Вход на сайт
стадии обучения,дискуссия
91 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
Рабочая версия такая.
1. В ТКБИ процесс обучения – двухэтапный (как минимум). Первый этап – это выстраивание правильной структуры тела и обучение правильному движению. Насколько я понимаю, вопросы, связанные с исправлением «кривого» тела и «кривого» двигательного стереотипа – это вопрос, очень важный для многих, и не только для китайцев. Иначе не появились бы системы Фельденкрайза, Ханны, и Сергей Ли не стал бы открывать тему «Альтернатива Цигун для самостоятельной практики».
На этом этапе тянутся мышцы и связки, прорабатываются суставы, снимаются мышечные зажимы и ненужные напряжения – поэтому здесь важна та расслабуха-фансун, о которой пару-тройку лет назад «традики» всем прожужжали уши. Все движения делаются с максимальной амплитудой. Вся практика – и разминка, и связки-даньцао, и формы-таолу, и даже парная работа подчинены одной цели: проработке тела и овладению некой «оптимальной» формой движения. Ни о какой прикладухе речь не идет ВООБЩЕ.
Вертикальная спина в книге и на видео Ди Гоюна, как я понял, вызвана именно этой причиной. Книга – это не энциклопедия, а учебник для начинающих, поэтому все вещи там носят именно учебный, а не прикладной характер. Вертикальная спина, думаю, вызвана тем, что такое положение корпуса наиболее физиологично, в том плане, что там минимум напряженных мышц и можно соблюдать все требования к построению тела начального уровня.
После того, как человек выправляет тело и начинает двигаться, гм, «оптимальным» образом – начинается второй этап, прикладной, когда человека учат драться. Тут в практике появляется накачка, набивка, оружие и спарринги, сначала обусловленные, потом свободные. Движения становятся скупыми, короткими и скрытыми (багуа превращается в винчун, гы-гы). Связки-даньцао приобретают прикладной характер. Формы начинают «расшифровываться» - насколько я понял, ровно в том порядке, как советовал ЮЮ. То есть в формах ищут удары, защиты, уклоны, броски, болевые приемы – и вообще придумывают как можно больше вариантов применения тех пра-движений, из которых, собственно, и состоят формы.
При переходе от первого этапа ко второму человека неизбежно поджидает «засада». После первого этапа человек чувствует себя на 18 лет, он абсолютно расслаблен и совершенно спокоен, в теле образуется приятная гибкость, цы беспрепятственно прёт по малому и большому кругу, жена и любовница в восторге (по понятным причинам) и всё такое. И тут вдруг ему говорят, что надо качаться (что неизбежно нарушит ток цы в организме), бить в грушу и макивару, а главное – бить и получать по морде…
Как уже неоднократно писалось, китайцы – народ практичный, и никогда не будут заниматься тем, что им в жизни не пригодится. Раньше, когда люди воевали ножами-топорами – кунфу было полезным и помогало сохранить свою жизнь, поэтому заниматься кунфу было престижно и необходимо. Сейчас, когда есть пистолеты и полиция – кунфу нормальному человеку нахрен не нужно. Поэтому, говорят, оно скоро сдохнет.
Поэтому, как правило, всё на первом этапе и заканчивается. Плюс к этому же, по окончании первого этапа начинает зашкаливать самомнение. Но это легко лечится в первой же подворотне.
При этом у меня нет оснований думать, что русские люди менее практичны, чем китайцы.
Есть ли другие этапы - не знаю.
2. В боксе, саньда, каратэ и т.п. процесс обучения – одноэтапный. Мы одновременно начинаем прорабатывать тело, растягиваться, качаться, учить боевую технику и драться. Сначала всё получается коряво, но чем дальше, тем больше растет мастерство, и в конечном итоге хороший боксер, хороший каратист и (ну, в теории) хороший тайцзист будут работать примерно одинаково.
Соответственно, преимущества первого подхода – это бОльшая постепенность, более осознанная проработка мелочей, меньший риск получения травм. Недостатки – длительность обучения, невозможность боевого применения и риск так и остаться «теоретиком».
Преимущества второго подхода – успешно драться можно через полгода. Недостатки – травмы на начальном этапе (по причине недостаточности опыта и мастерства) и связанные с ними потенциальные проблемы со здоровьем в более зрелом возрасте.
При таком раскладе говорить о том, что ТКБИ круче бокса, или что бокс круче ТКБИ – нет смысла. Есть разница в процессе обучения, есть разницы в сроках достижения цели – но результат будет одинаковый.
