Login
осетины-шотландцы чо ли??)))
209 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
oleshka1 посетитель
осетины-шотландцы чо ли??)))
http://free-osetia.maxbb.ru/topic310-45.html
Шотландские хроники потомков алан или кого сыграл Мел Гибсон в фильме «Храброе сердце»?Сегодня, 00:41
[A -] [A +] Народ Южной Осетии на протяжении всей истории страны борется за свою свободу и независимость. И только спустя 700 лет после разгрома полчищами Тимура средневековой Алании, на юге Осетии вновь было воссоздано национальное государство. Путь к независимости был нелегок и связан с многочисленными страданиями и подвигом народа. Поэтому борьба каждого народа, вставшего на путь обретения национального достоинства, вызывает у осетин уважение.
Жители Шотландии долго и настойчиво, сквозь века, также боролись за обретение своего государства. И эта воля не иссякла и по сегодняшний день. В нашем традиционном восприятии шотландцы воспринимались как своеобразный суровый народ, ходящий поголовно в юбках-килтах и распивающий шотландский же виски. И только после фильма «Храброе сердце» (в главной роли с Мелом Гибсоном) мы вдруг осознали, что шотландцев и осетин связывает много общего. Интересно, что в 2004 году во время летних боев и обстрела г.Цхинвал в эфире местного телевидения транслировался именно этот героический фильм. Однако, южных осетин и шотландцев объединяет не только общее стремление к свободе, но и общие корни.
В течение многих столетий Шотландия борется с английским престолом за суверенитет. Эта борьба проходила с переменным успехом. Оккупация страны сменялась периодами побед шотландцев. Был даже период в истории, когда на английском престоле воцарились выходцы из Шотландии. Однако, в большинстве своем шотландцам приходилось терпеть насилие и вероломство английской знати и двора. В 1296 году английская армия в очередной раз вторглась на территорию Шотландии и наголову разбила шотландцев в битве при Спотсмуре. Шотландский король Иоанн был пленен и подписал 10 июля 1296 года отречение от престола. Английский владетель Эдуард I объявил себя королем Шотландии, в результате чего страна потеряла независимость. Однако, режим, установленный английскими властями был столь жесток, что уже в 1297 году шотландцы подняли восстание, которое возглавил Уильям Уоллес. Английская армия в битве на Стерлингском мосту была разгромлена. Этим событиям и посвящен сюжет художественного фильма «Храброе сердце». Но, пожалуй, на этом исторические параллели с голливудским шедевром заканчиваются, поскольку в истории сюжетная линия во многом была иная. Шотландия была освобождена от английских войск, а Уильям Уоллес был избран Хранителем Шотландии. Король Эдуард I был взбешён сопротивлением шотландцев, и следую-щее вторжение возглавил лично, в результате которого в 1298 году в Фолкеркской битве разбил шотландцев. Уильям Уоллес был вынужден бежать и скрываться. Позднее в 1305 году предан шотландским рыцарем Джоном де Ментейсом, арестован англичанами, обвинен в государственной измене, которую не признал, так как не считал английского короля своим королём и 23 августа казнен в Лондоне. Его тело было разрублено на части, которые были выставлены в крупнейших городах Шотландии.
После Фолкеркской битвы сопротивление возглавил король Роберт I Брюс. В длительной и напряженной войне он одержал окончательную победу над англичанами в битве при Бэннокберне в 1314 году. Войска английского короля Эдуарда II были разбиты, а сам король бежал и не слезал с коня до самой английской границы. Однако претензии английской короны на Шотландию остались, и их поддерживал римский папа Иоанн XXII.
В ответ на поддержку папством английского завоевания Шотландии и отлучение от церкви короля Роберта Брюса и его сторонников, в 1320 году духовенство и бароны Шотландии во главе с аббатом Арбротского монастыря Бернардом де Линтоном издали адресованную папе Иоанну XXII декларацию суверенитета Шотландии. Опираясь на историю страны, авторы декларации утверждали право Шотландии на суверенитет и независимость от Англии, а также право на шотландский престол короля Роберта Брюса, избранного народом. Тот факт, что Арбротская декларация опиралась на принцип народного суверенитета (правом на независимость и ее защиту, согласно документу, обладает сам шотландский народ, а не его король), резко выделяет ее в ряду общественно-политических памятников средневековья. Декларация сыграла важную роль в становлении национального самосознания шотландского народа и повлияла на развитие общественной мысли в Англии и других странах Западной Европы.
