Вход на сайт
Буддизм и психология: иллюзорная реальность и реальные иллюзии
30 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
Melnik коренной житель
Буддизм и психология: иллюзорная реальность и реальные иллюзии
Наталья Будилова
«И психология, и буддизм меняют людей. Но психология работает в рамках повседневной, обусловленной жизни, а буддизм преодолевает двойственность, показывая сущность ума — вневременную и несозданную... Можно сказать, что психология лишь делает цепи, которые нас сковывают, золотыми, тогда как буддийская практика освобождает нас от них.»
Лама Оле Нидал
За моими плечами 5 лет учебы на факультете психологии и педагогики, около 10 лет участия в различных тренингах личностного роста и получения индивидуальных психологических консультаций и всего год буддийской практики. Весь этот год я пыталась определить, чем для меня является буддизм: еще одним методом самосовершенствования или принципиально новым этапом моего развития. Данная статья — плод моих размышлений на эту тему, основанных на собственном опыте, а также результат бесед с путешествующим учителем Анатолием Соколовым и некоторыми другими друзьями из Сангхи.
«Жизнь удалась!» — обычно так мы думаем о людях, которые, казалось бы, имеют все: удачный брак, здоровых детей, любимую высокооплачиваемую работу, комфортабельный дом, отдых за границей... Не к этому ли стремится практически каждый человек из западного мира, если он не лукавит перед самим собой? Такие вещи могут подарить нам много удовольствия, именно они являются критериями счастья в современном обществе. Именно поэтому эти «столпы счастья» начинают шататься под ударами обычных житейских проблем — напряженных семейных отношений, финансовых сложностей, стрессов на работе, — мы неизменно испытываем страдание.
Один из вариантов решения подобных проблем, пользующийся немалой популярностью в последние десятилетия, — это консультация у психолога, или психотерапия. Владеющие ею врачеватели душ действительно могут помочь изменить отношение человека к сложившейся проблемной ситуации на менее болезненное или даже изменить саму ситуацию на более позитивную. Это возможно благодаря проработке тех паттернов и стойких концепций, существующих в нашем уме, которые притягивают те или иные проблемы. Но проходит время, и в нашей жизни может возникнуть новый повод для того, чтобы чувствовать себя несчастным. Ведь нельзя найти постоянного счастья в тех непостоянных вещах, на которые мы так привычно уповаем. Конечно, мы можем быть очень счастливы в день нашей свадьбы, или когда у нас рождается ребенок, или если мы покупаем дом или машину, но уже очень скоро это состояние покидает нас. И потому мы ставим перед собой все новые цели, реализация которых, как нам кажется, принесет счастье, и в результате всю жизнь бегаем за неуловимой синей птицей.
В отличие от психологии, буддийская практика приводит к обретению ничем не обусловленного постоянного счастья, или к Просветлению. Это состояние присуще всем нам изначально, так как является самой сутью нашего ума. Именно поэтому мы никогда не будем счастливы «там и тогда», если не счастливы уже «здесь и теперь». С этой точки зрения Просветление присутствует в каждом мгновении жизни, и все, что нам нужно сделать с помощью буддийской практики, — лишь открыться ему.
Кроме того, в поучениях Великого и Алмазного пути целью является достижение Просветления не просто для обретения собственного счастья, но также для блага всех живых существ, и этот нюанс в корне меняет мотивацию нашего стремления к обретению счастья. Когда мы понимаем, что наши проблемы не уникальны, что еще больше трудностей сплошь и рядом встречается у других людей и что мы мало чем можем им помочь, пока сами страдаем, мы тем самым переносим фокус внимания с себя на других, получая при этом поразительные результаты. Ведь ничего постоянного в этом мире нет, и проблемы преследуют нас годами только потому, что мы снова и снова концентрируемся на них, по привычке отождествляя с ними свою личность. А когда мы забываем думать о своих трудностях, пытаясь в это время помочь кому-то другому, они исчезают сами собой.
