Интересное мнение
Мне непросто начать писать этот текст.
Он личный и публичный одновременно. Он знаменует конец ещё одной дружбы. И даже больше, чем дружбы.
Целой эпохи и части меня самой.
Поэтому начну с официального заявления.
Несколько дней назад моя бывшая близкая подруга, директор московского детского хосписа «Дом с маяком» и известная благотворительница Лида Мониава опубликовала восторженный пост о своей поездки в Италию
Цитирую : «Мне как-то пришло письмо, что в Италии хотели бы сделать выставку про хосписное движение в России и «Дом с маяком» в частности. Я сначала не поверила, неужели кто-то в Европе во время войны готов делать выставки про Россию? Оказалось, и правда так.
У католиков есть движение «Общение и освобождение», это движение (как я поняла) о том, что христианство – это не догмы и традиции, а ежедневная жизнь человека, то как человек работает, как общается с семьей, с друзьями, прохожими и соседями. Родоначальник этого движения, католический священник Луиджи Джуссани. Он любил Россию и завещал своим последователям «любить Россию несмотря ни на что» (апдейт: я ошиблась, это цитата из завещания священника Романо Скальфи, друга Джуссани).
И вот мы оказались на огромном мероприятии в Италии, на 300 тысяч человек, где все участники любят Россию и интересуются Россией, несмотря ни на что. И это было что-то невероятное. А потом мы гуляли по Венеции и сами не верили своему счастью.
(…)»
Пост был опубликован на третий год ведущейся Россией геноцидальной войны против Украины и в день массового обстрела Харькова.
Выставка посвящена благотворительности и «другой неизвестной России». Мой итальянский знакомый прислал мне оттуда фотографию— на одном из стендов я с удивлением и ужасом увидела свою цитату и свое имя…
В связи с этим я и делаю официальное заявление.
Я прошу организаторов прошедшей в Римини выставки о прекрасной «другой « России», паллиативной помощи и благотворительности ликвидировать стенд и цитату с моим именем. Меня не спрашивали, и я не давала разрешения на использование ее на этой выставке и на последующее использование. Более того, я категорически возражаю (и не раз активно протестовала) против любых руссофильских мероприятий в Италии во время российской агрессии и геноцида украинцев .
Я обращаюсь к тебе, Лида , и к организаторам выставки с требованием убрать мое имя и цитату из всех материалов выставки— тем более, под эгидой неприемлемой для меня тоталитарной и симпатизировавшей Берлускони организации Comunione e Liberazione, которая замешана в крайне сомнительных делах в том числе в гомофобии, дискриминации и контроле над личной жизнью студентов в светских учебных заведениях и университетах . Одна такая история прошла много лет назад прямо на моих глазах и открыла их на многое.
Думаю, при многолетней пропаганде, материальных вливаниях в Италию и крайне скользкой позиции Ватикана в отношении российской агрессии удивляться, что именно эта организация стала паровозом очередного русофильского мероприятия, призванного тонко сыграть на струнах общей человечности итальянцев, не приходится.
Зачем это мероприятие? В чем смысл проведения его в Италии , кроме пропагандистского и манипулятивного ?
Оно кому-то помогло?
Ты вольно или невольно поучаствовала в одной из форм (а их множество весьма тонких и извращенных— там сидят вовсе не тупорылые идиоты) пророссийской пропаганды на западе.
И даже не поняла этого.
Ты , как и почти все оставшиеся и живущие в условиях жестких репрессий россияне же настолько законсервировалась на этом противостоянии и на внутрироссийской повестке, что не понимаешь большого мирового контекста
Ты поехала в Италию и думала, что ты за мир, помощь больным детям и все хорошее, а в реальности поучаствовала в войне.
В войне на стороне зла.
Да, оно паразитирует на всем— на искусстве, на благотворительности, на достижениях науки и культуры, на человечности. Такова природа фашизма/рашизма.
На этом он и вырос.
