Мировые хвостоверти-3
христанство самая гонимая вера сегодня.троцкисты-революционеры уничтожали ТОЛЬКО православные храмы.ни одной синагоги разрушено не было.
Например, в 1925 году была закрыта и превращена в клуб знаменитая реформистская Бродская синагога в г. Одессе. Примерно тогда же все шесть синагог на базарной площади города Гомеля были конфискованы и превращены в клуб металлистов, обувную фабрику, кооперативную столовую, общежития для инвалидов и для рабочих. В самой крупной из них расположился горсовет9 .
Период ликвидации НЭПа, то есть остатков рыночной экономики, (1928-1929)
ознаменовался наступлением на религию
Началась руководимая
сверху кампания по массовому закрытию церквей и синагог. Как правило, это делалось
«по требованию трудящихся», то есть по резолюциям, принимавшимся на
производственных собраниях открытым голосованием по указке партийных
организаторов. Пресса активно участвовала в антирелигиозной кампании, называя
синагоги клубами торговцев и сионистов, источниками распространения антисоветских
сплетен12
.
Обычно отнятые здания первоначально передавались под рабочие клубы
швейников или кожевенников (в этих профессиях было много евреев) и назывались
именами евреев-революционеров: Розы Люксембург, Моисея Володарского, Моисея
Урицкого и пр. Позднее здания передавались другим организациям и всякая еврейская
память о них стиралась. В некоторых хоральных синагогах разместились театры (Баку,
Херсон, Киев, Минск, позднее Кишинев) и филармонии (Уфа и Винница).
В Могилевской и
Харьковской синагогах оказались спортивные клубы. Здание Тверской синагоги заняло
отделение милиции.
Часто процесс ликвидации синагог инициировался комиссиями облисполкомов
по делам культов, которые получали план сверху. Эти комиссии предпочитали
действовать через другие учреждения – жилищные товарищества, санитарные и
пожарные службы, органы финансового контроля. Направляемые ими в синагогу
инспекции фиксировали грязь, шум, нарушение технических и пожарных условий,
недостаточную сохранность вверенного «двадцатке» имущества. Затем отчеты
инспекторов использовались как предлог для прекращения арендного договора с
синагогой. При закрытии синагог членов «двадцаток» нередко штрафовали за
утраченное имущество, а порой и привлекали к суду.
Таким образом, уже к концу 1929 г. большинство главных синагог в СССР – в
Киеве, Одессе, Харькове, Житомире, Днепропетровске – были закрыты.
Очередной виток репрессий против еврейской религиозной деятельности
пришелся на 1936-1938 гг. На этот раз он сопровождался закрытием большинства
оставшихся синагог, зачастую последних в городе. Только в 1937 году (к 15 ноября)
было закрыто 29 синагог Украины, в том числе 14 синагог в Киевской области и 13 – в
Винницкой16
.
В конце 30-х, как и в 1929 г., в адрес городских исполкомов, республиканских и
союзной комиссии по делам религиозных культов, председателя ЦИК СССР
М.И.Калинина стекались многочисленные жалобы и протесты верующих со всех
концов страны. Они писались большей частью стариками, от руки, с грамматическими
ошибками, иногда на идише, и были проникнуты болью и отчаянием людей, у которых
отбирают их Бога. Эти петиции, иногда с одной, а то и с сотнями подписей отсылались,
невзирая на то, что в те годы синагогальных активистов и без того арестовывали и
нередко расстреливали. Подавляющее же большинство советских евреев тогда уже не
интересовалось (или боялось интересоваться) синагогальными делами. Только 13,8% из
них назвались верующими в ходе Всесоюзной переписи 1939 года1
http://pluto.huji.ac.il/~beizer/files/Legacy_Rus.pdf