Переживаемая нами проблемная ситуация, возникнув, возможно, много лет назад, тогда же и закончилась. Мы сами постоянно возвращаемся к ней, так как наше эго испытало в тот момент сильное потрясение — оскорбилось, обиделось, возненавидело, запуталось. Это происходит потому, что обычно мы ощущаем себя отделенными от других, воспринимаем себя как «я», а все остальное как «не-я» и пытаемся выстроить контакты с внешним миром — что-то забрать себе, что-то оттолкнуть, а к чему-то выработать определенное отношение. Именно эти реакции и порождают наши вредные привычки или те основные мешающие эмоции — жадность, злость и глупость, которые причиняют нам столько страдания. Если же мы начинаем относиться к себе менее личностно, стараясь больше заботиться о счастье других существ, то почва для появления того или иного «яда ума», как были названы три типа реакций на внешний мир еще во времена Будды, исчезает сама собой.
В психологии такого, как правило, не происходит, поскольку там иллюзия эго еще больше укрепляется. «Нужно лучше разобраться в себе, полюбить и принять себя, только так можно понять, полюбить и принять других», — советуют обычно психологи. Но здесь такая мотивация — стать счастливым, чтобы полюбить других, мало работает. Ведь плохо-то сейчас именно мне, любимому, так пусть другие входят в мое положение и меня принимают таким, какой я есть, а не наоборот. Да и что значит «любить других» или даже «любить себя»? В этом совете мало реальной практической пользы в отличие от буддийского «помогать другим на всех трех уровнях — на уровне тела, речи и ума», что подробно изложено в поучении о Шести парамитах.
Что же происходит с людьми, которые ищут помощи у психологов? Они могут годами ходить на их сеансы или тренинги, чтобы отработать те или иные проблемные ситуации и связанные с ними негативные эмоции, количество которых может быть бесконечным. Причем к каждой из таких ситуаций в психотерапии относятся очень серьезно, как будто рождаемые ими эмоции и есть сам человек. Тогда как с точки зрения буддизма они — лишь волны, возникающие на поверхности океана нашего ума, и потому нечто зыбкое и нереальное.
«Ничего себе нереальное, — может воскликнуть человек, только что переживший вспышку гнева или укол ревности, — мои эмоции очень даже реальны!» Но вполне вероятно, что, хотя вокруг него мы можем увидеть гору перебитой посуды, а у выхода — собранный чемодан его второй половинки, он был совершенно спокоен еще 5 минут до этого всплеска и сейчас тоже уже может рассуждать хладнокровно. «Не нужно сдерживать свои эмоции, следует выражать их незамедлительно», — советует большинство популярных психологических книжек. И мы часто следуем этому совету, выкрикивая множество оскорблений в ответ на чьи-то неприятные слова, бьем посуду или, может быть, даже поднимаем руку на человека, которого за минуту до этого любили всей душой. На мгновение нам кажется, что таким образом ситуация разряжается и все только выигрывают, но, когда исчезает эмоция, ставшая причиной наших слов или действий, их результаты заставляют нас пожалеть о содеянном. При этом внутри зачастую остается оставленное этой эмоцией неприятное чувство или даже злость, которые могут еще долго преследовать нас, ожидая подходящей ситуации, чтобы опять проявиться.
Именно поэтому один из простейших буддийских методов в работе с мешающими эмоциями — это избегание ситуаций, в которых они могут возникнуть, и запрет на выражение их словом или делом. Если, например, нас очень раздражают родители, то лучше уехать из дома, чтобы окончательно не испортить свои отношения с ними. И потом, приезжая иногда к отцу и матери в гости, просто наблюдать за тем, что происходит в нашем уме во время общения с ними, стараясь никак не проявлять свои негативные эмоции. Возможно, вначале мы будем вспоминать об этом лишь после того, как в очередной раз уже чем-то обидим своих родителей, но по мере практики в концентрации можно научиться останавливать себя в процессе или, что еще полезнее, за мгновение до того, как открыли рот или занесли руку над очередным сервизом.
