Преступная война России против Украины
23 июня ровно в четыре часа в телефоне опять сирена, а в Киеве и других украинских городах снова летят шахеды и ракеты. Киевская область. Повреждены 6 многоэтажек, более 20 частных домов, АЗС, аптеки, предприятия, админздание и 3 автомобиля. Последствия еще уточняются.
Накануне 22 июня россияне разбомбили жилой дом в Харькове. Там 3 погибших и 56 раненых: 6 человек в тяжелом состоянии, — среди них дети.
Каждое такое видео пронзает заново предельной повседневностью и оттого сюрреальностью. Солнечный летний день, доля секунды…. и оборванные единственные жизни и воронка в жизнях десятков родных и друзей вокруг на всю оставшуюся им жизнь. …Вот женщина выходит из подъезжавшего к остановке троллейбуса. Ее убивает на месте. Убивает российская ракета. Российскими руками спроектированная, сделанная, наведенная и выпущенная. Российским пропустительством и равнодушием смазанная и безболезненно, не встречая почти сопротивления, проходящая через всё общество в целом. Именно поэтому коллективно ответственное за каждый пуск. И привыкнуть к этому, быть может, и можно, но совершенно нельзя. Невозможно и преступно.
-Почему русским так трудно пересмотреть что-то, хотя бы признать свои ошибки и извиниться —хотя бы в малом?— спрашивают часто люди других культур.
Им искренне не понятно и не видна долгая история лагерной травмы ,уходящей корнями, в лагерно-сиротский менталитет, где в одном нерасчленимом клубке завязан комплекс недолюбленности и низкой самооценки и от него этого агрессивно навязываемая другим собственного «величия» (ибо именно из-за ощущение собственной никчёмности и отсутствия самоуважения собственное мнение ничего не значит, а внешняя оценка — фактор полной зависимости—а уж великая наша культура или великое наше дело и от этого и мы сами “великие”, в сленге хор.ру псевдоироничное, а на самом деле вполне себе автореферентное «великий» то и дело используется для обозначения «своих» точно так же как Ζ используют его для номинации СВОих). Для травматика, старающегося с детства избежать произвольных репрессрй и выращенных в ноомализации насилия и унижения (шкала и форма—от вербального до физического варьируется в зависимости от социального класса и других факторов, но само присутствие этих двух явлений неизменно) приводит к двоемыслию как основной стратегия выживания, а, значит и моральный релятивизм вплоть до путинского блатного упразднения морали как таковой и уверенности, что так живут все (см. Шаламов) .
Просить же прощения— значит продемострировать уязвимость («слабину»), а главная лагерная заповедь: не верь, не бойся, не проси.
Не высказывай детской радости или удивления:натяни на себя мину все уже видевшего и познавшего- тогда не примут за «лоха».
На основе лагерно-сиротского менталитета стал формироваться «псевдо-современный российский постсоветский человек».
Псевдо-современный, ибо пропустив все стадии гуманистическо-ценностного развития европейской цивилизации, он просто умело снимал сливки, копируя лишь поверхностные атрибуты: комфорт, сервис, велосипедные дорожки, и всё тот же навязший уже в зубах тыквенный латте, и одновременно развитие технологий и достижения цифровой индустрии шли не только и не столько на улучшение качества жизни человека в ее глубинном смысле, а ему на потребу— от рабского сервиса Яндекс-Еда (да, со стыдом признаюсь, приезжая в Москву, я тоже им пользовалась и похваливала удобство московской жизни, совершенно не давая себе до поры до времени труда задуматься о его социальной подоплёке) вплоть до нынешней системы распознавания лиц для слежки и репрессий, заботливо выращенных на удобстве Госуслуг и собянинских эффективных инновационных “служб одного окна”.
Помню, как не уставала удивляться и ужасаться на фоне ужасов Бучи, Мариуполя, Ирпеня стонам .ру о страданиях от санкций, о банковских карточках, сервисах и том “что главная беда — уход Storytell из России» (известная православная писательница, удобно живущая между США и РФ) или ожидания «возвращения брендов «— директор модного литературного музея« в СПБ, а на самом деле ловкач, делец и пропутинский (ну, ок баллотировавшийся от партии Жириновского) жук.
Сегодня он выпускает «мерч», как это принято называть у модных.ру (Какой же медведь должен был отдавить чувство языка и родную речь, чтобы «мерч» не слышать даже фонетически отрицательных коннотаций: «смерч», «смерть», «мер-зость».)
