Deutsch

БОЛЬ.Стихи и проза о войне.

30.09.23 00:51
Re: БОЛЬ.Стихи и проза о войне.
 
legende2018 патриот
legende2018

Начну с конца.

Точнее с дна. Оттуда подниматься легче.


Хорошим.ру очень смешно. Очень. Они, оказывается, как ни крути выходят имперцами. Что ни ответь— так и есть. Им кажется, что животики надорвешь. И конечно Ш. впереди всех. Из солнечной Черногории на этот раз. Тест на имперскость: хахаха https://www.facebook.com/100001762579664/posts/68242788009...


Если б они понимали, какая за этим страшная правда, смешно бы не было. Если б на секунду могли взглянуть на себя со стороны, с изнанки имперской прошивки всей нашей исторической и культурной идентичности, они бы ужаснулись. Представители еврейской российской интеллигенции в первую очередь.


По этому поводу сегодня очень точно написал Игорь Эйдман https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=68728394727789...

И я полностью разделяю его мысли и чувства. Мой опыт ровно такой же.


“Тест на имперскость может быть предельно короток и прост: родился и вырос в России? Значит был заражён в той или иной степени имперством. Осознал это? Тогда есть шанс на выздоровление. Не осознал? Значит и шанса нет.”


Буквально три недели назад я в прямом эфире сказала ужасную вещь, которая совершенно противоречила всему, что я сама думала и знала. Противоречила тому, что я сама читала и посылала другим. Почему? Ответа у меня нет. Но слово не воробей.


Речь шла о мифе : буряты в Буче.


Хотела сказать о том, что такое двойная подлость колонизации—про диспропорциональную мобилизацию малых народов и как бурятов пытались использовать в колониальной войне , чтобы создать у украинцев идею и образ врага, но реальные расследования показали, что это миф российской пропаганды. Сказала же я в эфире, что там были «во многом буряты». Что не соответствует никакой действительности. Там были не в основном, а просто— россияне, российские военные. И про каждого военного преступника из этой части теперь всё известно досконально.


Вот расследование New York Times https://www.nytimes.com/2022/12/27/us/politics/a-russian-m...


Но сказала я буквально следующее: «Это империя, титульная нация, все это абсолютная классика, … есть известный термин «внутренняя колонизация», есть «двойная колонизация», центр всегда так относился к провинции, этническое большинство так относилось к этническим меньшинствам, и плюс МЫ ВИДЕЛИ с начала вторжения, что империя занималась таким двойным колонизаторским имперским кульбитом, посылая одни колонизированные народы, а именно, например, непропорциональная мобилизация бурятов, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО чудовищные вещи творили, и БУЧА БЫЛА В ОСНОВНОМ ЭТО БЫЛИ БУРЯТСКИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ, ВО МНОГОМ. И создание образа врага. Изначально я думала, что не будет мобилизации из столицы русских ровно поэтому, я думала – такой вот ход, чтобы сделать козлами отпущения те же самые этнические меньшинства, и сделать такой двойной шовинизм, когда руками этнических меньшинств, относящихся к империи, реколонизируется ушедший независимый народ, и подчинить его и тоже колонизировать»


Свои извинения я написала под видео и постом сразу выхода в эфир, однако комментарий потерялся во множестве других и не все представители бурятского сообщества и движения его увидели. Поэтому повторю его отдельно тут дословно, хотя с тех пор прошло уже недели три:


“Я должна извиниться за непреднамеренное и не соответствующее моим собственным убеждениям и знаниям утверждение, которое в прямом эфире прозвучало так, как будто, это я считаю бурятов каким-то образом ответственными особым образом за преступления в Буче. 1. Я так не считаю и привела это как пример подавления и двойной колонизации— когда империя создает образ врага и миф о колонизированном народе во время другой колониальной войны . 2. У властей РФ действительно была такая задача, о чем свидетельствуют многочисленные факты чудовищной диспропорциональной мобилизации бурятов (и якутов и других народов). 3.все расследования NYT и другие подтвердили, что за преступления в Буче ответственны конкретные военнослужащие определенного подразделения и уже известны их имена и все детали . 4. Я ещё раз выражаю сочувствие и приношу извинения за криво сформулированную фразу, которая допускала иную интерпретацию. Благодарю тех, кто обратил на это внимание.»


