БОЛЬ.Стихи и проза о войне.
« Не судите да не судимы— заклинает меня враньё « (А.Галич)
Эмпатия не бывает выборочной— заклинают хорошие.ру. И тут же демонстрируют обратное.
Жаль свое, своих, своего, о своем. Жаль себя.
Умирает замечательный актер или режиссёр . Парк(фб) зияет в столбцах, как сплошной некролог. И это понятно: жаль не столько его— а символа эпохи, жаль себя, своей юности, своего культурного кода, незримой паутины образов и чувств, которая и формирует личность и идентичность, общность биографий .
И да, я тоже ценила ушедшего кинорежиссера и несколькими днями раньше прекрасного достойнейшего актера, прожили полную, а не сокращенную версию собственной жизни и судьбы. Их фильмы и роли останутся.
Но с войной прошлое тоже рассыпалось. Именно времен связующая нить, на которую были нанизаны и эти книги, и фильмы, та, которой была накрепко прошита собственная биография, которая связывала прошлое с настоящим.
И пора уже не штопать и пришивать ветоши, а ткать новую.
Эмпатия не бывает выборочной?
Наверное.
Но ведь даже наисоветский Твардовский чувствовал и писал :
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
А здесь — связь прямая.
И если не вина, то точно ответственность.
Но антивоенные.ру отрицают и её и весь свой праведный гнев обращают на вашу покорную, а синьор Гозман снова предлагает нам не брать ее на себя, а выбирать из меню: какую Россиюшку изволите?
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=65367133930901...
Апроприируя себе на потребу диссидентов и героев, отмыть себя.
Удобно.
И имперства никакого у россиян нет. И войну они не поддерживают: https://www.svoboda.org/amp/leonid-gozman-nikakogo-impersk...
Ну вот например, повторю из вчерашнего поста:.64,5 тыс совершенно отдельных людей поставили ржущие рожи под издевательским постом об убийстве 6летней девочки в Чернигове. Они кто? Мы уже поняли, что ни в коем случае не россияне, конечно же, которые против войны — а кто? Инопланетяне?
И да, так сложилось, что я была лично знакома почти со всеми из перечисленных в этом тексте героев-диссидентов, и с участниками демонстрации 1968, жила вместе с ними в 1990 гостем в Праге в личном у Дубчека и встречалась девочкой с Гавелом —тут подробнее: https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=6512140805500496&id=100001139226342), и потому считаю , что сегодня прикрываться ими— апроприация и манипуляция.и потому считаю, что никакие прошлые заслуги не индульгенция от интеллектуальной честности сегодня.
Сотрудничавший с Чубайсом Гозман на голубом глазу подает это как выбор из меню: мол, мы ни при чем— а вы сами вольны выбирать Россию насильников из Бучи, а я, де, выбираю героическую Россию Марченко с Сахаровым на десерт.
Но так не бывает: люби кататься, люби и саночки возить. (Думаю, Сахаров или Марченко первыми смогли бы это объяснить. Достаточно их книг. Но взять на знамена и хоругви ведь куда легче, чем читать, додумывать до конца и критически переосмыслить себя и свое.Иконостатическая культура и мышление во всём.).
И могу лишь в сотый раз повторить вслед за Томасом Манном: : нет двух Германий, доброй и злой, есть одна-единственная Германия, лучшие свойства которой под влиянием дьявольской хитрости превратились в олицетворение зла. Злая Германия — это и есть добрая, пошедшая по ложному пути, попавшая в беду, погрязшая в преступлениях и теперь стоящая перед катастрофой. Вот почему для человека, родившегося немцем, невозможно начисто отречься от злой Германии, отягощенной исторической виной, и заявить: «Я — добрая, благородная, справедливая Германия; смотрите, на мне белоснежное платье. А злую я отдаю вам на растерзание»
Эмпатия не бывает выборочной говорите? Возможно, в идеале.
Но почему же ни у кого из хороших культурных.ру не вижу я в траурных лентах этих молодых лиц: скрипача, пилота, филолога-япониста, режиссёра, историка, специалиста по идиш… тех, кто уже ничего не снимет, не сыграет и не напишет?
А ведь их убила Россия. Не Путин. А вполне конкретные россияне. И вполне конкретные россияне, смотревшие те же фильмы, ходившие на те же спектакли, зачитывавшиеся теми же книгамипродолжают этого не замечать. Не знать этих лиц и имен.
Продолжают отворачиваться от украинских текстов, лент новостей, источников — от смотрящих прямо в глаза прекрасных, невероятно красивых, исполненных спокойного достоинства убитых российскими варварами юных лиц людей, которые предпочли защиту свободы и любовь в самом большом смысле—- своему творчеству, карьерам, концертам, книгам.
Точнее, которые самим своим существом знали, что одно без другого не бывает. И никого вопроса выбора не стояло.
И корень красоты отвага.
А корень творчества свобода.
И любовь никогда не перестанет.
А вот люди—да. И ничем, никакими донатами и победами их не вернуть. Но донаты и победы нужны, чтобы продолжить их жизнь в собственном пусть малом, но поступке, чтобы не дать варварам убивать всё новых и новых детей свободы.
Эмпатия, говорите, не бывает выборочной?
Но и абстрактная безличная эмпатия— в век открытой информации— муляж.
А вот корень нынешнего геноцида и для тех, кто его творит, и в реакции на него тех, кто, казалось бы, против— общий и как раз совершенно конкретный.
Это имперство.
И от него можно и нужно отказаться в самих себе в первую очередь. И эту работу может делать каждый.
Для этого не нужно быть героем. Просто иметь честность посмотреть в зеркало, заглянуть в себя, додумать до конца.
Империя должна прекратить свое существование в любых формах. И прежде всего в головах.
Только тогда и эмпатия не будет выборочной.