Deutsch

Центр Германии? ТЮРИНГИЯ (Путеводитель от Михалыча)

18.04.16 09:14
Re: Центр Германии? ТЮРИНГИЯ (Путеводитель от Михалыча)
 
ГРЕГОРМИХАЕЛ патриот
ГРЕГОРМИХАЕЛ

Он, достигший всего в жизни своим трудом и талантом, никогда на любил об этом говорить. Чаще всего просто отшучивался. « В этом всём нет ничего удивительного! Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а все остальное сделает сам орган" –говорил он. Окрылённый вернулся он в Веймар,с желанием написать кантату по случаю празднеств 100-летия конституции. Но его не призвали ко двору. Это был вызов. Он просит отставки и переезжает к князю Леопольду в Кетен, где начинает работать личным аккомпаниатором и директором камерной музыки. Леопольду было всего 25 лет и он слыл покровителем искусств. Сам пел, играл на скрипке и имел небольшую капеллу. Любил выезжать к владетелям других немецких земель и в Чехию, куда иногда брал с собой и артистов капеллы. Но чаще он отправлялся в путь лишь со своей скрипкой, дорожным клавикордом и музыкальным директором, чтобы при случае блеснуть и скрипкой, и аккомпаниатором. Кетен стал самым спокойным местом в жизни Баха, а Леопольд - единственным деликатным и великодушным покровителем музыканта. Всё было замечательно. Бах продолжал творить и совершенствоваться. Но судьба приготовила ему тяжкое испытание. Его жена неожиданно умирает от апоплексического удара. Себастьян даже не успевает её похоронить : в это время он был с князем в Чехии. Её смерть сразила его. Но именно теперь, преодолевая скорбь, от создаёт произведения, которые станут шедеврами инструментального искусства.

Тяжело было оставаться в городе, где его постигло такое горе. Потому, узнав, что в Гамбурге освободилось место органиста, он устремляется туда. Здесь его игру услышал старейший музыкант и композитор Германии Иоганн Адам Рейнкен. Он всегда был завистлив, а в старости стал особенно нетерпим к молодёжи. Но после концерта Рейнкен произносит слова, которым суждено навечно остаться в истории музыки: « Я думал, что это искусство уже давно умерло, но теперь я вижу, что оно ещё живет в вас.» Но это триумфальное выступление ничего не изменило. Ему было отказано. Место органиста занял один из купеческих сынков, за которого , в качестве благодарности за прибыльное место, в церковную кассу было внесено 4000 марок.

Тяжело переживал случившееся Себастьян. Ведь он уже рассчитывал перебраться в Гамбург, где детям было легче дать нужное образование и уход. И он опять возвращается к своим обязанностям муздиректора. А на концертах у князя он всё чаще сталкивался с молодой певицей Анной Магдаленой. И девушка тоже привязалась к нему и его детям.

Потянулись месяцы раздумий. У вдовца было четверо детей, а старшая Катерина была лишь на восемь лет младше Анны Магдалены. Тем не менее в конце 1721г. они обвенчались. Баху 36. С новой женой у них 16 лет разницы. Всё складывалось замечательно, теперь бы жить да жить. Но это не про Баха. Через короткое время князь Леопольд также празднует свадьбу. А его жена, Ангальт-Бернбургская принцесса, была абсолютна равнодушна к музыке. Всё реже и реже звучит теперь она в покоях князя. А из Лейпцига приходит сообщение о том , что освобождается место кантора Томаскирхи. Это он уже проходил: опять ученики , опять рутина церковных обязанностей. И с Магдаленой проблемы. Она должна оставить профессию придворной певицы, а это кроме всего прочего -200 таллеров в год. Тяжело даётся Баху решение о переезде. Но Лейпциг – музыкальный город, подрастающим сыновьям можно дать университетское образование. И семья перебирается в Лейпциг. После торжественной церемонии по случаю избрания, Бах исполняет только- что написанные им "Страсти по Иоанну". И ему тут же высказываются пожелания, чтобы он не сочинял музыки, наподобие театральной. Так началась его служба в Лейпциге, полная мелочных склок, придирок, дрязг, унижений и борьбы амбиций. То его отстранили от музыкального руководства в университетской церкви св. Павла , и следовательно лишили части заработка. То его вычитывают за слабое преподавание латыни, хотя он её не преподавал, то за выступление с хором в деревне без разрешения, которого он не должен был испрашивать. Далее – более. После очередного выпуска, кантор сам отбирал для приема в интернат способных мальчиков. Но синдики магистрата не утверждают его претендентов, предлагая принять своих учеников без проверки. Или новый ректор Эрнести самолично назначает первого префекта ( его заместителя ), даже не посоветовавшись с ним.

