой, но частотой падения)


А сегодня я просто хочу поздравить Украину и всех украинцев с Днем Независимости. Вы платите страшную цену именно потому, что знаете не в виде деклараций, а самой своей жизнью бесценность свободы. А всё, что остается мне— благодарить, учиться и помогать по мере наших весьма скромных сил всем вам, кто сражается не только за себя , своих близких и любимых и свою страну, но и за ценности цивилизации и настоящее будущее для всех.


Вам не оставили выбора. Но вы своей стойкостью и независимостью даете пример и оставляете свободный выбор позиции каждому. Нужно просто не бояться додумать до конца.


Дякую вам.

Вітаю з Днем Незалежності!

Слава Україні!


Вы все герои. Героям— слава.


Катя Марголис

Все свои поступки совершай только в гармонии со своей совестью.
 

Перейти на