Deutsch

Центр Германии? ТЮРИНГИЯ (Путеводитель от Михалыча)

18.04.16 09:13
Re: Центр Германии? ТЮРИНГИЯ (Путеводитель от Михалыча)
 
ГРЕГОРМИХАЕЛ патриот
ГРЕГОРМИХАЕЛ

Я писал в начале темы о том что Леонид Раевский готовот к выпуску путеводитель.

С его разрешения я предлагаю вашему вниманию статью о Иогане Себастьяне Бахе

=====================================================

Леонид Раевский.

"В каждой музыке Бах...".

К 325 –й годовщине со дня рождения композитора.

Каждый раз, когда мы с экскурсионной групой останавливаемся перед памятником Баху у Томаскирхе в Лейпциге, я испытываю чувство неловкости. Из-за несоответствия скульптурного изображения и реального образа музыканта. Был ли он при жизни эдаким преуспевающем, респектабельным буржуа, вальяжно протягивающим миру свои рукописи? Да и был ли он вообще известен в мире? Прожив всю жизнь в небольших городках Саксонии и Тюрингии, Бах был мало известен даже в огромной раздробленной Германии, не говоря уже о музыкальных столицах Европы. Музыкальные критики 18 столетия тоже обошли стороной его творчество.. Даже сыновья, ставшие довольно известными музыкантами, признавали в нём только неплохого музыканта . Нужда, болезни, равнодушие властей, непонимание, богословские раздоры, мелкие склоки на работе и желание достойно вывести в жизнь 20 детей ( из которых в живых осталось лишь 9) сопровождали Баха на протяжении всей жизни. Сохранилось воспоминание ученика композитора Кирнбергера, о небольшом инцеденте, происшедшем в его берлинском доме. Как -то к нему в гости зашёл торговец полотном из Лейпцига и увидев на стене портрет композитора воскликнул: „Господи, боже мой! Да ведь это наш кантор висит, Бах! Этот портрет есть и у нас в Лейпциге, в школе Фомы... Вишь, какой тщеславный глупец, приказал нарисовать себя в таком роскошном бархатном одеянии!» Ну как объяснить торговцу, что это вовсе не он велел, а само время наложило на образ музыканта христоматийный глянец. Попробуем же бережно стереть эго и взглянуть на жизнь музыканта простым, незашоренным взглядом.

Всё началось 21 марта 1685 г., когда в семье эйзенахского музыканта Амвросия Баха родился восьмой ребёнок. Это и был Иоганн Себастьян Бах. С раннего детства их дом был наполнен музыкой и музыкантами, и мальчику казалось, что весь мир состоит только из Бахов. Так думал не только он. Были времена; когда в Тюрингии слово Бах и Музыкант являлись синонимами. В родословной семьи Баха было более 50 музыкантов.

Уже в 9 лет мальчик лишится матери, а через год и отца. Его заберёт к себе старший брат Иоганн Христоф, который имел уже постоянное место органиста в Ордруфе. Здесь Себастьян будет жить и учиться в гимназии. За это время он научится довольно свободно играть на клавесине и других инструментах. Кроме того, у него проявится неплохой голос, и кантор Герда рекомендует его в лицей кирхи св. Михаэля в Люнебурге, где обучению музыке уделялось особое внимание. Этот город сыграл в жизни Баха особую роль. Здесь лицеистам полагалась доролнительная плата за участие в хоре, что сразу же решало многие его проблемы. При лицее была большая музбиблиотека, куда и зачастил Себастьян. Он обладал поразительной способностью

слышать музыку "внутренним слухом". Но, что особенно важно для Баха –эдесь жил известный органист и композитор Георг Бем. Именно он оказал огромное влияние на формирование музыкального вкуса Баха, и способствовал его первым попыткам сочинения органных пьес. Кроме того, Люнебург находился всего в 40 км. от Гамбурга, и путешествия туда Себастьян мог совершать пешком. Тут он услышал не только блестящие органные концерты, но и первую в Германии оперную труппу.