Однако, интерес вызывает не сам факт издания декларации, а некоторые исторические положения, изложенные ее авторами-шотландцами. Здесь, помимо разного рода эпистолярных условностей древности, указывается на то, что шотландцы являются выходцами из Скифии, страны, где зарождалась основа и осетинского этноса. В декларации, написанной на латинском языке, говорится: «Мы ведаем… и заключаем из древних преданий и книг, что среди других славных народов наш, шотландский, народ был отмечен многими хвалами. Перешедши из Великой Скифии через Тирренское море и Геркулесовы Столпы и обитая в течение долгого времени в Испании меж свирепейших племен, он никогда не мог быть покорен ни одним из них, сколь бы варварскими они ни были. Удалившись же оттуда спустя тысячу двести лет после перехода израильтян через Красное море, многими победами и неустанными трудами он обрел себе пределы на западе, кои населяет и поныне, изгнав бриттов и совершенно истребив пиктов, и, невзирая на постоянные нападения норвежцев, датчан и англичан, всегда сохранял их свободными от всякой повинности, чему свидетельствуют старинные предания. В королевстве их [скоттов] правили сто тринадцать королей из своего монаршего рода без какого-либо чужеземного вмешательства. Их доблести и заслуги, хотя они не явствовали из чего-либо иного, ярко воссияли из того, что Царь царей и Господь господствующих Иисус Христос после страстей и Воскресения Своего одними из первых призвал их, населявших крайние пределы земли, к святейшей Своей вере. Утвердить же их в вере сей пожелал Он никем иным, как Своим первым по призванию апостолом, хотя и по положению вторым или третьим, – именно Андреем, милостивейшим братом святого Петра, коему Он повелел пребывать всегда их Покровителем. Тщательно учитывая это, Святейшие Отцы, предшественники Ваши, жаловали сие королевство и народ, как достояние брата святого Петра, частыми милостями и многими привилегиями. Так народ наш под их защитой доныне жил вольно и покойно…»
Возникает вопрос, что это за народ, вышедший из Скифии, обосновавшийся в Испании и позже переселившийся в Шотландию? Кроме самой Скифии ориентиры нам дает упоминание Тирренского моря и Геркулесовых столпов. Этот маршрут в точности совпадает с направлением передвижения алан во время Великого переселения народов. Тогда, увлеченные нашествием гуннов, часть алан, покинув свои земли в районе Придонья и Северного Причерноморья сперва попадает в Италию, после перебравшись в Африку через Тирренское море, участвует в создании алано-вандальского королевства. Позже часть алан через Геркулесовы столпы, так в древности называли вершины, обрамлявшие вход в Гибралтарский пролив, переправляется в Испанию. И уже оттуда, по прошествии времени, они перебираются на Британские острова. Возможно, что часть алан переправляются в Великобританию и через территорию современной Франции.
Из хроники английской королевской династии Стюартов явствует, что основатель этого шотландского королевского дома носил имя Алэн и пришел туда из Арморики. Его непосредственные потомки утвердили за собой имя Фитцалан (Fitzalan). Исторически Арморика (полуостров Бретань во Франции) действительно служила эвакуационной базой алан в Англию. Одним из первых на следы алан на островах древней Британии и Ирландии обратил внимание выдающийся иранист Харольд Бейли. Он, в частности, обнаружил немало схожих сюжетов в «Нартиаде» алан-осетин и в ирландском средневековом эпосе; он же указал на соотношение понятий в осетинском и ирландском языках: «нарт» – «герой» (осет.) и «нерт» – «сила» (ирл.) восходящих к аланам. Имя древнего ирландского клана – Damnonians (потомков древней богини Домны), владевшего легендарной Алауной, появляется в I в. до н.э. (как и сама Алауна). Оттуда семьи, входящие в этот клан, проникли в Ирландию и дальше в Уэльс. В этой связи надо будет еще исследовать аланское наследие и в самой Ирландии.
Английский ученый Уильям Аллен, сам по происхождению из древнего аланского рода, однозначно утверждал, что имена Росс (скифское) и Алан (аланское) распространились в Кельтской Британии и в Ольстере еще до 4 в.н.э. Интересно, что в Шотландском нагорье и на островах, имя Алан в качестве личного, широко распространено исключительно в трех старинных родах: Макдональдсов, Кэмеронов и Макдугласов. Главу могущественной ветви клана Дональдсов их барды традиционно величали «Мac' ic Ailen», т.е. «сын от семени (от корня, по линии) Алан». То же значение, что и Мас' ic имеет осетинское слово «Мыггаг», «фамилия».
