Deutsch

БОЛЬ.Стихи и проза о войне.

13.08.23 10:52
Re: БОЛЬ.Стихи и проза о войне.
 
legende2018 патриот
legende2018

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО-ОТВЕТ НАВАЛЬНОМУ


Уважаемый Алексей


Я знаю, Вы, скорее всего, никогда не прочтете мое письмо, потому что Вы сидите в ШИЗО в стране ШИЗОфашизма ( и цензура Вам его не пропустит), а я пишу эти строчки у себя дома в свободной Европе. Но тем не менее, так как Вы сочли нужным и нашли возможность в тех нечеловеческих условиях, в которых Вы находитесь, написать по-русски то, что Вы написали (текст « Мои страх и ненависть https://navalny.com/p/6651/ ) и каким-то образом передать это на волю urbi et orbi, то просто из уважения к этому усилию и к той цене, которую Вы добровольно платите за каждое слово (включая те, с которыми я лично никак не могу согласиться), я считаю важным для себя прежде всего не проигнорировать Ваши слова, а ответить на них.


Скажу сразу, я выросла среди самиздата и диссидентских книг, я читала и Буковского, и Щаранского в раннем отрочестве, у друзей моих родителей да и у моих друзей детства проходили обыски. Я с детства знала, в какой стране мне выпало родиться— родители никогда этого от нас, детей, не скрывали. Не скрывали прежде всего историю кровавой революции, расстрела прадеда-философа, отказавшегося сесть на «философский пароход» в 1922 чтоб в 1937 уже лежать с простреленным черепом в овраге среди десятков других убитых НКВД/КГБ/Советской властью в сибирском овраге, а не читать лекции в лучших университетах Европы, которые его ждали. Не скрывали горечи, но даже и какой-то гордости за этот его выбор. А я принимала это десятилетиями как данность. А теперь понимаю всё меньше.


Моя бабушка, его дочь, последовавшая за ним в ссылку в Сибирь и посвятившая всю жизнь его памяти, а с наступлением перестройки — публикации и популяризации его наследия, дожила до ста лет и под конец жизни тем не менее говорила: «отсутствие правды и справедливости— вот, пожалуй, главное в моей жизни». Ровесница века советского века (родившаяся в 1916-м), она была для меня связующим звеном времен, образцом стойкости и непритязательности, любознательности и предельно честного отношения к жизни, несмотря на ужас той власти, при которой ей довелось прожить почти свой весь век. Она учила нас не сдаваться даже в мелочах, иногда до смешного: например, она до 90 с чем-то не стояла, не ждала лифта: а всегда ходила вниз по лестнице или эскалатору — чтоб не разбаловать себя.


К чему я это? Мне очень понятно и близко Ваше чувство ненависти к КГБ и отвращения ко всему, чего оно коснулось (а коснулось оно всего строя российской жизни и умов ). Я полностью солидарна с тем, что Вы пишете о люстрации, о том, как легко преследователи инакомыслия вписались и в новую систему, о том, том, как легко и изящно «демократы» послужили питательным бульоном для возвращения к власти все того же ГБ, развратившего и превратившего не сейчас при Путине, а постепенно на протяжении целого века всю страну в один большой нормализованный отчасти самими его обитателями ГУЛАГ. ГУЛАГ царит и в головах. Вы сами пишете об отсутствии правосознания, о допустимости махинаций , Вы не хуже, а куда лучше меня, знаете о жизни по понятиям, а не по закону на всех уровнях, а вовсе не только «там, наверху», и непроведенная судебная реформа лишь частный случай — это тот же ГУЛАГ как образ мира, как главная модель и сетка координат даже для тех, кто, касалось бы, против. Нет ни одной сферы российской жизни, которая не была бы в той или иной мере определена ГУЛАГом. Не была бы создана по его образу и подобию. И Вы прекрасно понимаете, что даже Ваш нынешний статус , и вообще канонизация через тюрьму— даже это —это тоже часть того же лагерного менталитета— при всем моем уважении к политзаключенным и поддержке требованиям немедленного их освобождения.


