русский

Кощный (+фэнтези-фильмы)

23.06.15 13:59
Re: Кощный (+фэнтези-фильмы)
 
pivoner ☆☆Дважды ПАТРИОТ
pivoner
in Antwort shamanga 13.07.14 18:31
Что такое Вселенная или сказка о Кащее Бессмертном
© 2013, С.В.Жарникова

Как ни грустно это констатировать, но зачастую многое из того, что пришло к нам из глубин тысячелетий, воспринимается нашими современниками с иронией, если не с насмешкой.
Действительно, как поверить, что люди, жившие за много тысячелетий до нас, знали и умели гораздо больше чем мы. И самое главное – не делали из своих знаний тайны! Наши предки передали свои знания нам практически открытым текстом в сказках, песнях, преданиях, обрядах, орнаментальных кодах народной вышивки, ткачества, резьбы по дереву и т.д. Но мы не всегда можем этот текст прочесть. А прочтя – понять.
Одним из таких примеров является русская народная сказка «Царевна Лягушка».
Начинается эта сказка с того, что:
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына… Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь»… пустил младший брат – попала стрела в грязное болото и подхватила её лягуша-квакуша. Говорит Иван-царевич: «Как мне за себя квакушу взять? Квакуша не ровня мне!» - «Бери! - отвечает ему царь. – Знать, судьба твоя такова». Женился Иван-царевич на лягушке-квакушке, после чего Царь дает своим снохам задания, которые выполняет только лягушка, так как обычному человеку крайне проблематично за ночь испечь хлеб «изукрашенный разными хитростями, где «по бокам видны города царские и с заставами», а тем более соткать за ночь ковёр, изукрашенный златом – серебром, хитрыми узорами.
Судя по сказке, Иван-царевич был красив, силён, но не очень умен. И когда его жена явилась на царский пир в образе Василисы Премудрой, да еще и продемонстрировала всем гостям сам акт творения Проявленного мира, создав из остатков вина озеро, а из косточек – лебедей, поплывших по этому озеру, Иван-царевич, вместо того, чтобы призадуматься – кто же его супруга, бежит домой и сжигает в печи лягушечью кожу. Вернулась домой Василиса Премудрая, «хватилась – нет лягушечьей кожи, приуныла, запечалилась и говорит царевичу: «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал?» Если бы ты немножко подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве – у Кощея бессмертного». Обернулась белой лебедью и улетела в окно». Старичок, которого встретил Иван-царевич в поисках жены, объяснил ему, что «Василиса Премудрая хитрей, мудреней своего отца уродилась; он за то осерчал на неё и велел ей три года квакушею быть». Таким образом Василиса Премудрая (букв. Царица Премудрая) улетела Белой Лебедью к своему отцу – Кощею Бессмертному. Обычно в трактовке этой сказки Кощей Бессмертный – Абсолютное Зло. Но так ли это, коль скоро он Отец Владычицы Мудрости (Василисы Премудрой). И бессмертие его относительно – его смерть на конце иглы, которая находится в яйце, яйцо – в утке, утка в зайце, заяц в ларце, а ларец – на высоком дубе, который «Кощей как свой глаз бережет».
Подчеркнём еще раз, что народ хранит в своей памяти только то, что является, безусловно, важным и необходимым для его собственного сохранения и биологического выживания.
В русских народных волшебных сказках, то есть сказках, рассказываемых мудрецами (волхвами), нет пустых деталей. И если сыновья царя стреляют из луков, чтобы найти себе невест, то это объясняется древним представлением еще общеиндоевропейского периода о связи стрельбы из лука (и стрелы) с мужской силой стрелка, его способностью к воспроизводству потомства. А как сложится в дальнейшем его судьба, зависело уже от него самого: от его разума, совести, любви и принимаемых только им самим решений.
Иван-Царевич получил не просто жену. Он получил Сверх-жену, Царицу Премудрую. Вспомним, что Лягушка – это земной символ и ипостась Богини–Рожаницы, женского творящего начала Вселенной, дающего людям Жизнь в своем земном воплощении – Женщине. Отметим, что женщин первого года брака в русской народной традиции часто называли «жабами», а на их головных уборах, прямо надо лбом, помещалось вышитое золотными нитями или речным жемчугом изображение «лягушки» или «жабы».