То, что в формировании шотландского народа принимал участие и сармато-аланский элемент, уже не вызывает сомнения. В подтверждение этого можно привести одну маленькую, но характерную деталь. Телезрители, видевшие тот же фильм «Храброе сердце», наверное помнят, что шотландские воины раскрашивали свое лицо и тело синей краской. В записках древнеримского историка Гая Плиния Секунда мы также находим описание того, что сарматы отличаются от других племен тем, что раскрашивают тела свои разноцветными растительными красками. В течение долгого времени сармато-аланский элемент присутствовал в формировании этнической картины Британии. Ранее сарматы и аланы попадают на туманный Альбион в составе римских легионов. В 175 г.н.э. последовало массовое водворение императором Марком Аврелием сармато-аланского военного контингента, численностью до 5,5 тысяч всадников, в Англию для охраны Адрианова вала. В конце II в.н.э. в Британии и Галлии частью сарматских воинов командовал Луций Арториус Кастус. В последней четверти III в.н.э. большие группы сарматских языгов, среди которых было много алан-легионеров, были расселены в Британии по 5500 человек с семьями в долине Риббл (Рибчестер) в Ланкашире, а многие отправились в Шотландию. Однако, основная масса алан, скорее всего, обосновалась в Шотландии уже после падения Рима, пройдя путем, описанным в Арбротской декларации.
Сармато-аланскую основу мы находим и в исторических преданиях, связанных с происхождением викингов. Известный норвежский ученый Тур Хейердал доказывал, что предки викингов вышли из Приазовья, ареала жительства сарматского племени асов. В этнической истории польского народа также прослеживаются сарматские корни. Польская знать – шляхта – также ведет свою родословную от сарматских племен, поселившихся на территории современной Польши. Так что сегодня, наряду с осетинами, поляки и шотландцы могут гордиться своими героическими предками. Нам же следует учитывать этот фактор для налаживания культурных и политических связей.
Арбротская декларация, принятая в 1320 году, замечательна еще одним моментом. Ее составители спустя столетия прекрасно помнили свое происхождение и свою Родину. И это при том, что со времени переселения алан в Шотландию прошли века. Факт удивительный, тем более что сегодня, при наличии многочисленных письменных источников, мы порой ограничиваемся исторической памятью в несколько десятилетий.
http://free-osetia.maxbb.ru/topic310-45.html
Шотландские хроники потомков алан или кого сыграл Мел Гибсон в фильме «Храброе сердце»?Сегодня, 00:41
[A -] [A +] Народ Южной Осетии на протяжении всей истории страны борется за свою свободу и независимость. И только спустя 700 лет после разгрома полчищами Тимура средневековой Алании, на юге Осетии вновь было воссоздано национальное государство. Путь к независимости был нелегок и связан с многочисленными страданиями и подвигом народа. Поэтому борьба каждого народа, вставшего на путь обретения национального достоинства, вызывает у осетин уважение.
Жители Шотландии долго и настойчиво, сквозь века, также боролись за обретение своего государства. И эта воля не иссякла и по сегодняшний день. В нашем традиционном восприятии шотландцы воспринимались как своеобразный суровый народ, ходящий поголовно в юбках-килтах и распивающий шотландский же виски. И только после фильма «Храброе сердце» (в главной роли с Мелом Гибсоном) мы вдруг осознали, что шотландцев и осетин связывает много общего. Интересно, что в 2004 году во время летних боев и обстрела г.Цхинвал в эфире местного телевидения транслировался именно этот героический фильм. Однако, южных осетин и шотландцев объединяет не только общее стремление к свободе, но и общие корни.