По завершению лицея в 1703 году, Бах уже был искусным музыкантом и благодаря изучению рукописей и музыкальных сборников прекрасно ориентировался во всех направлениях музыкальной жизни. Многие его коллеги устремились в университеты, но совсем иным представлял свой путь Бах. Кровь потомственного шпильмана звала его посвятить свою жизнь музыке. Вскоре его приглашают испытать новый орган в Арнштадте и предлагают должность органиста церкви и руководителя школьного хора. Конечно же он соглашается. Теперь, когда у него есть « свой» орган, Бах всё своё время отдаёт игре. В Люнебурге играли на органе, как на клавесине, почти не используя ног. А он упражняет и ноги, учась играть вообще не используя рук. Чем лучше он овладевает инструментом, тем легче ему импровизировать. А вскоре, с благословления начальства, он уже исполняет и кантату собственного сочинения. Всё вроде хорошо, кроме обязанности руководить школьным хором. Ему всего 19, и великовозрастные хористы не признают его авторитета и мешают ему на занятиях. Особенно нетерпим к нему дирижёр хора Гейерсбах. Однажды молодой Бах не сдерживается и обзывает его "свинячьим фаготистом". Поздно вечером у Рыночной площади тот с пятерыми учениками затевают потасовку с учителем. Об этом сразу становится известно в городе. Следует разбирательство в консистории, где принимается «соломоново решение». Баха на месяц отправляют в отпуск. И он едет в Любек, к легендарному органисту Дитриху Букстехуде. Под опекой мэтра, Бах изучает устройство органа и достигает такого мастерства в освоении механики инструмента, которое потом будет поражать многих настоятелей соборов. Глядя на игру Букстехуде, он понимает насколько важна для органиста техника работы ногами. И он достигнет в ней виртуозного мастерства. Незаметно пролетело время в Любеке – и вместо одного , он пробыл там четыре месяца. Возможно задержался бы дольше, но почувствовав, что его хотят сосватать с 31-летней дочкой Букстехуде, поспешил вернуться домой. Там его ждал очередной разнос за опоздание. Но он не обращал на это внимание. После Любека его переполняли музыкальные идеи и в нём окончательно заговорил композитор. Теперь Бах стал внимательнее вслушиваться в голоса солистов, и у него возникла идея ввести в церковный хор женский голос. Он приглашает свою кузину Марию Барбару выступить в качестве солистки. Как только об этом стало известно руководству - разразился скандал. Ведь церковная традиция не допускала в хоры женских голосов. И тут Баху припомнили всё: и неумение управлять хором и отход от церковных традиций и « странное хоральное сопровождение». Оставаться далее в Арнштадте было невозможно и он перебирается в Мюльхаузен, чтобы принять там вакансию органиста. Но переезжает не один, а с Марией Барбарой, ставшей его женой. Правда и здесь он задержался ненадолго. В городе бушевали богословские страсти. Верх взяли « пиетисты» , которые были противниками церковной музыки. Так что обязанности органиста сводилить лишь к простейшему сопровождению хоралов. И он предлагает себя в качестве придворного органиста у Веймарского герцога. Именно здесь он напишет большинство своих произведений для органа, а последующие годы будут для него самыми продуктивными. Засвою долгую жизнь он создаст более 1000 произведений почти во всех музыкальных жанрах.

Весной 1714 года, Бах был назначается герцогским концертмейстером и теперь в его обязанности входит сочинение кантат для воскресных и праздничных служб. Но и здесь постепенно назревает конфликт. Неожиданно герцог стал ревновать его к своему племяннику, которому Бах давал уроки музыки. А когда, на место умершего капельмейстера, герцог назначил его бесталанного сына, умышлено обойдя Баха – это подогрело ситуацию окончательно. Об этом конфликте узнаёт князь Леопольд Ангальт-Кетенский и приглашает Себастьяна к себе на службу. Прежде чем принять решение, тот едет в отпуск в Дрезден. Там Бах попадает в водоворот дворцовых интриг и его просят принять участие в концерте вместе со знаменитым французским придворным органистом Луи Маршаном, где он демонстрирует блестящую технику. Двор предлагает провести турнир между ними, но Маршан, боясь поражения, бежит с Дрездена. И тогда Бах даёт сольный концерт. Когда умолкли аплодисменты, король Фридрих-Август подозвал к себе Баха и поинтересовался, как это ему удалось достигнуть столь высоких успехов. « Мне пришлось прилежно трудиться, ваше величество. –ответил он. - Если кто захочет быть столь же прилежным, тот сможет пойти так же далеко.»

=====================================================

 

Перейти на