Это раковая опухоль. Она не создает свою ткань. Она мимикрирует под здоровые клетки. И их же в результате убивает.
Неужели ты настолько отправлена постепенными вынужденными компромиссами с фашистским государством, что , как Нюта, скоро будешь писать про «помощь в реабилитации героев СВО»,и не понимаешь, что в большом мире на фоне предсмертных криков убитых россиянами украинцев— любое продвижение «прекрасной России» даже с самыми лучшими намерениями de facto служит злу?
Заявлять публично о любви к России «несмотря ни на что» — это пренебречь сотнями тысяч людей, искалеченных на поколения впереди судьбами, это не смотреть в глаза жертвам и их близким , это наплевательство на память убитых, замученных и убиваемых Россией прямо сейчас. Эта публичная любовь к стране-террористу «несмотря ни на что» есть проповедь бесчеловечности.
Это антихристианство.
С начала большой войны я с ужасом наблюдаю, что происходит с теми, кого я столько лет считала друзьями и единомышленниками.
Нет, к счастью, из моих ближайших людей никто не зиганул, но внутреннее противостояние враждебной власти и отделение себя от нее сделало людей в остальном совестливых и порядочных совершенно безответственными и невосприимчивыми в тому, что реально творят их соотечественники в Украине.
Война для них(вас) это какой-то абстрактный враг, досадная помеха, беда или даже катастрофа— но прежде всего внешняя. Она каким-то образрм «началась», «случилась», «пришла» без реального участия сотен тысяч или даже миллионов людей, живущих с вами рядом или даже являющихся вами. Находясь на другом полюсе — и смещаясь вплоть до «вне политики» и теории малых дел, на которой этот фашизм успешно и паразитировал и произрастал и разрастался, или даже пытаясь противостоять ему, вы утратили способность к большому видению вне внутрироссийского контекста. Ваша главная дихотомия не агрессор и жертва, а «плохие они»(властиРФ) «хорошие/сопрртивляющиеся/жертвы и герои одновременно «мы». Украины в этой картине практически нет. Big picture, в которой Россия представляет глобальную угрозу человечеству для вас тоже нет. Для вас мир — россияцентричен.
И этим вы печально напоминаете путинскую идеологию.
«Зачем мир, если в нем не будет (подразумевается в нынешнем имперском неделимом виде) России»? З и украинцев в вашей картине героического противостояния «войне Путина» , который по выражению Яшина на днях «задолбал своей войной» ( это — а вовсе не выражение сочувствия и солидарности с харьковчанами —пишется в качестве подписи к пылающей после прилета российской ракеты многоэтажке, откуда на видео слышны предсмертные крики ужаса ) тоже нет.
Героев , сопротвляющихся ежедневно ценой собственной жизни российскому злу во имя своей свободы и будущего человечества в вашей картине мира просто не существует.
Максимум для вас это —украинцы-несчастные жертвы и беженцы. Они ваши «подопечные». Такая объективация. По сути же въевшееся имперство— что и привело к этой войне—только в профиль.
Знаешь, что мне написала недавно одна женщина из Мариуполя , прошедшая через ваши руки и выехавшая в Европу:
«Беженцы в ЕС - это отношения взрослый-взрослый. Отношения к-беженцы в рф , это токсичный родитель и недоразвитый ребенок.»
Помнишь историю про Галю и шубу? Я напомню (см комментарий) .
Теперь такими же подопечными для вас стали курчане—в вашей оптике, где война существует отдельно от людей, через которых она идет и которые делают выбор —это «точно такие же мирные люди, жертвы этой войны».
Но это ложь и подмена… Эта война вернулась к ним, приветствовшим ее или потворствовашим ей своим равнодушием. Это те самые россияне, в течение двух с половиной лет проводники и соучастники агрессии по отношению к соседнему независимому народу—от активных до пассивных . И без них никакая «война Путина» не была бы возможна: они все так или иначе соучастники геноцида украинцев. Многие из них приветствовали вторжение и с их территорий летели ракеты при полном молчании и равнодушии, они, как жители Освенцима, предпочитают не видеть труб и дыма. Вот уж действительно «не смотря ни на что». И ни на кого. Я не припомню ни одного протеста из приграничных районов.