В течение многих столетий Шотландия борется с английским престолом за суверенитет. Эта борьба проходила с переменным успехом. Оккупация страны сменялась периодами побед шотландцев. Был даже период в истории, когда на английском престоле воцарились выходцы из Шотландии. Однако, в большинстве своем шотландцам приходилось терпеть насилие и вероломство английской знати и двора. В 1296 году английская армия в очередной раз вторглась на территорию Шотландии и наголову разбила шотландцев в битве при Спотсмуре. Шотландский король Иоанн был пленен и подписал 10 июля 1296 года отречение от престола. Английский владетель Эдуард I объявил себя королем Шотландии, в результате чего страна потеряла независимость. Однако, режим, установленный английскими властями был столь жесток, что уже в 1297 году шотландцы подняли восстание, которое возглавил Уильям Уоллес. Английская армия в битве на Стерлингском мосту была разгромлена. Этим событиям и посвящен сюжет художественного фильма «Храброе сердце». Но, пожалуй, на этом исторические параллели с голливудским шедевром заканчиваются, поскольку в истории сюжетная линия во многом была иная. Шотландия была освобождена от английских войск, а Уильям Уоллес был избран Хранителем Шотландии. Король Эдуард I был взбешён сопротивлением шотландцев, и следую-щее вторжение возглавил лично, в результате которого в 1298 году в Фолкеркской битве разбил шотландцев. Уильям Уоллес был вынужден бежать и скрываться. Позднее в 1305 году предан шотландским рыцарем Джоном де Ментейсом, арестован англичанами, обвинен в государственной измене, которую не признал, так как не считал английского короля своим королём и 23 августа казнен в Лондоне. Его тело было разрублено на части, которые были выставлены в крупнейших городах Шотландии.
После Фолкеркской битвы сопротивление возглавил король Роберт I Брюс. В длительной и напряженной войне он одержал окончательную победу над англичанами в битве при Бэннокберне в 1314 году. Войска английского короля Эдуарда II были разбиты, а сам король бежал и не слезал с коня до самой английской границы. Однако претензии английской короны на Шотландию остались, и их поддерживал римский папа Иоанн XXII.
В ответ на поддержку папством английского завоевания Шотландии и отлучение от церкви короля Роберта Брюса и его сторонников, в 1320 году духовенство и бароны Шотландии во главе с аббатом Арбротского монастыря Бернардом де Линтоном издали адресованную папе Иоанну XXII декларацию суверенитета Шотландии. Опираясь на историю страны, авторы декларации утверждали право Шотландии на суверенитет и независимость от Англии, а также право на шотландский престол короля Роберта Брюса, избранного народом. Тот факт, что Арбротская декларация опиралась на принцип народного суверенитета (правом на независимость и ее защиту, согласно документу, обладает сам шотландский народ, а не его король), резко выделяет ее в ряду общественно-политических памятников средневековья. Декларация сыграла важную роль в становлении национального самосознания шотландского народа и повлияла на развитие общественной мысли в Англии и других странах Западной Европы.
Однако, интерес вызывает не сам факт издания декларации, а некоторые исторические положения, изложенные ее авторами-шотландцами. Здесь, помимо разного рода эпистолярных условностей древности, указывается на то, что шотландцы являются выходцами из Скифии, страны, где зарождалась основа и осетинского этноса. В декларации, написанной на латинском языке, говорится: «Мы ведаем… и заключаем из древних преданий и книг, что среди других славных народов наш, шотландский, народ был отмечен многими хвалами. Перешедши из Великой Скифии через Тирренское море и Геркулесовы Столпы и обитая в течение долгого времени в Испании меж свирепейших племен, он никогда не мог быть покорен ни одним из них, сколь бы варварскими они ни были. Удалившись же оттуда спустя тысячу двести лет после перехода израильтян через Красное море, многими победами и неустанными трудами он обрел себе пределы на западе, кои населяет и поныне, изгнав бриттов и совершенно истребив пиктов, и, невзирая на постоянные нападения норвежцев, датчан и англичан, всегда сохранял их свободными от всякой повинности, чему свидетельствуют старинные предания. В королевстве их [скоттов] правили сто тринадцать королей из своего монаршего рода без какого-либо чужеземного вмешательства. Их доблести и заслуги, хотя они не явствовали из чего-либо иного, ярко воссияли из того, что Царь царей и Господь господствующих Иисус Христос после страстей и Воскресения Своего одними из первых призвал их, населявших крайние пределы земли, к святейшей Своей вере. Утвердить же их в вере сей пожелал Он никем иным, как Своим первым по призванию апостолом, хотя и по положению вторым или третьим, – именно Андреем, милостивейшим братом святого Петра, коему Он повелел пребывать всегда их Покровителем. Тщательно учитывая это, Святейшие Отцы, предшественники Ваши, жаловали сие королевство и народ, как достояние брата святого Петра, частыми милостями и многими привилегиями. Так народ наш под их защитой доныне жил вольно и покойно…»
Возникает вопрос, что это за народ, вышедший из Скифии, обосновавшийся в Испании и позже переселившийся в Шотландию? Кроме самой Скифии ориентиры нам дает упоминание Тирренского моря и Геркулесовых столпов. Этот маршрут в точности совпадает с направлением передвижения алан во время Великого переселения народов. Тогда, увлеченные нашествием гуннов, часть алан, покинув свои земли в районе Придонья и Северного Причерноморья сперва попадает в Италию, после перебравшись в Африку через Тирренское море, участвует в создании алано-вандальского королевства. Позже часть алан через Геркулесовы столпы, так в древности называли вершины, обрамлявшие вход в Гибралтарский пролив, переправляется в Испанию. И уже оттуда, по прошествии времени, они перебираются на Британские острова. Возможно, что часть алан переправляются в Великобританию и через территорию современной Франции.