Кроме этого, мы можем развивать противоположную мешающей эмоции тенденцию, которая постепенно вытеснит последнюю из нашего ума. Так, вместо того чтобы постоянно думать о том, как много страданий причинили нам наши родители, можно чаще вспоминать о том, сколько любви и заботы они нам подарили за всю нашу жизнь. А вместо того, чтобы концентрироваться на том, что нам в них не нравится, стараться увидеть те качества, которым стоит поучиться. Это не слишком сложное упражнение может кардинально изменить наши отношения!
И наконец, мы можем настолько научиться управлять своими мешающими эмоциями, чтобы «давать вору заходить в пустой дом». На практике это означает, что, если мы пьем с родителями чай и в разговоре с ними нас что-то сильно задело, мы не обращаем на это внимания, продолжая делать то, что делали, и даже предложив маме после чаепития перемыть всю посуду, чтобы возникшее раздражение не получило ни капли нашей энергии. И тогда, поставив на сушилку последнюю чашку, мы заметим, что от мешающей эмоции не осталось и следа, потому что мы не дали ей ни малейшего шанса на развитие.
А как могли бы прокомментировать эти методы некоторые психологи в применении к тем же сложным отношениям с родителями? Уехать из дома? Ни в коем случае! Так вы просто убежите от проблемы, которая все равно даст о себе знать в отношениях с вашим боссом или супругом. Конечно, если мы не принимаем какую-то черту характера наших родителях, то будем видеть ее во многих других людях, у которых она тоже есть, и особенно в своем боссе или супруге, которых мы сильнее всего сопоставляем со своими отцом или матерью. Но в этом виноваты не окружающие люди, а наш критический взгляд, работать с которым будет легче, если мы не будем постоянно находиться там, где он возник изначально и постоянно провоцируется. Наш босс все же не отец или мать, а просто в чем-то похожий на них человек. Мы «притянули» его в свою жизнь привычкой критиковать подобных людей, так что общение с ним следует рассматривать как шанс наконец от нее избавиться.
Далее, если в буддизме речь идет о развитии тенденции, противоположной мешающей эмоции, большинство психотерапевтических практик основано на глубоком анализе самой мешающей эмоции, на выяснении ее истоков, уроков, ее трансформации во что-то положительное. Конечно, такие методы тоже действенны, но пройдет очень много времени, прежде чем проявится какой-то реальный результат. Ведь, работая в таком ключе, мы сначала даем очень много энергии тому, от чего на самом деле хотим избавиться. Выражаясь психологическим языком, мы следуем от негатива, а не к позитиву — обходным, а значит, значительно более долгим путем.
Что касается позволения «зайти вору в пустой дом», то психологи, возможно, увидели бы в этом методе подавление негативных эмоций, которые так или иначе все равно дадут о себе знать. Ведь в классической психологии речь идет о как можно более полном осознании и проработке тех тенденций, которые скрыты в нашем бессознательном и которые заставляют нас действовать. Здесь также заметно, насколько по-разному относятся к неврозам буддизм и психотерапия. В буддизме тяжелые негативные состояния сознания считаются лишь иллюзией, и от них можно избавиться с помощью осознания этой иллюзорности. А в психотерапии все тяжелые состояния ума рассматриваются как реальные, с которыми обязательно нужно работать.
Отличие буддийских методов работы с мешающими эмоциями заключается также в том, что их можно использовать самостоятельно, ведь они достаточно универсальны. Если же говорить о большинстве психологических методов, то они доступны для применения лишь в совместной работе со специалистом — на индивидуальных или групповых сеансах психотерапии, а также в рамках тренингов личностного роста. Даже те направления психологии, которые имеют схожий с буддийским взгляд на природу ума, когда дело касается практики, предлагают методы, которые сложно освоить и применить самостоятельно. Следствием этого нередко становится зависимость от консультанта или тренера, к которому начинают обращаться каждый раз, когда в жизни появится хоть сколько-то проблемная ситуация.