Мерч этот— идеальная проекция того самого лагерного менталитета: телогрейка с портретом поэта. Носите на здоровье, дорогие носители имперско-лагерного сознания. Да пребудет с вами Гулаг и дальше, только не надо его проецировать на весь мир. У вас же есть по периметру территории и сознания колючая проволока. А внутри нее бушует праздник жизни.
(Мерч на костях Навального выпускает и ФБК. )
Новости же культурной столицы сногсшибательны: https://www.facebook.com/share/qngVFPCwCxBzAJAL/?mibextid=WC7FNe
Как символично смотрится этот ряд мертвых утиных туш на фоне современной светско-литературной жизни «культурной столицы». (Как не вспомнить пьесу Ибсена «Дикая утка»).
Читаем комментарии— найти это чудесное место несложно:
«Полторы комнаты, соседняя дверь с концом прекрасной эпохи, бывший подвал». Давно я не слышала более точной метафоры адреса русской культуры.
Комментарии все упоительны. И невдомек им там всем— включая интеллектуалов-эмигрантов, которые постят и рекламируют эти инициативы, что помимо полного этического провала это еще просто чудовищная пошлость. Провал эстетический. Бездна без дна.
Но именно в этих модных заведениях и неизбывного стремления к «красивой жизни» и зарыт ключ от шахты бездонного падения современных хор.ру в шахту, старательно вырытую для них их же равнодушием и а-, точнее вне-моральностью.
Повторюсь, это стало особенно заметно в ковид. Когда внешняя оболочка существования так разительно оказалась именно россиянам ценней самой жизни. Своей, чужой—не важно даже — травма расстройства привязанности и обесценивания любой жизни распространяется : пока цивилизованный мир сидел на локдаунах в ожидании вакцин, столичные россияне ходили по театрам и ресторанам, а задыхающиеся в реанимациях их соотечественники волновали их так же мало как сегодняшние гробы.
Именно тогда стало очевидно восприятие Европы как удобного курорта с культурной программой и кофе на красивых площадях, но не более того.
Конечно, удобства существования внутри цивилизации, а не вне ее бесспорны. Но понимания того, что цивилизация зиждется на ценностях, как не было, так и нет. И за эти ценности дорого заплачено — это длинный цивилизационный путь (разумеется, с ошибками, провалами, их исправлениями— как говорил Умберто Эко— даже река на поворотах может на каком-то отрезке, как будто, течь в оьратную сторону)— но тем не менеее глобального стратегического выбора приоритета человека, прав и права, свобод и ограничений, построения гражданского общества, солидарности и ответственности и отказа от дискриминации, насилия, бесправия.
И вот сегодня они заново осмелевшие и обнаглевшие лезут отовсюду, тихо вздыхают и открывают «Китайские утки», обсуждают меню на трупах, обвиняют принявшие из страны в национализме и недостаточном внимании кс русской культуре, или же скорбно гадают по томику Бродского.
Лучше всего этих «новых тихих».ру описал вчера Евгений Юрьев
Не буду утомлять вас подробностями. Они тут: https://www.facebook.com/share/p/aPeQAH85Yct6Gatd/?
Молчание обеспеченных холеных телеведущих (про бездарного и безвкусного имперца у меня отдельное мнение еще довоенных лет) разъезжающих туда-сюда по миру и выбравших комфорт жизни в привычном фашистком государстве вместа риска эмиграции и обнуления своего социального капитала— лично я глубоко презираю и считаю соучастием и молчаливыми проводниками зла. Многих их зрителей, которые этих возможностей не имеют— очень сочувствую и их молчание куда понятнее и человечнее. А эти сытые и холеные подлецы еще и устроили слезливое шоу вокруг себя любимых, пока в Украину летят российские ракеты.
И лишь отдельные достойные, предпочтя не «терпеть, чего терпеть без подлости не можно», гниют в тюрьмах и лагерях. Но и их активно инструментализируют для собственной апологетики все та же партия «китайской утки» . Недаром именно политзаключённые превращены в щит и меч хор.ру, которым они пробивают свою неподсудность, безответственность, а то и гранты и проекты— мол, это «другая россия»-«моя россия сидит в тюрьме « и пр. Хочется задать вопрос: а где она находится и какое вы к ней имеете отношение и как именно ваша «другая» россия, сидящая в тюрьме, хотя вы-то как раз впрлне себе преуспеваете на свободе и даже катаетесь по обе стороны колючки, сейчас помогает Украине победить недругую?