До сего дня можно было просто «смотреть в другую сторону».
Россия— это не абстрактное понятие, а люди. Миллионы россиян являются проводниками войны— от программистов до равнодушных обывателей, все кто не оказывает прямого сопротивления является проводником— как в электрической цепи. Все соучастники.
Я понимаю твою мотивацию. Ты благотворительница и убежденная христианка. Это уже твоя профессия. Посетить разбойника в тюрьме, помогать любому человеку- тем более семьям с больным ребенком— христианам, да и просто людям, нормально.
Но врать и подменять черное белым-НЕТ. Наоборот работа на помощь другим требует бесконечной честности. Помогать , но не врать себе и другим. Никто из немецких антифашистов никогда не представлял свою нацию как «мирных жертв». Ты прочла много книг о нацизме и Холокостом и не можешь не знать, что именно с антифашистов , которым, казалось бы, не в чем себя было упрекнуть— началось немецкое покаяние. «И через нас»
— формула Штутгартского исповедания вины" 1946 года.
«И через нас". Именно этими словами христиане-антифашисты взяли на себя важный моральный труд по покаянию в послевоенной Германии. А ведь как раз им не в чем было себя упрекнуть. Мартин Нимеллер, автор знаменитого высказывания "когда пришли за коммунистами я молчал – ведь я не был коммунистом … а когда пришли за мной, заступиться было уже некому", прошел Дахау. Вилли Брандт был борцом сопротивления. Тем не менее, "мы тут ни при чем", "мы боролись с Гитлером", "не мы строили Аушвиц" не стало главной частью их риторики.
И уж точно невозможно представить их с гастролями по странам союзникам, где бы они рассказывали о том, как прекрасно любить Германию «несмотря ни на что».
Боюсь, решив остаться в фашистском государстве и «дождаться чуда в темноте» , ты переоценила свои силы к внутреннему моральному сопротивлению. К устойчивости. У тебя был выбор. И твой выбор можно уважать. Возможно, ты решила так из ответственности , ради помощи детям и своего хосписного дела — ведь болезнь и смерть никуда не делись. Несмотря на войну ты решила остаться в том государстве, которое ты всегда осуждала, выходила на демонстрации и пикеты против репрессий и нарушений прав человека, и не скрывала своих взглядов , но ты все равно незаметно впитала его извращенное мировосприятие. Пусть даже со знаком минус. Отравленный воздух фашизма не щадит никого. Такова неизбежная моральная плата даже за самый достойный выбор. Давнее и тлетворное — неизбежное и постепенное слияние благотворительности со злом началось не вчера— как и и соответстующий стокгольмской синдром (я писала подробно об этом в статье «Уменьшительное зло». — ссылка во втором комментарии)
Знаешь я смотрю на наши прежние фотографии и на ваши веселые фотографии из недавней поездки Венециию в твоем посте. Из Венеции, куда ты приезжала не раз и ко мне…
Из Венеции, которую ты не знаешь— для тебя это по-прежнему такой парк культуры и отдыха, море, Бродский и набережная неисцелимых , где ты радостно фотографируешься . А то, чем обернулись строки «Только когда придет и вам помирать, бугаи,
будете вы хрипеть, царапая край матраса, строчки из Александра, а не брехню Тараса» ты знать не хочешь. Тебе это неприятно и досадно. И свою нынешнюю ответственность за эту отправленную имперством культуру ты отрицаешь.
Но любимое и свое тем более срочно и неотступно требует пересмотра, требует иной степени ответственности. (Ссылка на мою статью «Если выпало в империи родиться» в комментарии)
Ты не видела Венецию завешенную украинскими флагами, куда приходили на рассвете автобусы с беженцами из Украины, со старушками в тапочках и пуховиках поверх халатов, с перепуганными детьми, с собаками и котами в переносках.