Тем более что приятных побочных эффектов у тренингов тоже немало. Это и чувство всемогущества, возникающее от решения, пусть и с посторонней помощью, мучавшей годами проблемы, и ощущение эйфории, ведь на тренингах обычно создается атмосфера полного взаимного принятия и поддержки, что бывает непросто найти в реальном мире. Но чем выше такой эмоциональный взлет, тем больнее может быть падение, наступающее уже через несколько дней после окончания тренинга. Ведь на место решенной проблемы могут прийти другие, и часто они являются следствием проработки первой, поскольку психотерапевтическая работа ведется со следствием, а не с причиной, и потому не устраняется источник всех мешающих эмоций — серьезное к ним отношение и привязанность к эго. Кроме того, прорабатываемая болезненная ситуация может возвратиться вновь, ведь за один уик-энд невозможно вырвать все ее корни, часто уходящие в предыдущие жизни.
Буддийская практика, наоборот, постепенно приводит нас к состоянию, свободному от подобных взлетов и падений. Кроме того, она развивает самостоятельность и ответственность за свою жизнь, ведь очень действенные методы, которые практикующий буддист может использовать в любой момент, находятся в его собственных руках. Чего стоит одна практика «Алмазный ум», с помощью которой можно вымести из ума и все мешающие эмоции, и все причины, их породившие, одним махом!
И наконец, какого бы уровня самоактуализации ни достиг человек с помощью психотерапии, это не освобождает его от перерождения, пусть даже и в очень хороших условиях. Такую свободу дает только буддийская практика, например практика пховы.
Несмотря на все сказанное, было бы неправильно утверждать, что буддистам психотерапия не нужна вовсе. Поскольку о Просветлении нельзя говорить в отрыве от реальной жизни, нам нужно уметь очень эффективно в ней функционировать. И потому если у человека хромают все сферы жизни — и жить негде, и с деньгами туго, и работы нет, и отношения с противоположным полом не складываются, и друзья неохотно с ним общаются, а депрессии преследуют его каждый день, то, возможно, вначале ему лучше обратиться к хорошему психотерапевту. Ведь как говорится в той же психологии, высшие потребности не могут быть удовлетворены без удовлетворения низших потребностей — в крове, пище, сне, сексе...
Кроме того, соответствующий психологический тренинг может помочь приобрести какие-то конкретные навыки, которые сделают нас быть более эффективными. Можно пойти на тренинг психологии продаж, чтобы стать более успешным продавцом, посетить занятия по тайм-менеджменту, чтобы научиться планировать свое время, или сходить на семинар, посвященный детской психологии, чтобы найти правильный подход к ребенку в тот или иной период его развития. Ведь на пути к необусловленному счастью всем нам хочется пережить как можно больше минут обусловленного счастья — иметь достаточно средств и времени для реализации всех своих желаний, насладиться партнерством, материнством или отцовством и другими прекрасными вещами. И так, впитывая в себя максимум положительных впечатлений, мы создаем внутри себя ситуацию безопасности, необходимую для быстрейшего раскрытия ума Просветлению
P. S. За те годы, когда я занималась психологией, в моей жизни изменились многие вещи: я переехала жить в свой любимый город, создала семью, не похожую на родительскую, нашла свое любимое дело и начала им зарабатывать, но, как ни странно, все это не сделало меня более счастливой. Я постоянно была чем-то недовольна и по-прежнему оставалась не особо коммуникабельной. Напротив, за последний год, с тех пор как я приняла буддийское Прибежище, никаких внешних изменений в моей жизни не произошло. Зато у меня кардинально изменилось отношение к окружающим людям и к своей жизни. Я стала ловить себя на ощущении, что порой без особых ожиданий отношусь к тому, что может произойти со мной в ближайшее время, ведь все прекрасно просто потому, что может быть. Благодаря обретенному состоянию спокойствия и легкости мне стало легче общаться с людьми, ведь все мы действительно стремимся к одному и тому же — к счастью, и это желание может стать основой для гармоничного взаимодействия.
Наталья Будилова
Приняла буддийское Прибежище в 2007 году.
Живет в Санкт-Петербурге, 33 года.
Рассылка 'Буддизм сегодня'
При перепечатке данного материала ссылка на рассылку "Буддизм сегодня" и портал Буддизм.ру обязательна.
