Интересное мнение
Неделя выдалась бурной , и только под ее конец я наконец посетила полицию с тем, чтобы оставить заявлением об инциденте 25 апреля с атакой на украинский флаг во время демонстрации в честь 80-летия освобождения Италии от фашизма в венецианском гетто.
Заявление принимало двое полицейских.
Один явно сочувствовал и расспрашивал подробности об инциденте, о том, какие именно жесты и слова были произнесены, о моем еврейском происхождении и связано ли нападение с ним, внимательно выслушал, почему я считаю украинский флаг главным антифашистским символом сегодняшнего дня.
Второй же его коллега другой то и дело ненавязчиво вставлял реплики в формате «есть мнение» и «некоторые считают», где излагал в качестве чьего-то постороннего мнения излагал , типичные распространенные десятилетиями воздушно-капельным-денежным путем в Италии мемы российской пропаганды и даже высказал предположение, что быть может, если знать , что украинский флаг может расстроить кого-то из демонстрантов , то лучше приходить без него, на что пришлось мягко и вежливо напомнить, что а) Италия поддерживает Украину на правительственном уровне b) я не знала, что символ борьбы с фашизмом может кого-то расстроить на антифашистской демонстрации c) у нас пока что демократия и что именно Украина сейчас для многих символ борьбы с сегодняшним российским фашизмом, а если даже «некоторые считают иначе»— то это, разумеется, их право, но при демократии это точно не повод нападать и поджигать зажигалкой чужие флаги и называть тех, кто с ними не согласен ‘нацистами’. И что на палестинские флаги на этой демонстрации, например , никто не нападал, хотя эта колонна ультралевых вела себя агрессивно и крайне неуместно переживала своими кричалками и перечисления имен погибших венецианцев партизан-антифашистов и мемориальную церемонию в гетто , откуда были депортированы 256 венецианских евреев, из которых обратно в Венецию вернулись только 8 ; d) ну и наконец, что , вероятно, эти «кто-то, у кого «есть мнение» не очень образованы и не знают, в частности , что тысячи и тысячи украинцев сражались против фашизма, которому Италия , к слову сказать, родина , а многие украинцы отдали жизнь конкретно в Италии в битве под Монтекассино например. И хотя бы поэтому присутствие украинского флага на мемориальной демонстрации, где собираются люди в качестве знака приверженности новым антифашистским ценностям, под которыми подписалась Италия после войны — более чем уместен.
Не говоря уж о том, что ВСУ примут участие, например , в параде в Лондоне, приуроченном к 80-летию Дня Победы в Европе. И что
министр обороны Великобритании Джон Гили заявил, что сегодня Украина в самом центре Европы борется за свободу.
Надо сказать, что и второй полицейский довольно быстро и легко со мной согласился. И сказал, что, наверное «не все это знают». И в конце даже лично пообещал, что постараются найти дядьку с мегафоном, который и подзуживал и провоцировал ребят на агрессию.
Миролюбие , человечность, доброжелательность , толерантность и умение слушать—в сердце итальянской культуры. Проблема только в том, что именно эти качества являются легкой добычей для паразитирования на них нынешней российской пропагандой. Впрочем, она паразитирует на всем и работает всегда с теми материалами, которые предоставляет местные особенности, превращая любые достоинства и достижения демократии и прогресса (от человеческих качеств до информационных технологий) в их противоположность. Ровно как раковая опухоль — мимикрируя под клетки каждой ткани и трансформируя в результате здоровые клетки в больные.
После того, как мы закончили с заявлением, меня неожиданно попросил заглянуть к нему знакомый мне по прошлым жалобам на угрозы и кибер-атаки комиссар венецианской полиции , благодаря распоряжениям которого я и чувствую себя в городе достаточно защищенной, а карабиньеры регулярно патрулируют нашу улицу и иногда звонят в дверь , узнать все ли у синьоры (меня) в порядке.
Я заглянула. И очень повеселилась. Оказалось, что тайный слет российского оппозиционного меча и орала в отеле на Сан Марко пожаловался, что из-за меня их явка провалена и что я своим постом в фб создаю угрозу их безопасности. На что я предположила, что если именно сверхсекретность , а не dolce vita была основным фактором выбора места проведения этой эпохальной встречи о будущем России, то лучше было бы встречаться не в пятизвездочном известном отеле в центре пешеходной Венеции, а выбрать место более уединенное — в лесу, в горах — ну мало ли мест в мире…
Мы вместе посмеялись.
Другое дело, что кто-то попытался воспользоваться моим именем и электронной почтой , чтобы зарегистрировать в этом отеле— (были ли это журналисты РТ, фсбшники — не знаю) если конечно, это правда, а не повод , чтобы пожаловаться и подставить меня.
Ну и довольно белыми нитками на пустом месте спровоцированный
shit-storm в русскоязычном фб вокруг моей скромной персоны , очень похожий по инсценировке внезапного «оскорбления» на сцену в Овальном кабинете и точно совпавший с тайным венецианским мероприятием , наводит на схожие мысли. Тем более, главные зачинщики не чужды российскому оппозиционному бомонду.