Из хроники английской королевской династии Стюартов явствует, что основатель этого шотландского королевского дома носил имя Алэн и пришел туда из Арморики. Его непосредственные потомки утвердили за собой имя Фитцалан (Fitzalan). Исторически Арморика (полуостров Бретань во Франции) действительно служила эвакуационной базой алан в Англию. Одним из первых на следы алан на островах древней Британии и Ирландии обратил внимание выдающийся иранист Харольд Бейли. Он, в частности, обнаружил немало схожих сюжетов в «Нартиаде» алан-осетин и в ирландском средневековом эпосе; он же указал на соотношение понятий в осетинском и ирландском языках: «нарт» – «герой» (осет.) и «нерт» – «сила» (ирл.) восходящих к аланам. Имя древнего ирландского клана – Damnonians (потомков древней богини Домны), владевшего легендарной Алауной, появляется в I в. до н.э. (как и сама Алауна). Оттуда семьи, входящие в этот клан, проникли в Ирландию и дальше в Уэльс. В этой связи надо будет еще исследовать аланское наследие и в самой Ирландии.
Английский ученый Уильям Аллен, сам по происхождению из древнего аланского рода, однозначно утверждал, что имена Росс (скифское) и Алан (аланское) распространились в Кельтской Британии и в Ольстере еще до 4 в.н.э. Интересно, что в Шотландском нагорье и на островах, имя Алан в качестве личного, широко распространено исключительно в трех старинных родах: Макдональдсов, Кэмеронов и Макдугласов. Главу могущественной ветви клана Дональдсов их барды традиционно величали «Мac' ic Ailen», т.е. «сын от семени (от корня, по линии) Алан». То же значение, что и Мас' ic имеет осетинское слово «Мыггаг», «фамилия».
То, что в формировании шотландского народа принимал участие и сармато-аланский элемент, уже не вызывает сомнения. В подтверждение этого можно привести одну маленькую, но характерную деталь. Телезрители, видевшие тот же фильм «Храброе сердце», наверное помнят, что шотландские воины раскрашивали свое лицо и тело синей краской. В записках древнеримского историка Гая Плиния Секунда мы также находим описание того, что сарматы отличаются от других племен тем, что раскрашивают тела свои разноцветными растительными красками. В течение долгого времени сармато-аланский элемент присутствовал в формировании этнической картины Британии. Ранее сарматы и аланы попадают на туманный Альбион в составе римских легионов. В 175 г.н.э. последовало массовое водворение императором Марком Аврелием сармато-аланского военного контингента, численностью до 5,5 тысяч всадников, в Англию для охраны Адрианова вала. В конце II в.н.э. в Британии и Галлии частью сарматских воинов командовал Луций Арториус Кастус. В последней четверти III в.н.э. большие группы сарматских языгов, среди которых было много алан-легионеров, были расселены в Британии по 5500 человек с семьями в долине Риббл (Рибчестер) в Ланкашире, а многие отправились в Шотландию. Однако, основная масса алан, скорее всего, обосновалась в Шотландии уже после падения Рима, пройдя путем, описанным в Арбротской декларации.
Сармато-аланскую основу мы находим и в исторических преданиях, связанных с происхождением викингов. Известный норвежский ученый Тур Хейердал доказывал, что предки викингов вышли из Приазовья, ареала жительства сарматского племени асов. В этнической истории польского народа также прослеживаются сарматские корни. Польская знать – шляхта – также ведет свою родословную от сарматских племен, поселившихся на территории современной Польши. Так что сегодня, наряду с осетинами, поляки и шотландцы могут гордиться своими героическими предками. Нам же следует учитывать этот фактор для налаживания культурных и политических связей.
Арбротская декларация, принятая в 1320 году, замечательна еще одним моментом. Ее составители спустя столетия прекрасно помнили свое происхождение и свою Родину. И это при том, что со времени переселения алан в Шотландию прошли века. Факт удивительный, тем более что сегодня, при наличии многочисленных письменных источников, мы порой ограничиваемся исторической памятью в несколько десятилетий.