Наталья Будилова
«И психология, и буддизм меняют людей. Но психология работает в рамках повседневной, обусловленной жизни, а буддизм преодолевает двойственность, показывая сущность ума — вневременную и несозданную... Можно сказать, что психология лишь делает цепи, которые нас сковывают, золотыми, тогда как буддийская практика освобождает нас от них.»
Лама Оле Нидал
За моими плечами 5 лет учебы на факультете психологии и педагогики, около 10 лет участия в различных тренингах личностного роста и получения индивидуальных психологических консультаций и всего год буддийской практики. Весь этот год я пыталась определить, чем для меня является буддизм: еще одним методом самосовершенствования или принципиально новым этапом моего развития. Данная статья — плод моих размышлений на эту тему, основанных на собственном опыте, а также результат бесед с путешествующим учителем Анатолием Соколовым и некоторыми другими друзьями из Сангхи.
«Жизнь удалась!» — обычно так мы думаем о людях, которые, казалось бы, имеют все: удачный брак, здоровых детей, любимую высокооплачиваемую работу, комфортабельный дом, отдых за границей... Не к этому ли стремится практически каждый человек из западного мира, если он не лукавит перед самим собой? Такие вещи могут подарить нам много удовольствия, именно они являются критериями счастья в современном обществе. Именно поэтому эти «столпы счастья» начинают шататься под ударами обычных житейских проблем — напряженных семейных отношений, финансовых сложностей, стрессов на работе, — мы неизменно испытываем страдание.
Один из вариантов решения подобных проблем, пользующийся немалой популярностью в последние десятилетия, — это консультация у психолога, или психотерапия. Владеющие ею врачеватели душ действительно могут помочь изменить отношение человека к сложившейся проблемной ситуации на менее болезненное или даже изменить саму ситуацию на более позитивную. Это возможно благодаря проработке тех паттернов и стойких концепций, существующих в нашем уме, которые притягивают те или иные проблемы. Но проходит время, и в нашей жизни может возникнуть новый повод для того, чтобы чувствовать себя несчастным. Ведь нельзя найти постоянного счастья в тех непостоянных вещах, на которые мы так привычно уповаем. Конечно, мы можем быть очень счастливы в день нашей свадьбы, или когда у нас рождается ребенок, или если мы покупаем дом или машину, но уже очень скоро это состояние покидает нас. И потому мы ставим перед собой все новые цели, реализация которых, как нам кажется, принесет счастье, и в результате всю жизнь бегаем за неуловимой синей птицей.
В отличие от психологии, буддийская практика приводит к обретению ничем не обусловленного постоянного счастья, или к Просветлению. Это состояние присуще всем нам изначально, так как является самой сутью нашего ума. Именно поэтому мы никогда не будем счастливы «там и тогда», если не счастливы уже «здесь и теперь». С этой точки зрения Просветление присутствует в каждом мгновении жизни, и все, что нам нужно сделать с помощью буддийской практики, — лишь открыться ему.
Кроме того, в поучениях Великого и Алмазного пути целью является достижение Просветления не просто для обретения собственного счастья, но также для блага всех живых существ, и этот нюанс в корне меняет мотивацию нашего стремления к обретению счастья. Когда мы понимаем, что наши проблемы не уникальны, что еще больше трудностей сплошь и рядом встречается у других людей и что мы мало чем можем им помочь, пока сами страдаем, мы тем самым переносим фокус внимания с себя на других, получая при этом поразительные результаты. Ведь ничего постоянного в этом мире нет, и проблемы преследуют нас годами только потому, что мы снова и снова концентрируемся на них, по привычке отождествляя с ними свою личность. А когда мы забываем думать о своих трудностях, пытаясь в это время помочь кому-то другому, они исчезают сами собой.