Подозрительно точное совпадение тайминга и знакомого приема— перевести общественное внимание с какого-то значимого события на второстепенный скандал ни о чем. Который, впрочем, привел лишь к экспоненциальному росту количества моих подписчиков (уж а таких пределах специалисты по пиару и гламур-медиа могли бы сообразить).
Толпа обиженных и уязвленных неприятной правдой о себе хор.ру (среди первых комментаторов —все комментарии дальше я не стала читать) я увидела, например, и приревновавших жен, с на мой взгляд неприличными в своей очевидности комментариями «наконец-то вы всё поняли об этой Марголис» , которые третий десяток лет не могут пережить посвященные мне стихи и книги, увидела и своих собственных бывших возлюбленных и бывших друзей и знакомых , приезжавших в Венецию и сидевших у меня дома, увидела просто, обиженных и уязвленных на правду и зеркало—всех, кто не мог пройти мимо и нашел наконец возможность выплеснуть свою обиду якобы под предлогом защиты трепетного государства Израиль от страшного антисемитизма страшной Марголис, которая почему-то будучи наполовину еврейкой и написавшей свое первое серьезное эссе 25 лет назад именно о Музее Холокоста в Вашингтоне (см ссылку в комментариях ) в том числе и поэтому не приветствует ни терроризм, ни убийство невинных , ни грязные игры вокруг заложников, ни ответный геноцид.
Интересно, что все внимание было переведено на тему— не имеющую ровным счетом никакого отношения к тайной собраниям оппозиции .ру в Венеции и их постыдной роскоши, о которой и шла речь ровно в эти дни. Впрочем, возможно, это просто случайное совпадение?
Кто бы мог подумать, что мир гламура и мата настолько ближе «интеллигенции» и эмиграции.ру, чем мир вопросов ответственности культуры, производящей те или иные нарративы, которые так легко инструментализируются для оправданий геноцидов и агрессий , вопросов авторефлексии, и прочих нравственных и исторических вопросов, которые по идее именно культура и должна ставить и которые двигают общество вперед. И я говорю не только об их российской идентичности, а вообще о двойных стандартах для «своих» и каких-то «их», других. Тут что трамписты, что ультраправые израильтяне, что….
Культура и гламур— вещи противоположные. Культура (буквально в переводе: земледелие) растет из корней и копает вглубь. Гламур — это по определению поверхностность.
Но такими размышлениями и подробностями комиссара венецианской полиции я утомлять, конечно , не стала.
Однако не могла не заметить, что пока оппозиция в изгнании будет снимать номера на Сан Марко за 3000 евро, то вряд ли она будет популярнее Путина с его клептократией и золотыми унитазами, и что те, кто по их словам против Путина и так печется о будущем России, которая ведет захватническую геноцидальную войну силами беднейших , идущих убивать и быть убитыми в качестве оккупантов по контракту, о которых так на словах пекутся оппозиционеры.ру, то , на мой скромный вкус, даже если они не хотят помогать напрямую украинцам, сражающимся ценой своих единственных жизней с тем самым режимом, который они так отважно скидывают в отеле Violino d’Oro, то хотя бы куда более достойной и последовательной позицией и лучшим вкладом в будущее России и мира было бы пустить какие-то средства, если уж они есть у российской оппозиции, на то, чтоб просто заплатить этому нищему потенциальному пушечному мясу, которое они считают своим будущим электоратом какие-то деньги на жизнь , чтоб они не шли убивать украинцев на путинские гробовые , а остались бы дома и это спасло бы не одну жизнь, а не снимать себе гостиницы в центре Венеции, чтобы за вкусным обедом поговорить о будущем России. Но это лично мое мнение, конечно.
Вообще же жизнь дарит лучшие сюжеты, чем литература и лучшие контрасты, чем живопись.
День вчера выдался на редкость насыщенный даже по моим видавшим виды стандартам. Закончив разбираться с делами , я по здравом размышлении решила не связываться с перепуганной мною оппозицией , решив, что полицейский в чем-то, пожалуй, прав и зачем идти туда, где тебя настолько не ждут и так боятся. Да и в конце концов будущее России — это их, а не моя тема, поэтому вместо отеля Монако, я отправилась на небольшой пленэр, что выветрить весь этот мусор из головы. А затем пошла в галерею.
День был солнечный, радостный, весенний. Целый день на моей выставке «A Woman is an Island” толпился народ. А к вечеру уже под закрытие заглянула милая французская пара: купили принты моих работ и мы разговорились.
Они из Дижона, у каждого из них это второй брак, но у них прекрасные отношения со своими бывшими , и они все встречаются вместе и даже проводят каникулы. Очень по-французски. -Кстати, мой бывший муж и отец моих детей тоже художник— сказала она. Но сейчас у него мало возможностей для работы, потому что он воюет добровольцем в Украине. Он испанских кровей, его семья пострадала от Франко. Он же художник, он видит и чувствует острее, он не выносит несправедливости и насилия, ненавидит фашизм— вот пошел сражаться. Сообщил об этом нам на двадцатилетии нашей общей дочери … — и тут внезапно элегантная француженка заплакала… —мы очень переживаем. Но он все правильно сделал.