Лагерный менталитет— это прежде всего главенство принципа «своих», « общака» и прочих уголовных понятий над законом. И мне самой, nel mio piccolo—как говорят итальянцы, не раз приходилось за последние даже месяцы наблюдать и отчасти даже испытывать на себе (пусть речь идеи всего лишь о сетевой модели российского менталитета, но модель вполне впечатляющая) то, о чем Вы пишете: «сейчас, в 23-м году, на фоне репрессий, посадок и войны, у нас по-прежнему лояльность принципам подвергается сомнениям и рассматривается многими как наивная, романтическая и вообще как «белое пальто». Личная лояльность, принадлежность к корпорации, старая дружба расцениваются многими как более важные.»


В отличие от Вас я частный человек, а не политик, и для себя я не готова больше писать «у нас», хотя это никак не отменяет моего понимания собственной ответственности. Более того, странным образом, чем глубже и больше я думаю о том, что мне с этим не по пути, чем очевиднее мне в своей собственной идентичности то, что пора было пересмотреть данным давно, тем яснее осознаю свою субъектности и неготовность перекладывать эту ответственность на других , тем ближе мне в речи активные личные формы глаголов , а не безличные и пассивные формы. И при этом я никогда не напишу больше «у нас», потому что я свой частный выбор сделала — и могу лишь повторить вслед за Набоковым, отказавшемся приезжать в послевоенную Германию « не хочу случайно пожать руку убийце». На сегодня в отношении империи под названием «Российская Федерация» для меня это безусловно так.


Но я уважаю другой выбор и другой путь. Поэтому мне близка и Ваша безжалостная честность и ярость по отношению к самому себе, Ваша внутренняя готовность переступить через собственные заблуждения и увидеть своих прежних кумиров и лидеров Вашей (и моей) юности в совсем ином свете. Пересмотреть непростительные ошибки наших 90х , когда исторический шанс был упущен не только алчностью, но именно нежеланием демонтировать агрессивно-имперскую сущность своей идентичности, отречься и навсегда похоронить прошлое. Когда не только не было люстрации, но даже на уровне повседневности советские артефакты кажутся забавными, мороженое самым вкусным, «песни о главном» вперемешку с шансоном вызывают прилив ностальгии, в адресах продолжают как ни в чем не бывало звучать «ленинские проспекты», а лучшие учебные заведения спокойно называются Вышками.


Буквально вчера прочла интервью студента -востоковеда как раз из«Вышки», «участника СВО»— где в поразительной по своей саморазоблачительной красноречивости рубрике «Вышка для своих» (https://www.hse.ru/our/news/):

неглупый, образованный молодой россиянин не только не стесняется того, что он международный преступник, но, как ни в чем не бывало, цитирует стихотворение Ахматовой «Мужество» для подкрепления своих тезисов. И я с ужасом понимаю, что этот текст выбран не случайно, что «великое русское слово» прекрасно сочетается и даже служит материалом для героизированного исторического вранья о Второй Мировой, точно так же, как и портреты русских писателей на декорациях, маскирующих руины Мариупольского театра— это не просто работа пропаганды, а метафора, символ самой функции русской культуры в обществе. Пропаганда ничего не придумывает и не создает из ничего, она просто эксплуатирует имеющийся материал: этот материал то самое непроработанное имперское сознание и прошлое, которое пока не будет осознано и осуждено, будет служить подспорьем агрессии и бесконечно переплавлять «великую» русскую культуру в очередную «великую»и/или «специальную войну.