Нет, я не хочу уподобляться хорошим.ру— «Дождю» с «оговорками» из ста слов или долго пространно жаловаться, что меня , мол, не так поняли. Я отвечаю за сказанное, к сожалению, ровно в том виде, в котором оно было сказано. Эфир был прямой, а я, напротив, выразилась очень криво, что закономерно вызвало возмущение.


Любое лечение требует согласия и участия пациента. Без этого всё бессмысленно. Если не наступает горького осознания и последующей работы над собой. Неприятной, неблагодарной и то и дело безуспешной. И никакого иммунитета— не то что коллективного, а даже личного.


Имперство и шовинизм впитаны нами с первых сказок. Сказки Пушкина , например.

Вам в детстве комментировали милое времяпровождение семи богатырей— таких славных положительных персонажей? Мне нет. Просто читали вслух.


«Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять.

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сарачина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

Пятигорского черкеса.»


Хорошие забавы, не правда ли?

И это в нас с самого детства.


Или вот колыбельная.

Не Пушкина, Лермонтова :


«Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

По камням струится Терек,

Плещет мутный вал;

Злой чечен ползет на берег,

Точит свой кинжал…»


В одной из недавних, но уже классических уже работ по деколонизации Ди Анжело говорит о «белой хрупкости».

Но сейчас я процитирую не её, а то, что о ней пишет как раз бурятская исследовательница Раджана Дугарова:


«"Белая хрупкость" (White fragility) – сравнительно новый термин, введенный американской исследовательницей расизма и преподавателем корпоративных тренингов по расовому равенству Робин Ди Анджело. "Белые в Северной Америке живут в социальной среде, которая защищает и изолирует их от расового стресса, – пишет она. – (..) Белая хрупкость – это состояние, при котором даже минимальное количество расового стресса становится невыносимым, вызывая ряд оборонительных действий. Эти шаги включают в себя демонстрацию эмоций, таких как гнев, страх и чувство вины, а также такие модели поведения, как спор, молчание и уход из ситуации, вызывающей стресс…Многие белые люди, попав на ее тренинг от места работы, тут же занимали оборонительную позицию, принимая в штыки любые упражнения или идеи. Они не отрицали того, что расизм существует, они просто отказывались признать, что лично они могут иметь какое-либо отношение к расизму. (..) Будучи представительницей белого сообщества, Ди Анджело обращается к белым с призывом найти в себе силы выслушать точку зрения цветных, принять те неудобства, которые могут при этом возникнуть, и не путать этот дискомфорт с буквальной опасностью. Заводить неудобные разговоры с семьей и друзьями. Дышать медленно. И, возможно, самое главное, "помнить, что мы должны делать все это не для цветных людей, а для себя, в духе честности и правдивости. Если бы белые люди действительно сделали то, что требуется, чтобы избавиться от хрупкости, – утверждает Ди Анджело, – изменились бы не только наши межличностные отношения, но и наши институты".


Моя собственная изначальная попытка сказать , что я имела в виду совсем другое и меня неправильно поняли — как раз очень наглядно иллюстрирует это понятие «белой хрупкости». Сопротивление хороших.ру любому разговору о собственном имперстве— тоже.


Есть ещё важнейшее понятие вовлеченного субъекта (книга историка Майкла Ротберга) : люди (в его примере —белые) искренне не видят своей привилегии и того, что извлекают выгоду (комфорт, стабильность ) из существующего положения вещей. (Хор.ру ).Признать это в себе сложно, и еще труднее исправить это, особенно когда люди видят себя защищающим интересы жертв. ( в случае хор.ру «Мы против войны «) .


И пока одна часть (во многом еврейской , но не только) столичной интеллигенции (в эмиграции или нет не имеет значения) гогочет над тестом об имперстве и демонстрирует симптомы о собственной тотальной болезни—- в Украине идет агрессивная геноцидальная колониальная война последней чудовищной империи-убийцы, а представители колонизированных народов бьются об нашу вековую глухоту. И то, и другое, и третье имеет один корень и одну природу. Чем скорее и полнее и безжалостнее к себе мы это осознаем, тем больше шансов тот на какое-то человеческое будущее имеют наши дети. Именно это заставило нас сделать наш курс.


Человек обязан думать. Это не опция, а императив. Иначе без рефлексии работают чисто биологические самозащитные механизмы: сознание спешит на помощь отчаянно барахтающемуся подсознанию, которое подает сигнал бедствия в виде яростно- истерической реакции на мои и не только мои тексты— на любой разговор о колониализме русской культуры. Ибо имперство неотделимо от самих себя до тех пор, пока не осознано— потому каждое упоминание приносит неприятное ощущение, боль, стыд, но неумение его атрибутировать и локализовать делает это невыносимым.

