Вход на сайт
"Умалишённые" Теодора Жерико
29725 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
vagant Луч тьмы в светлом царстве
Кто-то уже догадался, а кто-то ещё нет, но речь пойдёт о живописи. И пусть те, кто не увлечён этим искусством, не спешат покидать эту ветку, отчасти она затронет и другую тему тоже.
Итак, Жерико.
Родившийся во время Французской революции (с лёгкой руки Ленина упоминающейся в отечественной историографии с приставкой "Великая"), Жерико стал одним из ярчайших представителей французского романтизма, жанра живописи, который лично мне нравится чуть меньше некоторых других; но Жерико в нём исключение.
Впервые я узнал об этом живописце ещё в школе, благодаря Большой Советской Энциклопедии, где была хорошая репродукция его картины "Раненный кирасир".
Узнал, но полюбил его работы лишь спустя десятилетия.
Если б можно было назвать какую-то одну главную тему работ этого художника, то многие бы по праву сказали, что это человеческое страдание; не только физическое, но и душевное.
Благодаря Жерико трагедия, случившаяся с пассажирами фрегата "Медуза", и по сей день начинает кровоточить, как только кто-то, увидевший в Лувре (или на репродукции) полотно "Плот "Медузы", заинтересуется той жуткой историей. Я не стану её пересказывать, ветка и так обещает быть длинной; о "Плоте "Медузы" очень много информации, доступной в Сети, достаточно ввести в поиск "фрегат "Медуза" (или "Плот "Медузы"), как на вас свалится лавина источников.
Жерико был очень работоспособным художником. Жизнь отмерила ему всего тридцать два года; травма, полученная при падении с лошади, вскоре свела его в могилу.
Примерно в то время, когда жил Жерико, психиатрия получила статус самостоятельной медицинской дисциплины. До этого людей, поражённых различными психическими недугами, больными вообще не считали, их относили к бесноватым.
В Париже, в больнице Сальпетриер, для таких людей отвели специальное место.
И вот туда в поисках сюжетов для задуманных им работ, устремился Жерико. То, что для него представляло интерес исключительно как искусство, в ту пору, когда не было фотографии, для практикующих психиатров служило иллюстрациями для описания всевозможных психических недугов.
Доподлинно известно, что серия "Умалишённые" состояла из десяти портретов. Но местонахождение пяти из них не известно до сих пор. Сложность поисков объясняется ещё и тем, что художник не подписывал своих работ. Поэтому, возможно, хозяева частных коллекций даже не догадываются, что у них находятся картины этого художника.
Пять работ этой серии разбросаны по всему миру.
Одна в США.
Одна в музее бельгийского Гента.
Ещё одна в частном музее в Швейцарии.
И две во Франции, в Лувре и в Лионе.
Именно картина, находящаяся в музее Лиона, стоит того, чтобы остановиться на ней подробнее.
Но сперва о других работах из этой серии (тех, что удалось найти).
Например, "Клептоман" (музей Гента):
(чтобы увидеть изображение в полном размере, просто кликните на него).
В лице мужчины смешаны благородство и недуг, осознание которого, кажется, угнетает и его самого.
Или "Портрет женщины, одержимой карточной игрой" (Лувр, Париж)
Но самое жуткое, зловещее зрелище производит вот эта работа:
"Безумная, одержимая манией зависти" (Лион, Музей изящных искусств)
На картине реальный человек с недугом, который стал причиной того, что даже в том приюте для безумных эта пожилая женщина была прозвана "гиеной". По этой причине второе название картины, данное ей позднее искусствоведами, - "Гиена Сальпетриера".
Как свидетельствовали медицинские хроники, эта женщина не могла вынести, если рядом с ней кто-то радовался жизни, смеялся, был счастлив или просто источал здоровье и красоту.
Китайцы называют зависть "болезнью красных глаз".
И правда, посмотрите на это лицо. В поле зрения старухи уже попал один из раздражителей её психики.
Кто мог им быть? Мать, нянчащая смеющегося ребёнка? Пара возлюбленных? А может, кто-то молодой и крепкий, создающий контраст между собой и этой больной?
Кто бы это ни был, но края глаз старухи уже слегка покраснели. Верхняя губа напряжена и выдаётся вперёд. Ещё мгновение и начнётся припадок, который, как упоминали наблюдавшие её врачи, сопровождался страшными судорогами.
Вы можете всё это себе представить?
А если вдобавок к этому, представляя то кошмарное явление, смотреть на подлинник работы Жерико?
Люди впечатлительные после этого не скоро обретут спокойный сон.
Да, болезнь красных глаз. Но этого недостаточно для сравнения зависти в такой её крайней форме.