-Да, мы все гордимся им— подхватил ее муж, он иногда присылает мне свои зарисовки с фронта, его побратимы часто просят портреты не столько свои, сколько своих жен, детей, возлюбленных, с которыми они разлучены. Мы не знаем точно, где он— он не может этого разглашать. Пишет только, что 5 дней в окопе и два на отдых. Потом опять.
Мы обнялись . Такой сюжет невозможно было бы придумать.
Мы проговорили еще долго о касках и бронежилетах, о турникетах и поставках, о семьях, об исторической ответственности перед лицом фашизма, о свободе и личном выборе , об искусстве в смутные времена.
Все было так близко.
Уже смеркалось. Пора было закрывать галерею. Дома ждал негулянный пес. Вся эта мишура.ру совершенно выветрилась из моей головы, а существо наполняло ощущение маленького хрупкого общего мира, сопричастности, солидарности, боли и тепла…
Каково же было мое —нет, не удивление , а именно внезапный зрительный контраст, когда выйдя с псом на площадь Sant’Angelo , я увидела за столиком в рыбном ресторане (собственно он и был обозначен в программе встречи, но я успела выкинуть это из головы) всю компанию.ру , которая так переживает за собственную безопасность и секретность своих дум о будущем России.
Судя по самодовольным лицам и расслабленным позам , они уже обсудили все матрицы, цикличность русской истории, стратегии выхода и сценарии транзита власти, эволюцию русского мифа и метароссию…
И вдруг на расстоянии венецианской площади они предстали такими мелкими, такими устаревшими, такими автореферентными и нарциссичными — особенно по контрасту с теми людьми, с которыми только что свела судьба, с французско-испанским художником (имя не могу разглашать), с теми, кто мог точно так же сидеть в ресторанах, но выбрал быть в окопе и сражаться в не своей стране, но за общую свободу и будущее, кто сделал этот выбор по внутреннему зову совести, не будучи при этом— в отличие от сидевших за столом —обременен никаким анамнезом и коллаборациями с государственными институциями страны победившего рашизма и, соответственно, ответственностью за преступления своей империи , воображаемое будущее которой они с приятствием обсудили на тайном междусобойчике в роскошных венецианских декорациях, пока на Киев, Днепр и другие города летели снова российские дроны. Не позвав на эти тайны венецианского двора ни прессу, ни представителей колонизированных народов, ни спикеров других языков или хотя бы пола…
Мы с псом пересекли площадь. Смотреть на это застолье было неприятно, да и заглядывать в чужие тарелки малоапетитное и малоинтересное зрелище, так что я просто отвернулась , и мы прошагали побыстрее мимо и завернули за угол.
И в этот момент я подумала , что в топографии действительно есть свой символизм.
А в голове почему-то внезапно из каких-то глубин сознания всплыла картина Мясоедова из Третьяковки «Земство обедает».
Собственно, точнее всех именно об этом написал Garry Kasparov /Гарри Каспаров (уже цитировала, но не грех повторить):
«Позиция многих моих коллег по эмиграции не выдерживает никакой критики. Эта вечная попытка остаться в белых перчатках — «мы ни при чём» — вызывает недоумение. Вы при чём. Мы все в этом дерьме, это дерьмо лежит на нас всех. Хватит делать вид, что вы к этому не имеете отношения. Чем дольше вы притворяетесь, тем больше становитесь соучастниками путинских преступлений.
С каждым российским ударом по Украине рассыпается в пыль позорная ложь о «войне Путина». Это не война Путина. Это война России. Хватит лгать Западу, что в России есть антивоенное движение. Есть какое-то количество приличных людей, которые молчат. Но это всё равно единицы на общем фоне. Кто-то сидит в тюрьмах — но и они попали туда не потому, что мечтали о подвиге. Таких героев, как Скобов и Горинов, — считаные единицы.
Безусловно, за происходящее есть историческая вина на всех нас, но куда большая вина лежит на тех, кто, сидя на грантах, пытается обманывать западное общественное мнение, продолжая рассказывать сказки про то, что есть какая-то «другая Россия», которой нет.
Война стала обыденностью, убийства стали обыденными. И наше дело — кричать, что убийства не могут быть обыденностью. Путин — военный преступник, и все люди, которые работают на Путина, — военные преступники. Любая попытка смазать эту картину делает человека тоже соучастником.
Сегодняшняя путинская Россия — это враг, как фашистская Германия. Поэтому надо помогать Украине выиграть войну, и да, надо дать Украине ракеты, которые будут лететь по Москва-Сити. Это принципиальная позиция, которую должен занимать любой человек, считающий себя русским патриотом.»
Гарри Каспаров
И да, я полностью подписываюсь под этими словами, но просто заверну за угол до конца этого текста— ровно на 4 слова раньше .
И пойду и дальше своей дорогой.
Катя Марголис