Буржуазная демократия в России
Жизнь — соль
Репортаж из магазинов: масло взято под охрану, но кто-то ворует продукты прямо из упаковок
09:29, 29 октября 2024Иван Жилин, спецкорФото: Антон Новодережкин / ТАСС
Сливочное масло уходит с российского рынка. Новости об этом тиражируют региональные и федеральные СМИ, публикуя кадры полупустых прилавков и защитных кейсов, в которые сотрудники магазинов теперь складывают «дефицитный» товар.
Заголовки: «Сливочное масло пропадает с полок», «Эксперт рассказал, почему из магазинов исчезает сливочное масло».
Казалось бы, вот она — новая гречка, новый сахар, которые нужно срочно сметать про запас. Однако реальность расходится с действительностью: корреспондент «Новой» прошелся по магазинам на Урале — якобы самом маслодефицитном регионе страны, и выяснил: проблемы действительно есть, но до кризиса еще далеко, а может быть, он и совсем не наступит. И очередей за маслом почему-то не видно…
***
«В Екатеринбурге сливочное масло дороже 200 рублей продают в защитных чехлах. Следующий этап — продажа по талонам», — такое заявление 24 октября опубликовала в своем telegram-канале Ксения Собчак. Назвала экс-кандидат в президенты и конкретный магазин: супермаркет «Кировский». Эта сеть, связанная со свердловским депутатом Госдумы Игорем Ковпаком, известна на Урале как альтернатива «Пятерочке» — многие продукты здесь даже дешевле.
Прихожу в «Кировский» на следующий день после поста Собчак. И, казалось бы, сразу получаю подтверждение ее словам: на полках с молочной продукцией — сыры, йогурты, кефир, творог, даже айран, и только масла на них нет. Несколько минут мечусь между рядами, пытаясь понять: может, зрение подводит? В конце концов, обреченно подхожу к продавцу: «Скажите, где у вас масло?» Она едва не начинает смеяться: «В холодильнике у кассы».
И действительно — вот они, ряды упаковок: местного производства, московского производства, масло из Орла, из Ленинградской области. От 190 до 290 рублей за 180 граммов. Но все оно — что правда — закрыто в защитные боксы. Надпись на одном из них гласит: «Уважаемые покупатели! Продукт может быть извлечен из данной упаковки на кассе».
— Какие-то глупые новости, — говорит продавец. — Мы вчера, когда эту «сенсацию» увидели, — ржали всем магазином. У нас уже больше года защитные боксы введены, и вдруг кто-то из Москвы увидел и удивился…
В защитных боксах продается не только масло, но и, например, дорогостоящие бритвенные станки, прайс на которые начинается от 699 рублей.
— Причина проста. Это не дефицит, а воровство, — объясняет администратор торгового зала. — Поскольку у нас эконом-магазин, то и покупатели разные: в основном все люди хорошие, но есть и те, кто пытается что-нибудь «прихватить».
У кого-то не хватает денег, кто-то выпивает — алкоголь вообще часто пытаются «утянуть», но для него боксов нам почему-то не поставляют. А масло просто сильно дорожает — с начала года раз шесть уже ценники меняли.
И попытки украсть его раньше были, а с боксом как украдешь: у нас в каждом по 4 пачки лежит, такое даже под куртку попробуй запихни…
Слова продавщицы подтверждают данные Росстата: официально за год сливочное масло подорожало на 25,9%.
— А еще, — продолжает продавец, — вы видите здесь охранников? Вот и я не вижу — их у нас в магазине нет. Вместо них — я и другие сотрудники. Когда вечером у тебя поток покупателей, очень сложно уследить, кто и что положит не в корзину, а к себе в карман. Поэтому и боксы.
— Но ведь почему-то шоколадки у вас на замок не закрыты, — говорю я. — Их ведь тоже несложно украсть.
— Но их в таких масштабах почему-то не крадут, — замечает продавец. — Да и нереально весь товар по боксам распихать. Так ведь к нам люди просто ходить не будут: представляете, сколько придется в очередях стоять? С каждым боксом надо возиться: открыл его, достал товар, закрыл. Они еще и открываются иногда с трудом.
— Но масло из продажи не исчезнет? — спрашиваю я напоследок.
— Не исчезнет, — заключает продавец.