Переживаемая нами проблемная ситуация, возникнув, возможно, много лет назад, тогда же и закончилась. Мы сами постоянно возвращаемся к ней, так как наше эго испытало в тот момент сильное потрясение — оскорбилось, обиделось, возненавидело, запуталось. Это происходит потому, что обычно мы ощущаем себя отделенными от других, воспринимаем себя как «я», а все остальное как «не-я» и пытаемся выстроить контакты с внешним миром — что-то забрать себе, что-то оттолкнуть, а к чему-то выработать определенное отношение. Именно эти реакции и порождают наши вредные привычки или те основные мешающие эмоции — жадность, злость и глупость, которые причиняют нам столько страдания. Если же мы начинаем относиться к себе менее личностно, стараясь больше заботиться о счастье других существ, то почва для появления того или иного «яда ума», как были названы три типа реакций на внешний мир еще во времена Будды, исчезает сама собой.
В психологии такого, как правило, не происходит, поскольку там иллюзия эго еще больше укрепляется. «Нужно лучше разобраться в себе, полюбить и принять себя, только так можно понять, полюбить и принять других», — советуют обычно психологи. Но здесь такая мотивация — стать счастливым, чтобы полюбить других, мало работает. Ведь плохо-то сейчас именно мне, любимому, так пусть другие входят в мое положение и меня принимают таким, какой я есть, а не наоборот. Да и что значит «любить других» или даже «любить себя»? В этом совете мало реальной практической пользы в отличие от буддийского «помогать другим на всех трех уровнях — на уровне тела, речи и ума», что подробно изложено в поучении о Шести парамитах.
Что же происходит с людьми, которые ищут помощи у психологов? Они могут годами ходить на их сеансы или тренинги, чтобы отработать те или иные проблемные ситуации и связанные с ними негативные эмоции, количество которых может быть бесконечным. Причем к каждой из таких ситуаций в психотерапии относятся очень серьезно, как будто рождаемые ими эмоции и есть сам человек. Тогда как с точки зрения буддизма они — лишь волны, возникающие на поверхности океана нашего ума, и потому нечто зыбкое и нереальное.
«Ничего себе нереальное, — может воскликнуть человек, только что переживший вспышку гнева или укол ревности, — мои эмоции очень даже реальны!» Но вполне вероятно, что, хотя вокруг него мы можем увидеть гору перебитой посуды, а у выхода — собранный чемодан его второй половинки, он был совершенно спокоен еще 5 минут до этого всплеска и сейчас тоже уже может рассуждать хладнокровно. «Не нужно сдерживать свои эмоции, следует выражать их незамедлительно», — советует большинство популярных психологических книжек. И мы часто следуем этому совету, выкрикивая множество оскорблений в ответ на чьи-то неприятные слова, бьем посуду или, может быть, даже поднимаем руку на человека, которого за минуту до этого любили всей душой. На мгновение нам кажется, что таким образом ситуация разряжается и все только выигрывают, но, когда исчезает эмоция, ставшая причиной наших слов или действий, их результаты заставляют нас пожалеть о содеянном. При этом внутри зачастую остается оставленное этой эмоцией неприятное чувство или даже злость, которые могут еще долго преследовать нас, ожидая подходящей ситуации, чтобы опять проявиться.
Именно поэтому один из простейших буддийских методов в работе с мешающими эмоциями — это избегание ситуаций, в которых они могут возникнуть, и запрет на выражение их словом или делом. Если, например, нас очень раздражают родители, то лучше уехать из дома, чтобы окончательно не испортить свои отношения с ними. И потом, приезжая иногда к отцу и матери в гости, просто наблюдать за тем, что происходит в нашем уме во время общения с ними, стараясь никак не проявлять свои негативные эмоции. Возможно, вначале мы будем вспоминать об этом лишь после того, как в очередной раз уже чем-то обидим своих родителей, но по мере практики в концентрации можно научиться останавливать себя в процессе или, что еще полезнее, за мгновение до того, как открыли рот или занесли руку над очередным сервизом.
