Deutsch
Germany.ruГруппы → Архив Досок→ Контэн,Бохум

стадии обучения,дискуссия

22.10.10 16:58
Re: стадии обучения,дискуссия
 
ayjawrik завсегдатай
ayjawrik
в ответ ayjawrik 21.10.10 15:37

Мой учитель, показывая мне приемы хапкидо, первым показал весьма сложный бросок (я как дзюдоист, мог это оценить), в терминологии айки-дзюцу называемый яма-араси.
На мои удивления ответил следующее:
"Ты не понимаешь - тебе трудно. Ты думаешь и работаешь головой. Когда поймешь этот бросок, от него легко поймешь десять простых - сразу.
И ты будешь думать десять дней.
А можно так: разберем этот бросок на десять простых. Все равно будет что-то непонятно. И ты будешь каждый учить тоже десять дней. и надо сделать еще легче - значит будем делить каждый бросок еще на десять. Это всегда можно, да. и каждый будем учить десять дней...
А теперь скажи - что, ты думаешь, лучше - ты делаешь этот и потом его знаешь, и потом сколько его делаешь, сам все находишь без меня, или я тебе показываю и показываю, и так десять лет, а ты все учишься?"
примечательно то, что на заре БИ в россии. когда мы только начинали преподавать хапкидо, достаточно было показать ученику "первый бросок" - он уходил в угол зала, возился там с кем-то, а через месяц-полтора довольно уверенно его выполнял, при этом действительно находя множество подводящих и мелких хитростей, причем у каждого своих.
Приблизительно через десять лет что-то изменилось - люди стали выполнять только внешнюю форму броска, в раз и навсегда заданных условиях, не пытаясь найти ничего больше.
А еще через пять лет люди стали ВООБЩЕ не понимать этот бросок, и чем больше им детализировали, тем меньше они понимали.
Странное дело -не правда ли? Что изменилось?
СЕКЦИЙ СТАЛО МНОГО. В секциях стали ГОНЯТЬСЯ ЗА УЧЕНИКОМ. А он привык к тому, что ему все ОБЯЗАНЫ в рот положить и даже за него разжевать.
На пользу ли это при обучении БИ?
Нет, поскольку одно из важнейших качеств в БИ - ИНИЦИАТИВА.
А вообще при любом обучении самое важное - ОБУЧЕНИЕ УЧИТЬСЯ.
Обучение умению анализировать и адаптировать технику, подмечать ее детали и отличать важное от второстепенного.
Если человека научить этому -он САМ научится всему остальному.
Конечно, любой из этих подходов можно довести до крайности.
Но крайность есть абсурд - а абсурд, как вы сами понимаете, всегда глупость.
Мы должны соблюдать принцип "разумной достаточности", чтобы учесть при обучении два важных параметра:
1. КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ
2. СРОК ОБУЧЕНИЯ.
Ю.Ю.,оттуда же
 

Перейти на