Нет, я не верю в резкое пробуждение совести , когда даже органа для неё не развито десятилетиями. Не верю уже и в покаяние. Читаю лучших и прихожу в отчаяние и удивляюсь, что еще способна удивляться.
But I have a dream .
Год назад уже писала о нем: хорошо бы, принимающие решения об очередных санкциях смогли бы увидеть big picture. И осознать простую вещь:,чтобы хотя бы внешне вернуться в лоно цивилизации даже на уровне пользования ее удобствами и благами — от Storytell до ApplePay россиянам (не только населению территории, но и диаспоре)необходимо пройти долгий путь.
Подобный сдачи экзамена на водительские права. Без знания правил дорожного движения и умения управлять автомобилем, соблюдая их никто не может выехать на дорогу : это опасно для окружающих и для самого субъекта. Получение прав — в обоих смыслах — не дискриминация, а выбор. (Кто не хочет, может, конечно, оставаться и есть лаптем дугинские щи, но тогда он точно будет хотя бы технологически лишен возможности производить ракеты. )
Я вижу одну из возможностей программы дерашизации в будущем в том числе и через получение прав доступа к онлайн благам и комфорту цивилизации.
В обязательную онлайн-программу должен входить:
a) теоретическая часть: история России, имперства и колониализма, признаки рашизма, языковые и ситуационные тренинги на неприемлемость определенных слов, выражений и бытовых проявлений шовинизма.
b) “налет часов”: обязательная многочасовая программа просмотров фильмов, материалов, интервью и свидетельств чудовищных преступлений России и россиян в Украине
c) непременное подписание декларации об отказе от рашизма и имперской идеологии, осуждении войны и агрессии и пр как условие путешествий и получения виз (собственно нечто похожее предлагал тогда Каспаров, когда ру дружно смеялись по поводу “паспорта хороших русских”, о котором теперь могут только мечтать и недаром Шульман и Ко в Брюсселе хлопотала о выделении омбудсмена по делам и правам притесняемых россиян за границей).
d) последующий тест на усвоение материала и деколонизацию сознания(,как сдача на “права”) для получения кодов доступа к любому сервису.
Я бы первая прошла такую тестовую программу.
Каждое из этих условий необходимо и даже их комплекс не достаточен. Он не произведет метанойи и не обратит умы и души к покаянию. Естественно, бездны российского цинизма и приспособленчества, взращенного поколениями травматического двоемыслия, равнодушия, страха и моральных искажений так просто не исправить и не излечить.
Но сделать рашизм и имперство социально неприемлемыми и попросту неудобными —тоже важный шаг.
Сделать же доступ хотя бы к удобствам и сервисам цифровой цивилизации недоступным для варваров— просто рационально необходимый шаг безопасности(собственно, на днях в США наконец запретили использовать любой софт «Лаборатории Касперского» в гос.учреждениях и настоятельно рекомендовали частным и корпоративным подьзователям тоже отказаться от любого российского программного обеспечения, с помощью которого, с большой вероятностью, собирались данные и внедрялись вирусные шпионские программы).
Для внедрения этого простого и технологичкски не привязанного к территории плана—не нужно плана Маршалоа. Не нужно войск и внешней оккупации. Не нужно делить Москву на сектора. Не нужно интервенции. Всё можно сделать технологично и удаленно.
22 июня ровно в 4 часа…
Вчера из Киева— просто пошли полюбоваться Днепром— «Трохи забулися, Дніпро течією уніс сум.
Повернулися до інтернету - Харьків. Знову будинок. Загиблі.
Як збирати себе? Попереду ще роки війни...»
Это не должны быть годы. Этого нельзя допустить.
Уже сегодня можно и нужно делать что-то ежедневные — чтобы нiколи знову— стало не историческим лозунгом, а политической и человеческой реальностью.
Never again
Plus jamais
Nie wieder
Mai più
Больше никогда
На всех языках.
Как утреннее и вечернее правило.
Как столп цивилизации.
Как обет самим себе и гарантии мира и миру.
22 июня ровно в 4 часа…
Нельзя забывать, что именно случилось в тот день. Пора исправлять цивилизованные ошибки. Объединение с «самим чертом» тогда выпустило черта из коробки сейчас.
И потому сейчас надо изо всех сил поддерживать тех, кто защищает цивилизацию от варварства. Они герои, но они тоже живые люди. Нужно сделать всё возможное, чтобы они остались живыми, ибо только в этом случае будет жив наш мир в обоих смыслах этого слова.
Катя Марголис