Кроме этого, мы можем развивать противоположную мешающей эмоции тенденцию, которая постепенно вытеснит последнюю из нашего ума. Так, вместо того чтобы постоянно думать о том, как много страданий причинили нам наши родители, можно чаще вспоминать о том, сколько любви и заботы они нам подарили за всю нашу жизнь. А вместо того, чтобы концентрироваться на том, что нам в них не нравится, стараться увидеть те качества, которым стоит поучиться. Это не слишком сложное упражнение может кардинально изменить наши отношения!
И наконец, мы можем настолько научиться управлять своими мешающими эмоциями, чтобы «давать вору заходить в пустой дом». На практике это означает, что, если мы пьем с родителями чай и в разговоре с ними нас что-то сильно задело, мы не обращаем на это внимания, продолжая делать то, что делали, и даже предложив маме после чаепития перемыть всю посуду, чтобы возникшее раздражение не получило ни капли нашей энергии. И тогда, поставив на сушилку последнюю чашку, мы заметим, что от мешающей эмоции не осталось и следа, потому что мы не дали ей ни малейшего шанса на развитие.
А как могли бы прокомментировать эти методы некоторые психологи в применении к тем же сложным отношениям с родителями? Уехать из дома? Ни в коем случае! Так вы просто убежите от проблемы, которая все равно даст о себе знать в отношениях с вашим боссом или супругом. Конечно, если мы не принимаем какую-то черту характера наших родителях, то будем видеть ее во многих других людях, у которых она тоже есть, и особенно в своем боссе или супруге, которых мы сильнее всего сопоставляем со своими отцом или матерью. Но в этом виноваты не окружающие люди, а наш критический взгляд, работать с которым будет легче, если мы не будем постоянно находиться там, где он возник изначально и постоянно провоцируется. Наш босс все же не отец или мать, а просто в чем-то похожий на них человек. Мы «притянули» его в свою жизнь привычкой критиковать подобных людей, так что общение с ним следует рассматривать как шанс наконец от нее избавиться.
Далее, если в буддизме речь идет о развитии тенденции, противоположной мешающей эмоции, большинство психотерапевтических практик основано на глубоком анализе самой мешающей эмоции, на выяснении ее истоков, уроков, ее трансформации во что-то положительное. Конечно, такие методы тоже действенны, но пройдет очень много времени, прежде чем проявится какой-то реальный результат. Ведь, работая в таком ключе, мы сначала даем очень много энергии тому, от чего на самом деле хотим избавиться. Выражаясь психологическим языком, мы следуем от негатива, а не к позитиву — обходным, а значит, значительно более долгим путем.
Что касается позволения «зайти вору в пустой дом», то психологи, возможно, увидели бы в этом методе подавление негативных эмоций, которые так или иначе все равно дадут о себе знать. Ведь в классической психологии речь идет о как можно более полном осознании и проработке тех тенденций, которые скрыты в нашем бессознательном и которые заставляют нас действовать. Здесь также заметно, насколько по-разному относятся к неврозам буддизм и психотерапия. В буддизме тяжелые негативные состояния сознания считаются лишь иллюзией, и от них можно избавиться с помощью осознания этой иллюзорности. А в психотерапии все тяжелые состояния ума рассматриваются как реальные, с которыми обязательно нужно работать.
Отличие буддийских методов работы с мешающими эмоциями заключается также в том, что их можно использовать самостоятельно, ведь они достаточно универсальны. Если же говорить о большинстве психологических методов, то они доступны для применения лишь в совместной работе со специалистом — на индивидуальных или групповых сеансах психотерапии, а также в рамках тренингов личностного роста. Даже те направления психологии, которые имеют схожий с буддийским взгляд на природу ума, когда дело касается практики, предлагают методы, которые сложно освоить и применить самостоятельно. Следствием этого нередко становится зависимость от консультанта или тренера, к которому начинают обращаться каждый раз, когда в жизни появится хоть сколько-то проблемная ситуация.