Я всегда исхожу из презумпции искренности. Возможно, это ошибка. И поэтому я не понимаю, искренне не понимаю, как Вы, будучи умным и умеющим учиться человеком, умеющим извиняться (я помню Ваше письмо о Грузии, хотя при этом, к сожалению, не помню никаких аналогичных писем о «бутерброде» ), иронизировать над собственными предрассудками (помню Ваш пост о феминитивах и о том, как Вы, поняли, что заблуждались в своем надменном отношении к феминизму и как, Вы, оказавшись уже в колонии и работая в швейном цехе не только боролись за свои права и права других заключенных, но и попутно неожиданно обнаружили отсутствие «маскулитива» для слова «швея» —и это послужило поводом для пересмотра своих взглядов на вопрос и предмет)— так вот, я не могу поверить, что человек Вашего мужества и верности своим принципам и приназначению (опять-таки, в отличие от многих Ваших оппонентов я могу понять Вашу оптику и логику возвращения даже за решетку с точки зрения не моей, а именно внутренней логики Вашего пути), может иметь почти десятилетнее слепое пятно размером с целую войну и целую соседнюю страну, где сейчас, прямо сейчас, пока Вы сидите в ШИЗО, а я за своим письменным столом в самом прекрасном городе Европы— (и,да, разница огромна , но одновременно эта разница ничтожна потому что мы с Вами оба пока что живы ) —наши с Вами бывшие или нынешние соотечественники, россияне, на которых Вы возлагаете Ваши упования, к которым Вы обращаетесь, не просто воруют и мародерствуют, не просто обманывают, не просто нарушают все международные нормы, а убивают ровесников Ваших детей, насилуют, расстреливают, издеваются, пытают людей на оккупированых территориях суверенного государства— и Вам, как юристу человеку, знакомому на собственном богатом опыте с российским произволом, не нужно объяснять, что такое пытки, беззаконие и беспредельная жестокость.


Вы свой путь выбирали. Выбирали как политик, зная, что Вас уже пытались и будут пытаться убить дальше. Это Ваше призвание и его реализация. Тысячи и тысячи героически сопротивляющихся и отстаивающие своей кровью свою свободу украинцев —не выбирали, им просто не оставили выбора, несмотря на то, что в отличие от россиян, это граждане свободного независимого государства, уже давно выбравшие свой путь. Это не Ваша мирная метафора : коза на капустном складе. Это одичавший от безнаказанности бешеный шакал. Россия опять и опять вынуждает людей другой страны к смертельной схватке по отстаиванию того, что им причитается по праву (жизни, свободы, демократии, европейского пути и ценностей), людей, которые вообще не имеют и давно не хотят иметь к России, ее метаниям и историческим страданиям никакого отношения.


Не Путин и даже не Мишустин убивают украинцев. Это делает русский народ, россияне. Россияне ежедневно участвуют в длинных кровавых пищевых цепочках войны — от программиста до наводчика, от учительницы на уроках о главном или преподавателей псевдоистории до тех, кто, вроде бы, против нынешней власти, но для кого эта война не повод отказаться от привычного образа жертвы-режима и имперских координат и даже сейчас оплакивать прекрасную-Россию-будущего-которую-мы-потеряли, видеть только себя и поклоняться своему иконостасу мучеников, где нахождение за решеткой само по себе шаг к беатификации, но в упор не замечать Украины , не признавать своей ответственности за преступления прошлого, не только не покаяться за бомбежки Грозного (не случайно чеченских войн в Ваших перечислениях прегрешений и ошибок Ельцина и Ко нет вообще), а продолжать распространять расхожие мифы литературы и пропаганды о «злых чеченцах» , упоминать запросто «Среднюю Азию» как уничижительное нарицательное ( «Это не с Путиным в 2011-м, а с Ельциным, Чубайсом, олигархами и всей комсомольско-партийной бандой, называвшей себя «демократами», мы в 1994-м пошли не в Европу, а в Среднюю Азию») и продолжать ездить туристами в оккупированную российскими войсками Грузию покушать хинкали. Вы с уважением отзываетесь о работе по построению демократии в Эстонии или Литве и приводите уровень зарплат, но тут же в соседней фразе спокойно пишете про Среднюю Азию (к тому же, повторю, память Вас подводит— пошли мы вовсе не в Среднюю Азию, а на Кавказ с оружием, танками и бомбами) И вообще Вы уверены, что граждане, например, того же Казахстана обязаны и дальше выслушивать подобные метафоры? Но в одном Вы правы: цель никогда не оправдывает средства. В том числе и политические цели ваших соратников не оправдывают игнорирование главного преступления россиян, творимого ежедневно в прямом эфире на наших глазах. И то, что слово Украина не звучит в Вашем тексте — печальный и наглядный симптом. Даже, если Вы отрезаны от средств связи и информации, Ваш политический опыт и знание официальной пропаганды и умение читать между строк, думаю, вполне позволяют Вам составить представление о происходящем даже если до Вас доходит только официальная пресса.