«В вас тоже стреляли русские «—спрашивали украинские дети наших детей.
Ты была в Венеции. Ты могла позвонить и зайти ко мне, но не пришла. Наверное, и правильно. Личного разговора уже не будет. С начала войны наши пути расходились всё отчетливее. Поэтому я пишу тебе это открытое письмо.
Так вот , я смотрю на твои венецианские фотографии и узнаю каждое место. Я хорошо знаю свой город.
Я узнаю каждый закоулок, но я не узнаю тебя.
Я искренне не понимаю, как у тебя , той прежней Лиды ну или просто человека и христианки , в день чудовищного российского обстрела Харькова и гибели людей поднялась рука написать что-то про «любовь к России немотоя ни на что» да ещё выдать это за христианскую добродетель в то время, как у выживших харьковчан в эти минуты их ноги и руки ампутировали , только потому что рядом есть страна Россия…
Не понимаю
не понимаю
Не принимаю
Я смотрю на наши общие фотографии за столько лет дружбы. …
Я вспоминаю, сколько мы прошли вместе. Сколько переговорили и переделали. Сколько ночей проговорили. Сколько детских больничных выставок и хосписных проектов сделали. Скольких детей и друзей проводили. Скольких оплакали.
А сколько книг, фильмов — особенно о ГУЛАГе и Холокосте —мы тогда прочли и обсудили.
… а воскресные литургии…
…а домашние чтения Евангелия
…а Тезэ…
… а Косьма и о.Георгий…
Про Галю даже не говорю.
Это люди, в чей безупречной позиции сегодня я не сомневаюсь. Для них не могло быть «несмотря ни на что». И «обе стороны», и «всё неоднозначно», и «мы вне политики», и «мы помогаем молча и не говорим об источниках и причинах зла» — это не про них.
Но увы….
ни Гали Чаликовой , ни отца Георгия Чистякова нет на этой земле уже много много лет… и зияние это с годами лишь невосполнимей и отчетливей.
Я помню , как ты приезжала ко мне совсем юной в 2007 и мы поехали в Тоскану собирать оливки— и сидя на оливковых ветвях среди райских тосканских холмов под казавшимся такими близкими небесами говорили о самом главном.
Я помню тебя школьницей. Как ты пришла первый раз в детское онкологическое отделение .
Никаких фондов тогда не существовало и мы делали всё сами своими силами: рисовали с детьми, для которых искусство было формой возвращения к себе и к жизни, делали выставки творчества тяжелобольных детей в центральных музеях (в той же Третьяковке или в Пушкинском), привлекая внимание и показывая ценность и бесценность любой жизни, собирали деньги, еду и одежду несчастным мамам, приехавшим из глубинки в поисках последней надежды вылечить своего ребенка, искали доноров крови, писали проникновенные тексты в газеты, чтоб собрать на дорогие лекарства или на пересадки, на билеты в те города и страны, где им могли оказать помощь…. А нередко и на похороны. Это было похоже на тыл огромной войны — с бедностью, болезнью и неприступностью системы (пост)советской медицинской помощи, часто вполне компетентной и качественной, но совершенно бесчеловечной. И потом все эти фонды, сложные моральные дилеммы, доверенные лица, компромиссы ради спасения детей…. И что?
Глядя на нынешние кадры разрушенного сегодня ночью одно из зданий киевского университета (такое «поздравление по-российски» с новым учебным годом),на июльские кадры из того же Киева, на разбомбленную тогда детскую больницу (ты тогда написала «прилетела ракета»…откуда? Видимо, из космоса) и читая милые инстаграмы наших бывших пациентов, где никакой войны вообще нет, я впервые ощутила, что всё это было возможно зря. Откуда я знаю, что кто-то из спасенных тогда российских мальчиков или девочек не нажимает сегодня смертельную кнопку, не подписал контракт, не программирует, не наводит, не живет так, как будто чужая жизнь ничего не стоит…а ведь бомбили точно таких же детей с такими же лысыми головками, с диагнозами под такими же капельницами…
А ещё, помнишь, с тобой тогда тоже волонтеркой в отделение онкогематологиии пришла девочка Саша. Твоя подруга. Вы были как сестры. Ты же знаешь, она давно живет в Украине. Ты даже один раз к ней приезжала.