Тем более что приятных побочных эффектов у тренингов тоже немало. Это и чувство всемогущества, возникающее от решения, пусть и с посторонней помощью, мучавшей годами проблемы, и ощущение эйфории, ведь на тренингах обычно создается атмосфера полного взаимного принятия и поддержки, что бывает непросто найти в реальном мире. Но чем выше такой эмоциональный взлет, тем больнее может быть падение, наступающее уже через несколько дней после окончания тренинга. Ведь на место решенной проблемы могут прийти другие, и часто они являются следствием проработки первой, поскольку психотерапевтическая работа ведется со следствием, а не с причиной, и потому не устраняется источник всех мешающих эмоций — серьезное к ним отношение и привязанность к эго. Кроме того, прорабатываемая болезненная ситуация может возвратиться вновь, ведь за один уик-энд невозможно вырвать все ее корни, часто уходящие в предыдущие жизни.
Буддийская практика, наоборот, постепенно приводит нас к состоянию, свободному от подобных взлетов и падений. Кроме того, она развивает самостоятельность и ответственность за свою жизнь, ведь очень действенные методы, которые практикующий буддист может использовать в любой момент, находятся в его собственных руках. Чего стоит одна практика «Алмазный ум», с помощью которой можно вымести из ума и все мешающие эмоции, и все причины, их породившие, одним махом!
И наконец, какого бы уровня самоактуализации ни достиг человек с помощью психотерапии, это не освобождает его от перерождения, пусть даже и в очень хороших условиях. Такую свободу дает только буддийская практика, например практика пховы.
Несмотря на все сказанное, было бы неправильно утверждать, что буддистам психотерапия не нужна вовсе. Поскольку о Просветлении нельзя говорить в отрыве от реальной жизни, нам нужно уметь очень эффективно в ней функционировать. И потому если у человека хромают все сферы жизни — и жить негде, и с деньгами туго, и работы нет, и отношения с противоположным полом не складываются, и друзья неохотно с ним общаются, а депрессии преследуют его каждый день, то, возможно, вначале ему лучше обратиться к хорошему психотерапевту. Ведь как говорится в той же психологии, высшие потребности не могут быть удовлетворены без удовлетворения низших потребностей — в крове, пище, сне, сексе...
Кроме того, соответствующий психологический тренинг может помочь приобрести какие-то конкретные навыки, которые сделают нас быть более эффективными. Можно пойти на тренинг психологии продаж, чтобы стать более успешным продавцом, посетить занятия по тайм-менеджменту, чтобы научиться планировать свое время, или сходить на семинар, посвященный детской психологии, чтобы найти правильный подход к ребенку в тот или иной период его развития. Ведь на пути к необусловленному счастью всем нам хочется пережить как можно больше минут обусловленного счастья — иметь достаточно средств и времени для реализации всех своих желаний, насладиться партнерством, материнством или отцовством и другими прекрасными вещами. И так, впитывая в себя максимум положительных впечатлений, мы создаем внутри себя ситуацию безопасности, необходимую для быстрейшего раскрытия ума Просветлению
P. S. За те годы, когда я занималась психологией, в моей жизни изменились многие вещи: я переехала жить в свой любимый город, создала семью, не похожую на родительскую, нашла свое любимое дело и начала им зарабатывать, но, как ни странно, все это не сделало меня более счастливой. Я постоянно была чем-то недовольна и по-прежнему оставалась не особо коммуникабельной. Напротив, за последний год, с тех пор как я приняла буддийское Прибежище, никаких внешних изменений в моей жизни не произошло. Зато у меня кардинально изменилось отношение к окружающим людям и к своей жизни. Я стала ловить себя на ощущении, что порой без особых ожиданий отношусь к тому, что может произойти со мной в ближайшее время, ведь все прекрасно просто потому, что может быть. Благодаря обретенному состоянию спокойствия и легкости мне стало легче общаться с людьми, ведь все мы действительно стремимся к одному и тому же — к счастью, и это желание может стать основой для гармоничного взаимодействия.
Наталья Будилова
Приняла буддийское Прибежище в 2007 году.
Живет в Санкт-Петербурге, 33 года.
Рассылка 'Буддизм сегодня'
При перепечатке данного материала ссылка на рассылку "Буддизм сегодня" и портал Буддизм.ру обязательна.
Вещи не такие, какими кажутся.Но они и не другие. Буддийский форум