Deutsch

Записки Экспедишника

24.09.15 21:55
Re: Записки экспедишника.
 
  zerkowkak местный житель
zerkowkak
Заблудились в небе
На БАМе отработав сезон, вынужден был на лето перейти в другую экспедицию. Потом снова вернулся в родную, а два объекта так и не выполнили в моё отсутствие по разным причинам. Так что пришлось мне с перерывом в один год снова старыми тропами побродить.
Необходимо было отнаблюдать опознаки, получить их координаты и высоты. В тех местах мы сделали сначала маркировку опознаков на проектных местах- вырубкой площадок 40 на 40 метров. Посередине оставляли высокое дерево, на него поднимали и укрепляли веху с флагом. Это и был опознак. С пунктов триангуляции (деревянных вышек, пирамид или каменных туров) теодолитом на эти флаги наводишься, измеряешь горизонтальные и вертикальные углы, а потом по определённым формулам вычисляешь положение в плане и по высоте этих точек. А на аэроснимке специальными приборами находят эти маркиры, которые хорошо заметны, и потом по нашим вычисленным данным рисуют карту. Ну, это вкратце...
Так вот, за прошедшие два года флаги исстрепались, какие-то вехи сломались, но неизвестно, где. Решили облететь оба объекта на АН-2. Сел я в правое кресло пилота с топографическими картами в руках. Лётчик строго осмотрел меня и буркнул:
- Руками ничего не трогать-никаких тумблеров, кнопок...
Прицепил мне на шею ларингофон- устройство, аналогичное микрофону, но использующее механические колебания кожи в области гортани, возникающие при разговоре, наушники, и мы взлетели.
Первый объект отработали замечательно. Лётчик попался опытный, достаточно было сказать направление, как самолёт чётко выходил на нужное место, ну, а дальше галсами по маршруту аэрозалёта шли.
За посёлком Кунерма мужики на льду озера ловили рыбу. Пилот подмигнул мне и крикнул:
-Давай посмотрим, что за рыба там у них...
И резко бросил самолёт вниз, наверное, когда-то на пикирующих бомбардировщиках летал. Меня в кресле сплющило прямо.
Мужики на озере побросали удочки и, пригибаясь, начали разбегаться. Удовольствие, понятно, не из приятных, когда на тебя падает самолёт и на высоте 3-4 метров проходит над головой. Пилот повернулся ко мне:
- Дрянь рыбка, одна мелочь...
К концу полёта я сорвал голос и хрипел-шипел. Никак не мог уяснить, что лётчик меня слышит через эту штуковину на горле. Привычнее же в микрофон говорить, вот я и орал, стараясь перекричать шум мотора, надрываясь, а тот удивлённо смотрел в ответ:
- Ты что кричишь-то, я тебя хорошо слышу...
В обед присели в одной деревне, дозаправились, сами поели, и летун притащил мне нормальный микрофон, пристроил к шлему.
Взлетели, я опознался, сказал направление, подлетаем- не то...Разворачиваемся, делаем круг, снова не то...
А я в качестве ориентира начального принял здоровенное болото на краю объекта, вот от него мы и "плясали".
Сделав над тайгой десяток кругов, я занервничал, никак понять не могу, в чём дело, пот по спине течёт. Да ещё всё так быстро меняется за окном, пока я карту разглядываю, не успеваю сориентироваться.
Лётчик, видя мои переживания, не выдержал:
- Ну что, долго ещё кружить-то будем?
Я повернулся к нему с досадой:
- Слушай, а ты не мог бы хоть на минутку притормозить, я опознаюсь...
Наверное, такое предложение ему никогда не делали, глаза вытаращил:
- Это как же я в небе приторможу???
- А как мне опознаться, если ты на месте не стоишь? Тогда летим до железки, там чего найдём, точно.
Мы долетели до железной дороги, там я зацепился за ориентир, и от него снова вернулись на объект.
Оказалось всё банально просто. Километрах в двадцати от моего объекта лежало такое же огромное болото, как и то, от которого я хотел начать движение. А у меня не было карты на тот участок, вот и перепутал два болота. Когда приземлились, летун сказал, прощаясь:
- Ну, брат, спасибо тебе за новый анекдот. Это же надо-притормозить самолёт в воздухе попросил...
 

Перейти на