Лучше всего о таком недуге сказал Вольтер:
"Грустная возлюбленная мёртвых, она ненавидит живых."
Итак, Жерико.
Родившийся во время Французской революции (с лёгкой руки Ленина упоминающейся в отечественной историографии с приставкой "Великая"), Жерико стал одним из ярчайших представителей французского романтизма, жанра живописи, который лично мне нравится чуть меньше некоторых других; но Жерико в нём исключение.
Впервые я узнал об этом живописце ещё в школе, благодаря Большой Советской Энциклопедии, где была хорошая репродукция его картины "Раненный кирасир".
Узнал, но полюбил его работы лишь спустя десятилетия.
Если б можно было назвать какую-то одну главную тему работ этого художника, то многие бы по праву сказали, что это человеческое страдание; не только физическое, но и душевное.
Благодаря Жерико трагедия, случившаяся с пассажирами фрегата "Медуза", и по сей день начинает кровоточить, как только кто-то, увидевший в Лувре (или на репродукции) полотно "Плот "Медузы", заинтересуется той жуткой историей. Я не стану её пересказывать, ветка и так обещает быть длинной; о "Плоте "Медузы" очень много информации, доступной в Сети, достаточно ввести в поиск "фрегат "Медуза" (или "Плот "Медузы"), как на вас свалится лавина источников.
Жерико был очень работоспособным художником. Жизнь отмерила ему всего тридцать два года; травма, полученная при падении с лошади, вскоре свела его в могилу.
Примерно в то время, когда жил Жерико, психиатрия получила статус самостоятельной медицинской дисциплины. До этого людей, поражённых различными психическими недугами, больными вообще не считали, их относили к бесноватым.
В Париже, в больнице Сальпетриер, для таких людей отвели специальное место.
И вот туда в поисках сюжетов для задуманных им работ, устремился Жерико. То, что для него представляло интерес исключительно как искусство, в ту пору, когда не было фотографии, для практикующих психиатров служило иллюстрациями для описания всевозможных психических недугов.
Доподлинно известно, что серия "Умалишённые" состояла из десяти портретов. Но местонахождение пяти из них не известно до сих пор. Сложность поисков объясняется ещё и тем, что художник не подписывал своих работ. Поэтому, возможно, хозяева частных коллекций даже не догадываются, что у них находятся картины этого художника.
Пять работ этой серии разбросаны по всему миру.
Одна в США.
Одна в музее бельгийского Гента.
Ещё одна в частном музее в Швейцарии.
И две во Франции, в Лувре и в Лионе.
Именно картина, находящаяся в музее Лиона, стоит того, чтобы остановиться на ней подробнее.
Но сперва о других работах из этой серии (тех, что удалось найти).
Например, "Клептоман" (музей Гента):
(чтобы увидеть изображение в полном размере, просто кликните на него).
В лице мужчины смешаны благородство и недуг, осознание которого, кажется, угнетает и его самого.
Или "Портрет женщины, одержимой карточной игрой" (Лувр, Париж)
Но самое жуткое, зловещее зрелище производит вот эта работа:
"Безумная, одержимая манией зависти" (Лион, Музей изящных искусств)
На картине реальный человек с недугом, который стал причиной того, что даже в том приюте для безумных эта пожилая женщина была прозвана "гиеной". По этой причине второе название картины, данное ей позднее искусствоведами, - "Гиена Сальпетриера".
Как свидетельствовали медицинские хроники, эта женщина не могла вынести, если рядом с ней кто-то радовался жизни, смеялся, был счастлив или просто источал здоровье и красоту.
Китайцы называют зависть "болезнью красных глаз".
И правда, посмотрите на это лицо. В поле зрения старухи уже попал один из раздражителей её психики.
Кто мог им быть? Мать, нянчащая смеющегося ребёнка? Пара возлюбленных? А может, кто-то молодой и крепкий, создающий контраст между собой и этой больной?
Кто бы это ни был, но края глаз старухи уже слегка покраснели. Верхняя губа напряжена и выдаётся вперёд. Ещё мгновение и начнётся припадок, который, как упоминали наблюдавшие её врачи, сопровождался страшными судорогами.
Вы можете всё это себе представить?
А если вдобавок к этому, представляя то кошмарное явление, смотреть на подлинник работы Жерико?
Люди впечатлительные после этого не скоро обретут спокойный сон.
Да, болезнь красных глаз. Но этого недостаточно для сравнения зависти в такой её крайней форме.
Лучше всего о таком недуге сказал Вольтер:
"Грустная возлюбленная мёртвых, она ненавидит живых."
Пока знаю буквы - пишу