Интересное мнение
По воскресеньям тут в фб у меня теперь будет искусство.
Столько раз уже хотелось написать про разные прекрасные выставки и художников— и каждый раз очередная варварская выходка тех человекообразных, с которыми по несчастливому стечению обстоятельств, меня связывает графа «место рождения «, а по счастливому уже два десятки лет не связывает «место проживания « делает практически невозможным говорить о том, что я действительно люблю— об визуальном искусстве, поэзии, литературе, красоте.
Ежегодно в Венеции на острове Святого Георгия ровно напротив площади San Marco проходит огромная выставка HOMO FABER. Это не Биеннале с ее нагромождением и сборной солянкой всего со всем, очень разного искусства, не притянутого за уши к теме не сожержательно, а просто политическими играми, деньгами, амбициями и пр. Хотя в этом году есть целый ряд сугубо политических и одновременно очень художнственно точных и талантливых павильонов и выставок, о которых хотелось написать— от победившего австралийского (о геноциде аборигенов) до емкого и страшного, но бьющего в самое сердце болгарского (о позднесоветских преследованиях и репрессиях, где типичная советская квартира с унылой мебелью, горками с фарфором нашего застойного детства, уродливым диваном, ковром , креслами, убогой кухней населена запахом сена, камнями, травой и призраками ГУЛАГа) , не говоря уж о польском—показавшем украинский проект- видео , где украинцы, беженцы имитируют звуки подлетающих снарядов, ракет, шахедов. Проект называется «Повторяй за мной» и сделан как караоке.
HOMO FABER сделан совсем иначе. Это выставка современнейшего искусства высокого ремесла сегодня — художников-ремесленников— ккк традиционных, так и новаторов—-стекло, бумага, дерево, серебро, керамика, фарфор, гобелен, ткачество и плетение, обработка камня, инкрустации, вышивка, …. Десятки переосмысленных сегодня практик и одновременно уходящих корнями в века традиций человечества, : Европа, Азия, Англия и Узбекистан, Южная Африка т Бельгия, Франция и Южная Корея,
Участников сотни. Каждая вторая вещь, объект, деталь— шедевр. За каждым огромная работа, концепцмя, мысль и невероятное мастерство.
Сама выставка построена кураторами как концептуальное «Жизненное путешествие « -The Journey of Life
А для зрителя это путешествие между 10 павильонами среди садов и дорожек бывшего острова бенедектинцев (монастырь там до стх пор, нг после войны большая часть острова отошла музыкальному фонду семьи Cini). Кажжый из павильонов имеет название и соответственное содержание — «Детство», «Пир», Любовь»(он разделен на романтическое «Ухаживание» и эротическое «Соединение»),«Посмертие»…
На днях прочла сетование, что в русском языке нет слова для alto artigianato— буквально в переводе с итальянского это «высокое ремесло», но я бы перевела как высокое мастерство.
Недаром итальянцы - и художники, и ремесленники в знак уважения величают друг друга maestro. В этом средневеково-ренессансном городе, несмотря на все биеннале, и нет этого искусственного разделения на якобы простое и чисто ручное ремесло и высокое искусство.
На выставке проводятся мастер-классы, демонстрации,отдельно построены маршруты в городе—HOMO FABER in città— путеводитель по мастерским, ателье, лавкам, студиям и галереям местных венецианских художников/ремесленников. Забредают и к нам.
На выставку меня пригласила замечательная львовская художница с мировым именем Daria Alyoshkina (я уже писала как-то о ее работах на прошлогодней тоже венецианской выставке «Ризома» https://www.facebook.com/share/p/8ugRW8LkDs72MFJe/? )
там была показана одна из ее огромных тончайших витинанок (резное бумажное кружево).
А потом мы долго бродили по вечерней Венеции. И через каждое слово, тему, как через эти тончайшие витинанки—и на вид такие хрупкие, а в реальности такие стойкие и органичные связные формы человеческого созидания, просвечивала память, надежда, боль, потеря, отчаяние (у Дарьи россияне убили брата , он пошел добровольцем)…и война, война, война— худшая и самая отвратительная форма человеческого анти существования и антитворчества.
Потому что пока одни ткут, плетут, сопрягают, созидают, и ищут гармонию, хранят преемственность и при этом создают авангард и инновации и будущее , рядом под наслоением всевозможных постмодернистских концепций, гламура, снобизма и трендов последней моды современного и концептуального искусства тлеет обыкновенный фашизм, который производители потребители всего этого высококультурного продукта предпочитали не замечать и жаже дружить с ним, когда речь шла о производстве собственных выставок, книг и фильмов, которые и служили маскировочной сетью для ракет— сетью знакомств, одолжений , компромиссов и амбиций…и объединяющей уверенности в собственной исключительности.
А потом ракеты летят и убивают , а деятели культуры.ру сначала картинно заламывают руки, а затем очень быстро начинают недоуменно пожимать плечами:
А что случилось? А при чем тут мы— мы-же тоже-жертвы…
Ну и конечно чес с гастролями, спектаклями и вернисажами: мы-крошки Ру-мы против ПУ….
Сами-мы-не-местные-помогите кто чем может…
Жить-то надо, а запросы и стандарты собственного материального комфорта , построенного все на том же нефтяном фашизме (но об этом не только говорить, но и думать даже не комильфо) немалые.
Не чета среднеевррпейским.
Сейчас вот начнется, например , очередное СловоНово в Черногории. Мою ленту наводнила реклама. Билеты для желающих приобщиться к этой сокровищнице современной культуры.ру по…500€. Угадайте, сколько из них пойдет на реальную борьбу с путинским режимом— на ВСУ?
За два года с моего открытого письма и просьбы перевести именно на ВСУ сэкономленный на моем неприезде и неучастии бюджет фестиваль это так и не сделал.
(То письмо и чудесные высказывания милых деятелей культуры.ру в комментарии )
Надо ли говорить, что на выставке HOMO FABER российских работ нет.
Катя Марголис