Ты перестала с ней общаться после 2014, и даже после 2022 ни разу ей не написала, не спросила , как она и ее дети.
Давай тогда я тебе расскажу.
Весной 2022 она с 4 детьми по трупам под обстрелами россиян выезжала из-под Киеве , а затем попала в российскую оккупацию… ты знаешь , что это означает.
Рассказать, что было дальше?
Или ты наберешься мужества и сама ей позвонишь или напишешь?
Она по крайней мере жива…
и дети выжили.
Лида, прислушайся хотя бы к Саше.
Заклинаю тебя памятью Гали, памятью о.Георгия, памятью ушедших детей и нашей бывшей дружбы —
Вспомни и вернись.
Не ко мне. Не к ней. Не в общее прошлое.
Его не вернуть.
К себе.
К себе подлинной вернуться можно всегда.
Я верю, что пока мы живы, не все потеряно. Что при том огромном и важном деле твоей жизни , которое ты делала и делаешь, эта глухота и слепота, бесчувствие и гордыня спасающего демиурга, это псевдохристианство, не отличающее добра от зла , в тебе не навсегда.
Пожалуйста, остановись. Открой новости. Просто посмотри фотографии. Посмотри в глаза убитым Россией . И пойми, что означает твое ‘несмотря ни на что». Что оно в действительности означает. Что «несмотря ни на что« в реальности пишется раздельно «не смотря ни на что». И ни на кого.
Подумай, как можно заниматься всю жизнь облегчением и помощью тяжелобольным и умирающим и не смотреть на убитых, разбомленных, замученных, запутанных, заживо сгоревших…не хотеть видеть и понимать прямых причинно-следственных связей. И писать то, что ты пишешь. Ты же отнюдь не глупа и не невежественна.
Я знаю тебя давно.
Ты можешь быть разной.
Как все мы.
Но я не верю , что языческая «любовь к России» может заглушить внутри тебя голоса ещё недавно живых и теперь навсегда убитых этой самой Россией людей.
Буча, Мариуполь, Изюм, Мелитополь, Кривой Рог, Днепр, Краматорск…
Пока я пишу это письмо, новые и новые ракеты летят на Харьков, Киев, другие города.
Сегодня снова десятки раненых.
В Сумах россияне ударили ракетой по центру социально-психологической реабилитации детей и детскому дому. … пострадали 18 человек, 6 из них дети…
Может , пора не проводить выставки с самопиаром «какие мы на самом деле хорошие» в Европе, ( тем более смысла в них кроме пропагандистского никакого: ни хоспису, ни детям от этих выставок ни горячо ни холодно) , а просто честно встать на колени перед Украиной и ее людьми?
Молча?
Может пора быть потише и поскромнее?
Разве в Евангелии в притче о мытаре и фарисее не это написано?
Может быть, в глубинах словаря современного русского языка не до конца похоронены значения таких слов как «ответственность» и «покаяние «?
Вы же себя считаете христианами…
Знаешь, сама я отошла от любой формы общепринятых религий. Все мои приходы — и православные, и католические давно сменились уходами.
Еврейство тоже для меня совсем не про веру.
Я вообще не верю больше ни в какие организованные коллективные религиозные формы.
А уж от государственных бегу, как от огня.
Но я по-прежнему верю в красоту, правду и свободу во всех сочетаниях. В красоту правды. В свободу красоты. В правду свободы.
А ещё я по-прежнему отчаянно хочу верить в человеческое в человеке.
Хочу верить.
Не знаю, смогу ли.
Но ты, Лида—прежде всего человек.
Прощай.
Катя Марголис