Deutsch

БОЛЬ.Стихи и проза о войне.

03.09.23 17:39
Re: БОЛЬ.Стихи и проза о войне.
 
legende2018 патриот
legende2018

На венецианском кинофестивале в авторской программе вышел фильм «Photophobia » — фильм словацкого режиссера Павла Пекарчика о жизни людей в Харьковском метро…. https://www.giornatedegliautori.com/program/photophobia/


О любви двух 12летних подростков бродящих в темноте по путям и возвращающихся на подстилки в вагоны и на перроны рядом с сотнями таких же плачущих или улыбающихся, говорящих или онемевших, пьющих, спящих поющих, готовящих окрошку на турникетах, играющих в телефон или в шахматы прижимающих к себе своих собак или котов.


Стены то и дело сотрясаются от взрывов и залпов. Наружу выход запрещен. Идут дни и недели. Подростки выходят к выходу из метро и ловят на стене солнечный свет…


Рядом со мной в темном зале сидела моя дочь такого же возраста. В середине фильма я поймала себя на том, что инстинктивно в ужасе сжимаю ее руку, прижимаю ее к себе и сама пригибаюсь от каждого далекого взрыва звуковой дорожки фильма.


Фотофобия.

Боязнь света.

Это не про них

Это про нас.


Как можно делать вид, что мы ни при чем? Один взгляд собаки со дна коробки пробирает до конца жизни.


Я сидела в темном зале и думала — нет, не о русофобии.


О фотофобии.


«Всего, чего коснулся свет, становится светом»— помню, как меня в юности поразили эти простые слова Антония Блума, митрополита, русского англичанина/француза, врача, героя Сопротивления …


Почему же на попытку пролить свет, высветить темное, страшное, преступное в самих себе такая реакция сопротивления именно тех, для кого это должно быть очевидно, что другого пути в принципе нет. Иначе вечная темнота.


А ведь я понимаю, что это ещё лучшие, мыслящие, что-то читавшие… не людоеды.

Они действительно против войны. Они уехали от войны. И, видимо, в своем эгоцентризме действительно не понимают, каким боком их собственные взгляды и есть корень этой войны.


Но чего я действительно не понимаю, так это чего тут не понимать. Считайте меня злой, тупой или наивной. Или all of the above. Но сегодня, 2 сентября 2023 я НЕ ПОНИМАЮ.


Почему только что уволенный из Вильнюсского университета библеист, не успев начать спокойное обсуждение, истерически называет себя «деколонизированным» и хлопает виртуальной дверью на обсуждении нашего курса по деколонизации в «Свободном» Университете —где курс по-прежнему всячески пытаются замазать и спустить на тормозах и где мы, увы, с ним по-прежнему коллеги.


Неужели он так ничего и не понял?

Не хочет?

Не может?


Повторю. Не берусь никаким образом комментировать и оценивать действия Независимых институций Литвы. Тем не менее выражаю (уже в какой раз, но не важно) сочувствие необходимости повторной эмиграции (?релокации) и потере работы, которая, впрочем субсидировалась не Вильнюсским Университетом, а лично «частным семейным фондом» (кажется, Невзлин)и поэтому , вероятно, вопрос материального выживания не стоит).


Однако освободишееся от обсуждения деколонизации время, библеист посвятил не изучению чего-то нового, а повторению старого: написанию текста о своей судьбе, который сегодня многократно попадался мне в хорошерусском сегменте сети.


Тут всё становится на места. Никаких сюрпризов. — он и написан для хор.ру аудитории. Он призван вызвать сочувствие и солидарность «своих». (Отдельно отмечу, что именно среди православных интеллигентов.ру сама мысль о покаянии парадоксальным образом вообще никак не присутствует).

Название тоже характерно «Записки отмененного».


https://www.moscowtimes.ru/2023/09/01/zapiski-otmenennogo-...


После изначальных извинений , за которые я его было зауважала и интонации понимания причин, (которая так контрастировала с беснованиями его «защитников и обвинителей «балтийского нацизма) стремительно наступила ожидаемая вторая фаза: типичная контр-атака.ру со всеми сопутствующими приемами самовиктимизации, ватабаутизма, снятия с себя ответственности за собственные слова и позиции и которые при этом так и не были дезавуированы публично и потому перекладывание ее на внешние злые и силы и враждебные вихри. Да и вообще жертва-жертвой, но она же немножко агрессор— посмотрите, как тонко всё подводится к этой типичной подмене.


Ну что ж. Хорошо, что в среде «своих» можно оттянуться и хлопнуть дверью и с облегчением указать на объект общей ненависти хороших.ру: ату её !


Мне не жалко. Человеку не позавидуешь, а у меня не убудет. Полегчало и славно.


Дело в другом. Полегчать, может и полегчало. Но помочь не поможет. Не поможет прежде всего вам самим. Ни на западе, ни в смутной надежде возвращения.


Вы не думаете, что лишаете себя этого будущего сами вместо того, чтобы работать над ним? Вам не приходит в голову, что там , где вам видится русофобия, дело, возможно, в вашей собственной фотофобии?


Имперство токсично и опасно, рашизм проникает в поры и кожу даже тех, кто номинально (и сам в этом уверен), что он(а) против. Всё это неизживаемо до тех пор, пока на это не пролит свет— пока это не отрефлексировано и решительно (не снимая ответственности) не отделено от собственной идентичности. Это и называется про-свещением.


Иначе толпы руссо туристо так и будут тупо топтать.

Набережную Необучаемых, привозя и сея повсюду вокруг себя разные изводы фотофобии и русского мира.


Вариантов собственно немного : добровольное (пока что) извлечение на свет, признание и болезненное лечение запущенной болезни , либо уже полный карантин в собственной темноте.


Другого пути пока не видно.


Катя Марголис

Все свои поступки совершай только в гармонии со своей совестью.
 

Перейти на