3. Куда контэн отнести - я чего-то так и не понял. С одной стороны, унификация техники и изначальный расчет на прикладуху. С другой стороны, наличие кругов, гимнастики цветов и еще некоторых вещей, рассчитанных на проработку тела и овладение правильным движением. Плюс к тому, ориентированность ЮЮ на постепенность и поэтапность процесса обучения. Классический пример (чем дальше - тем чаще вспоминаю): в клубе на Китай-городе были только медленные спарринги. Юрьич нудел: "Ребята, рано работать быстро". Народ в ответ нудел: "Юрьич, хотим работать быстро". Как только Юрьич плюнул и махнул рукой - в течение двух недель все сразу побились-поломались. Переломов, помнится, было не один. Техника поставлена, входы (в результате медленных спаррингов) более-менее поставлены - навыка защиты от быстрых атак "контэновской" техникой нет. Мозгов тоже было не очень много (за себя говорю, естественно)...
Пока всё. Еще раз прошу не бить за изреченные банальности.
Lunfeng
Так или иначе я повторю - если ты долгое время ставил один навык и потом тебе нужно устанавливать другие, ОТРИЦАЮЩИЕ первые -это все равно что переучиваться, это трудно, это все заново. Самомнение многих тормозит еще и по той причине что они не хотят снова чувствовать себя нулями - и потому придумывают себе что им некогда и что им кунфу нужно не для драки. А потом у них, когда начинают преподавать ( а без этого никуда - опять самомнение), кунфу без драки сдыхает.
УЧИТЕСЬ ПРАВИЛЬНО С САМОГО НАЧАЛА и не придется переучиваться.
когода Ян Лучань в Пекин приехал и Чень начал давать в правильной боевой манере -чтобыло -все жаловались что больно и на занятия не ходили. И тогда он начал давать стиль Ян в варианте "не бей ледащего" - и народ повалил толпами. И оттуда я думаю вся эта "традиция" и пошла.
Потому что, Лун, это хрень на постном масле. Ведь различия всего лишь в НЕВЕРНОЙ развеске и заведомо нерабочих положениях. а нужны они лишь потому что вот я сижу и пью чай, и ни хрена не делаю - а при этом все равно вот встану и наваляю в два счета вот этому здоровому лаоваю, который у меня десятый год по кругу ходит...
Ищите причину пошлейшую - она всегда вернейшая.
Ю.Ю.
Окт 2010,с форума Контэн
1. В ТКБИ процесс обучения – двухэтапный (как минимум). Первый этап – это выстраивание правильной структуры тела и обучение правильному движению. Насколько я понимаю, вопросы, связанные с исправлением «кривого» тела и «кривого» двигательного стереотипа – это вопрос, очень важный для многих, и не только для китайцев. Иначе не появились бы системы Фельденкрайза, Ханны, и Сергей Ли не стал бы открывать тему «Альтернатива Цигун для самостоятельной практики».
На этом этапе тянутся мышцы и связки, прорабатываются суставы, снимаются мышечные зажимы и ненужные напряжения – поэтому здесь важна та расслабуха-фансун, о которой пару-тройку лет назад «традики» всем прожужжали уши. Все движения делаются с максимальной амплитудой. Вся практика – и разминка, и связки-даньцао, и формы-таолу, и даже парная работа подчинены одной цели: проработке тела и овладению некой «оптимальной» формой движения. Ни о какой прикладухе речь не идет ВООБЩЕ.
Вертикальная спина в книге и на видео Ди Гоюна, как я понял, вызвана именно этой причиной. Книга – это не энциклопедия, а учебник для начинающих, поэтому все вещи там носят именно учебный, а не прикладной характер. Вертикальная спина, думаю, вызвана тем, что такое положение корпуса наиболее физиологично, в том плане, что там минимум напряженных мышц и можно соблюдать все требования к построению тела начального уровня.
После того, как человек выправляет тело и начинает двигаться, гм, «оптимальным» образом – начинается второй этап, прикладной, когда человека учат драться. Тут в практике появляется накачка, набивка, оружие и спарринги, сначала обусловленные, потом свободные. Движения становятся скупыми, короткими и скрытыми (багуа превращается в винчун, гы-гы). Связки-даньцао приобретают прикладной характер. Формы начинают «расшифровываться» - насколько я понял, ровно в том порядке, как советовал ЮЮ. То есть в формах ищут удары, защиты, уклоны, броски, болевые приемы – и вообще придумывают как можно больше вариантов применения тех пра-движений, из которых, собственно, и состоят формы.