Но Иван-царевич не размышляет, законов Вселенной не знает, а действует под влиянием эмоций и собственных амбиций. Лягушечья кожа сожжена в печи и воплотиться в земную женщину Василиса теперь не может. Она возвращается в свой высший образ – Белой Лебеди или Проявленного Вселенского Света и улетает к своему отцу – Кощею Бессмертному. Причем говорит не состоявшемуся мужу: «Ищи меня у Кощея», а вовсе не предлагает убить своего отца. Сказка заканчивается тем, что Кощей убит, а Иван–Царевич и Василиса Премудрая жили долго и счастливо.
И тут возникает вопрос: а где они жили и какова была цена этого счастья?
Ответ на этот вопрос мы, как это было уже не раз, попробуем найти в древних санскритских текстах.
Был в ведийской мифологии божественный мудрец Кашьяпа. Ему приписывалось даже участие в Творении мира.
Согласно космогоническому мифу, изложенному в «Шатапатха-брахмане Кашьяпа создал всё живое, воплотившись в космическую черепаху; черепаха и есть Кашьяпа; поэтому говорят, что все живые существа – потомки Кашьяпы.
В индуистской мифологии, будучи отцом богов и асур, людей и демонов, змей и птиц, Кашьяпа символизирует изначальное единство, предшествующее дуализму творения.
Кашьяпа - один из семи великих риши, сын Брахмы. Внук Кашьяпы от его сына Вивасвата – Ману стал прародителем людей. Заметим, что сын Кашьяпы – Вивасват – «сияющий», в ведийской мифологии солярное божество, олицетворяющее свет на небе и на земле, родоначальник людей. Его эпитет Сурья – то есть Солнце.
Таким образом, Кашьяпа как бы стоит у самого начала Проявления, у истока движения, пространства, времени. У самого кончика иглы, разворачивающей из ТОЧКИ все это Великое Вселенское Действо. Как ипостась Брахмы он бессмертен. Но бессмертен он только в процессе разворачивания, проявления данной Вселенной. Если процесс останавливается – Кашьяпа умирает, ибо он и есть сам этот процесс.
Теперь вернемся к русской народной сказке. Лягушка в ней – персонаж удивительный. Она не только промежуточное звено между небесной Рожаницей и земной женщиной, она Прапредок земных волшебниц – лесных дев в сказке «Пойди туда, не знаю куда» - их бабушка, а в одной из северорусских сказок она Баба–Яга. В древнем заговоре она сидит «на Святом Алатырь – камне, на море Океане, на острове Буяне». Возвращаясь в свой изначальный облик – видимого (проявленного) Света, так как путь в земную жизнь ей Иваном-Царевичем закрыт, она становится Белым Лебедем (Свет в Ведах – «это лебедь на водах»).
А Иван-Царевич, в поисках той, которую он сам, своими руками вернул в первозданное состояние, шаг за шагом крушит этот Мир.
С корнем вырван Дуб, на котором держится Мир.
Это о таких, как он «Мундака Упанишада» говорит:
«Две птицы, соединенные вместе, друзья льнут к одному и тому же дереву –
Одна из них поедает сладкую ягоду, другая смотрит [на это], не поедая.
На том же дереве – человек, погруженный [в горести] мира, ослепленный, скорбит о [своём] бессилии;
Когда же он зрит другого – возлюбленного владыку и его величие, то освобождается от скорби».
Разбит Ларец, о котором говорит «Чхандогья упанишада» так:
«Не истощается ларец, внутренность которого воздушное пространство, а дно – земля.
Ибо страны света – его углы, небо – его верхнее отверстие.
Он, этот ларец, содержит в себе богатство, все сущее покоится в нем».
Разорван Заяц, образ которого в славянской и древнеиндийской традиции «обнаруживает ярко выраженную связь с архаической и сакральной в своих истоках фаллической символикой». Заяц – это символ реинкарнации ушедших в «мир иной» в новые человеческие существа – «новорожденных детей». Кроме того, и в славянской, и в древнеиндийской традиции Заяц – Месяц, то есть тот, кто принимает души ушедших, очищает их в своем отраженном Свете и возвращает на Землю водой, росой, дождем, снегом.
Убита Утка – Мать всех Образов, ткущая на энергетических струнах–нитях ткань Вселенной семицветным проявленным Светом. Вспомним, что гусь – лебедь – утка в гимнах Ригведы ассоциируются с:
Богом Творцом,
Вселенной,
Светом,
Разумом,
Бескрайним небом,
Душой вселенской и индивидуальной,
музыкальным ладом – музыкой Вселенной.
Разбито яйцо. Но вспомните, ведь:

«В начале всех начал появилось огромное яйцо, вечное, как семя всех существ… В нем подлинным светом был вечный Брахма, чудесный, непредставимый, вездесущий, тот кто есть скрытая и неуловимая причина реального и нереального». Именно он, в образе Кашьяпы, начинает разворачивать Вселенную. «Эфир (Брахмо – С.Ж.) высший из элементов… у него есть одно лишь свойство и называется оно звуком… Надо знать пару «звук и касание», двумя этими свойствами, как известно, обладает ветер. Из них свойство, присущее только ветру, есть касание… Свет, как считают, обладает тремя свойствами: звуком, касанием и образом. Из них свойство, присущее только Свету, есть образ»!
И ведь именно Кашьяпа начинает организацию пространства – времени, придавая движение потенциальному звуку, заключенному в Точке – Брахмо (Пуруше):
«Пространство – первый из (великих) элементов. В личностном это – слух, во внешнем – звук, в божественном – стороны света. Второй из (великих) элементов – ветер; в личностном он известен как осязание, во внешнем – как то, что осязают, а там, в божественном – как Молния. Третьим называют Свет. В личностном это – зрение, во внешнем – «зримая форма, там же, в божественном – Солнце».
И, наконец, совершенно последнее деяние – сломан конец Иглы - прекращен процесс проявления. Вселенная уничтожена, так как Кощей (процесс проявления) убит! Сказка сообщает, что Иван–Царевич вернулся домой и жил долго и счастливо.
Но вот куда он вернулся – вот вопрос?
Ведь того, что было его домом, теперь больше нет. Нет ни отца, ни братьев. Иван-Царевич уничтожил их сам, своими собственными руками, как уничтожил он и всех остальных людей, животных, растения, словом всё, что проявлено в этой Вселенной.
Возможно, он оказался в какой-то другой Вселенной, в другом проявлении, в другом облике и, бесспорно, с уже другой Василисой Премудрой. И воистину, прав Александр Сергеевич Пушкин, сказавший: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».
Урок, преподанный сказкой «Царевна-Лягушка», весьма серьезен.
Во-первых,
в сказочной форме сообщено о том, как представляли наши далёкие предки саму структуру мирозданья и место Человека в ней. Как выясняется, эти представления абсолютно идентичны тем, что зафиксированы в древних санскритских текстах многотысячелетней давности. В этом контексте становится понятным, почему в ХV – ХVI веках христианские священники на исповеди спрашивали: «Не сказывал ли еси сказок?».
Во-вторых, перед слушателями ставятся сложнейшие вопросы духовной нравственности: о свободе выбора жизненного пути, об ответственности за свои деяния, о правомочности счастья за счет несчастья и даже жизни других людей.
В-третьих, констатируется, что глупость, тщеславие и бесконечный эгоизм способны уничтожить не только наш хрупкий Земной Дом, но и всю Вселенную.
А ответы на все эти вопросы каждый должен давать себе сам, как учили мудрые предки «в зависимости от степени чистоты, реализованной свободой и ответственностью души».

 

Sprung zu