Эти мелкие и оскорбительные придирки естественно отравляют ему жизнь, и без того до отказа наполненную заботами о семье и хлебе насущном. Он существует тут в жёстком рабочем ритме. Каждую неделю он готовит с учениками новую кантату, которую нужно было почти одновременно исполнить в двух главных соборах города, во время воскресной службы. Приходилось и со своим хором шествовать за катафалком, во время похорон или петь на свадьбах. Конечно, хор принимал участие во всех городских празднествах, а Бах дополнительно взялся за руководство студенческим кружком Collegium musicum. Он был везде, где звучит музыка. С распространением кофе в городе появляются кофейни, и Бах выступает там тоже. Были и семейные проблемы. Первенец Магдалены Готфрид Генрих был слабоумным. Болели и умирали другие дети. Доставлял массу хлопот беспутный Бернгард. Но несмотря на это, он продолжал сочинять всё новые и новые произведения. Часто выступал в Дрездене и даже получил звание придворного королевского композитора.

Но мир живёт по иным законам. В 1740г. начинается прусско –саксонская война. Бах в смятении: ведь его сын Фридеман служит при Саксонском королевском дворе, а Эммануэль при Прусском. Правда на жизни Лейпцига война почти не отразилась. В конечном итоге город выплатит контрибуцию, а победители реквизируют в городе запасы продовольствия. А Бах отправляктся в гости к своему сыну в Потсдам, где был с радостью и помпой встречен Фридриком Великим. И хотя его игра всех привела в восторг, но никаких шагов за этим не последовало.

А тем временем болезни всё более и более начинают преследовать композитора. Усилились головокружения и боли в голове. Катаракта застилала оба глаза. А тут как-раз в городе объявился английский окулист Тейлор. Его диагноз был прост : предотвратить полную слепоту могла лишь операция . И Иоганн Себастьян решается на нее. Дважды проводит врач операции, и дважды неудачно. После этого Бах уже не поднимается с постели, и июльским вечером 1750 г. уходит из жизни. Похоронили его на кладбище св. Иоанна. Спешили сделать это пораньше утром, поскольку на этот день был назначен крестный ход , в котором был задействован его хор. Жизнь продолжалась, появлялись новые дела и проблемы и о старом канторе вскоре забыли, а могила его затерялась. Её случайно обнаружили в 1894г., а в 1900 останки перезахоронили. Ныне они находятся в Томаскирхе, куда были перенесены после последней войны. Аналогичная судьба постигла и его музыкальные труды. Они оказались забыты и невостребованы. Лишь немноги специалисты и музыканты отдавали им должное. Но вот в 1802 г. Иоганн Николай Форкель, опубликовал его биографию, чем подстегнул интерес к его музыке. Всё больше и больше людей открывали для себя его музыку. Но настоящее её возрождение началось с исполнения «Страстей по Матфею» в 1829 г., организованное Феликсом Мендельсоном. В последующие годы он продолжил работу по популяризации Баха и был инициатором возведения первого памятника композитора. Вскоре было основано Баховское общество, целью которого был сбор, изучение и распространение его произведений. И лишь 20 век всё расставил на свои места и поднял стяг с именем Баха на недосягаемую высоту.

Как –то шведский кронпринц Фридрих посетил Кассель, где в то время Бах налаживал новый орган. Услышав и увидев его игру, он был настолько поражён виртуозностью исполнения, что тут же снял с пальца перстень с драгоценным камнем и подарил его органисту. Описывая эту историю, К. Беллерман с завистью заметит: "И если он заслужил такой подарок только за ловкость своих ног, что же пожаловал бы ему принц, если бы он призвал на помощь ногам еще и руки?"

В небольших местечках Тюрингии долгое время любили рассказывать истории о том, как в их церковь заходил скромный мужчина, присаживался к органу, и играл столь восхитительные мелодии, что люди , бросив все дела, спешили послушать эти божественные звуки. А когда он их покидал, то они ещё долго судачили: кто это был? То ли сам Бах приходил играть к ним, то ли это всевышний прислал к ним своего посланника. Потому что больше никто не смог бы извлечь из их старого органа столь дивные звуки. Не менее сельских жителей был восхищён Баховскими произведениями и Людвиг Бетховен. Обыгрывая имя Bach, означающее "ручей", он воскликнул: "Не ручей, а море должно быть имя ему".Огромное, бездонное и безбрежное, вызывающее восторг и восхищение, таящее в себе множество тайн, открытий и загадок, как и музыка великого Иоганна Себастьяна Баха. Пожалуй, лучше И. Бродского об этом не скажешь:

«Каждый пред богом наг.

Жалок, наг и убог.

В каждой музыке Бах,

В каждом из нас Бог.»

 

Перейти на