При переходе от первого этапа ко второму человека неизбежно поджидает «засада». После первого этапа человек чувствует себя на 18 лет, он абсолютно расслаблен и совершенно спокоен, в теле образуется приятная гибкость, цы беспрепятственно прёт по малому и большому кругу, жена и любовница в восторге (по понятным причинам) и всё такое. И тут вдруг ему говорят, что надо качаться (что неизбежно нарушит ток цы в организме), бить в грушу и макивару, а главное – бить и получать по морде…
Как уже неоднократно писалось, китайцы – народ практичный, и никогда не будут заниматься тем, что им в жизни не пригодится. Раньше, когда люди воевали ножами-топорами – кунфу было полезным и помогало сохранить свою жизнь, поэтому заниматься кунфу было престижно и необходимо. Сейчас, когда есть пистолеты и полиция – кунфу нормальному человеку нахрен не нужно. Поэтому, говорят, оно скоро сдохнет.
Поэтому, как правило, всё на первом этапе и заканчивается. Плюс к этому же, по окончании первого этапа начинает зашкаливать самомнение. Но это легко лечится в первой же подворотне.
При этом у меня нет оснований думать, что русские люди менее практичны, чем китайцы.
Есть ли другие этапы - не знаю.
2. В боксе, саньда, каратэ и т.п. процесс обучения – одноэтапный. Мы одновременно начинаем прорабатывать тело, растягиваться, качаться, учить боевую технику и драться. Сначала всё получается коряво, но чем дальше, тем больше растет мастерство, и в конечном итоге хороший боксер, хороший каратист и (ну, в теории) хороший тайцзист будут работать примерно одинаково.
Соответственно, преимущества первого подхода – это бОльшая постепенность, более осознанная проработка мелочей, меньший риск получения травм. Недостатки – длительность обучения, невозможность боевого применения и риск так и остаться «теоретиком».
Преимущества второго подхода – успешно драться можно через полгода. Недостатки – травмы на начальном этапе (по причине недостаточности опыта и мастерства) и связанные с ними потенциальные проблемы со здоровьем в более зрелом возрасте.
При таком раскладе говорить о том, что ТКБИ круче бокса, или что бокс круче ТКБИ – нет смысла. Есть разница в процессе обучения, есть разницы в сроках достижения цели – но результат будет одинаковый.
3. Куда контэн отнести - я чего-то так и не понял. С одной стороны, унификация техники и изначальный расчет на прикладуху. С другой стороны, наличие кругов, гимнастики цветов и еще некоторых вещей, рассчитанных на проработку тела и овладение правильным движением. Плюс к тому, ориентированность ЮЮ на постепенность и поэтапность процесса обучения. Классический пример (чем дальше - тем чаще вспоминаю): в клубе на Китай-городе были только медленные спарринги. Юрьич нудел: "Ребята, рано работать быстро". Народ в ответ нудел: "Юрьич, хотим работать быстро". Как только Юрьич плюнул и махнул рукой - в течение двух недель все сразу побились-поломались. Переломов, помнится, было не один. Техника поставлена, входы (в результате медленных спаррингов) более-менее поставлены - навыка защиты от быстрых атак "контэновской" техникой нет. Мозгов тоже было не очень много (за себя говорю, естественно)...
Пока всё. Еще раз прошу не бить за изреченные банальности.
Lunfeng
Так или иначе я повторю - если ты долгое время ставил один навык и потом тебе нужно устанавливать другие, ОТРИЦАЮЩИЕ первые -это все равно что переучиваться, это трудно, это все заново. Самомнение многих тормозит еще и по той причине что они не хотят снова чувствовать себя нулями - и потому придумывают себе что им некогда и что им кунфу нужно не для драки. А потом у них, когда начинают преподавать ( а без этого никуда - опять самомнение), кунфу без драки сдыхает.
УЧИТЕСЬ ПРАВИЛЬНО С САМОГО НАЧАЛА и не придется переучиваться.
когода Ян Лучань в Пекин приехал и Чень начал давать в правильной боевой манере -чтобыло -все жаловались что больно и на занятия не ходили. И тогда он начал давать стиль Ян в варианте "не бей ледащего" - и народ повалил толпами. И оттуда я думаю вся эта "традиция" и пошла.
Потому что, Лун, это хрень на постном масле. Ведь различия всего лишь в НЕВЕРНОЙ развеске и заведомо нерабочих положениях. а нужны они лишь потому что вот я сижу и пью чай, и ни хрена не делаю - а при этом все равно вот встану и наваляю в два счета вот этому здоровому лаоваю, который у меня десятый год по кругу ходит...
Ищите причину пошлейшую - она всегда вернейшая.
Ю.Ю.
Окт 2010,с форума Контэн