Тогда нужен виновник вовне.

Внешний враг.

Они и тут мало отличаются от путинцев.


Сами придумать форму смешного теста хорошие.ру не были в состоянии . Поэтому они скопировали из моего поста о них же. Им смешно. Идет война. Им смешно.


Они не читали не то что Ди Анжело о «белой хрупкости», им даже и классические работы и имя Саида ничего не говорит. Им просто очень смешно. Как в баре или в пивнушке. Они, искренне мня себя интеллектуалами и диссидентами, гордятся своим невежеством, отставая от мира лет на 50 и совершенно этого не стесняются в силу того самого невежества, обильно сдобренного снобизмом.


А тем временем мы закончили отбор и набор на наш первый на русском языке курс «Россия и деколонизация: введение» это первый такой академический курс на русском языке.


Курс волорнтерский и конечно бесплатный. Отобрали 50 слушателей по мотивационным письмам. Самых разных.


«24 февраля 2022 года стал страшной встряской, вернее "rude awakening" - когда я через шок и слезы, наблюдая за российскими танками, бесцеремонно вторгшимися на территорию другого государства, начала осознавать, что я ничего не понимала про империю, которая воспитала меня и как я покупалась на все это величие России, которая уже стала другим государством для нас в Туркменистане, но по прежнему представлялась чем то особенным, великим и всегда правым. (…) Я бы очень хотела принять участие в вашем курсе, который представляется мне чем-то очень важным, своевременным, вернее его своевременность приобрела острую срочность для будущих поколений, чтобы наконец уже пришло отрезвление не только для империи, но и для нас - травмированных "младших братьев".»


««Родилась и выросла в Петербурге, и вместе с Эрмитажем и серебряным веком, Мариинским театром и академией художеств, впитала в себя империализм, даже не осознавая этого.»


«я, конечно, время от времени сталкивалась с различными зарубежными взглядами и людьми (не только коллегами).

Вероятно, это и помогло мне постепенно начать осознавать в своих жизненных проявлениях черты бытового шовинизма (хотя, надо признать, многие из этих проявлений я отторгнуть от себя по-прежнему не готова). ..для меня стало очевидно, почему стольких геополитических ошибок и преступлений нашему народу (и мне в том числе) удалось успешно не заметить. Этим же шовинизмом, похоже, были (и кое-где остаются) пронизаны вообще все сферы российской жизни, включая СМИ и официальную "науку"...»


«Меня, как чеченца, естественно, очень волнует тема колонизации. Я, как и весь мой народ, на себе испытал всю несправедливость, ложь, лицемерие российской колониальной политики. При этом, волнует меня не только тема колонизации Чечни, но и колонизация всего Северного Кавказа, Средней Азии, Сибири. Да и колониальное прошлое европейских стран мне интересно. Мне интересно, как изжить это прошлое (..) По поводу того, как я собираюсь использовать полученные знания. Я верю в силу слова. Я верю, что справедливые и несправедливые вещи надо проговаривать. Мне хочется получить новые знания, новый язык для выражения тех знаний, которые у меня уже есть. И я верю, что мои слова могут изменить мир к лучшему.»


Письма идут и идут.


Я казанский татарин, я представитель народа, я українка ,киянка, я представитель народа Ительмены, одного из коренных народов Камчатки, я бурятка, я чеченец, я башкирка, я еврей….


Мы будем учиться слушать и слышать друг друга, видеть себя глазами другого, пропускать через себя опыт других историй и деколонизации других империй. Мы будем слушать лекции и разбирать статьи. Я надеюсь и сама выйти из этого курса с новым пониманием. Потому что первый и единственный тест на понимание сути проблемы— невозможность сказать от первого лица «я не имперец/не шовинист/ не расист/ не мизогинист.»

В самом этом заявлении лежит лишение субъектности тех, кто только и может об этом судить.


Это курс-лаборатория. И мы с коллегами в этом курсе не всезнающие профессора, а одновременно субъекты и объекты собственных исследований и анализа, исследователи и материал для саморефлексии и интроспекции.


Я обязательно приведу на курсе пример с моим кривым прямым эфиром. И ещё раз попрошу прощения у бурят. Только так, наверное, и можно чему-то научиться.


https://decolonisation-ru.com


Катя Марголис

Все свои поступки совершай только в гармонии со своей совестью.
 

Перейти на