Быть vs иметь. Как человек Вы поставили на первое— Вы вернулись , чтобы уважать себя, чтобы бросить вызов своим врагам лицом к лицу, чтобы быть собой вопреки, потеряв всё, чем могла бы Вас и Вашу семью обеспечить спокойная жизнь в Германии, но при этом парадоксальным образом вся Ваша политическая риторика даже сейчас опирается не на экзистенциальное «быть» а прежде всего на «иметь». Коррупция по-прежнему стоит во главе Ваших рассуждений, а виллы «Тани и Вали» являются мерилом демократического провала. Но «сейчас идет совсем другая драма». Это цивилизационный разлом, и в нем «иметь» представляют варвары, а цивилизация отстаивает право на «быть».


Вы говорите : россиян вынуждают, они не хотят этой войны. Тогда где массовый саботаж?Вопреки вашим расследованиям о коррупции, машина продолжает работать. И останется лишь сожалеть, что Золотов , Шойгу или другие армейские начальники не наворовали больше. Настолько, чтоб эти ракеты вообще никуда не полетели бы. Представьте на одну долю секунды Вашу Дашу или Захара, прижимающегося в последнем ужасе к Вашей жене Юле, погребенного под обломками собственного лома, куда прилетела ракета, запущенная таким «вынужденным». Вряд ли внутренний мир нажавшего на смертельную кнопку, степень его собственного страха, вопросы коррупции или поддержки или не поддержки Путина будет Вас интересовать. С момента пуска это перестает иметь значения.


Я понимаю Вашу ненависть. Ненависть — чистое и благородное чувство перед лицом жестокости и несправедливости. Но я бы не стала тратить ее не то, что на махинации Венедиктова и на подобных скользко-гибридных персонажей. Ненависть— это то, что испытываешь, когда видишь в кадре молодое прекрасное лицо поющей 19-летней девушки и понимаешь, что ее больше нет, потому что есть Россия. Ненависть это то, что испытываешь, когда читаешь и слушаешь свидетельства врача, вернувшегося из российского плена — он тоже сидел в колонии как Вы. Ненависть, это когда отец держит за руку убитого сына, ненависть — это лежащий рядом со своим велосипедом житель дачного поселка, это связанные за спиной руки, исковерканные тела, это когда из-под пластика вытянута женская рука с маникюром, которая никогда не разожмет пальцы, ненависть — это вой собаки на затопленной деревенской улице после взрыва Каховской ГЭС… Ненависть это …. И дальше череда имен и прекрасных юных и старых лиц в траурных рамках, кадров, событий, преступлений, которых не было бы, распорядись Российская Федерация своим историческим шансом иначе. А попросту доверши она собственный распад как империи. И здесь мы расходимся окончательно : второго у этого злокачественного образования в его нынешнем виде даже при смене власти не будет. Не может быть по определению. Не должно быть.


И я позволю поэтому переделать последний абзац Вашего текста:


«Только когда подавляющее большинство , в российской оппозиции будет состоять из тех, кто ни при каких условиях не принимает имперства, шовинизма, своего « особого» пути и «величия» будут готовы признать и нести ответственность за тысячи и и десятки и сотни тысяч неповторимых жизней людей, убитых в актах российской агрессии — только тогда, но никак не раньше они же не будут принимать поддельные выборы, неправильный суд и коррупцию, — и только тогда мы сможем правильно распорядиться шансом, который скорее всего не выпадет вновь, но если выпадет, то точно не нынешней России , а достанется по праву новым отдельным субъектам, суверенным странам на месте империи, которым всё равно придется работать со своим прошлым так, чтобы никто году этак в 2055-м не читал в ШИЗО книгу Щаранского, умалчивая о геноцидальной имперской войне, ведущейся и нашим именем, думая: надо же, всё как у меня.» (оригинал тут: https://navalny.com/p/6651/)


С пожеланием свободы и долгих лет жизни,


Уважающая Вас как отважного, верного себе и своим принципам человека, солидарная с Вами как с политзаключенным и жертвой произвола, но не поддерживающая Ваши имперские идеи и Вас как политика,


К.Марголис

Все свои поступки совершай только в гармонии со своей совестью.
 

Перейти на