Deutsch

Молитвослов с пояснениями.

25.01.08 14:31
Re: Молитвослов с пояснениями.
 
Васильевна свой человек
в ответ Васильевна 25.01.08 09:30, Последний раз изменено 28.01.08 12:35 (Васильевна)
Псалом 50
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.
Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти.
Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.
Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся.
Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя.
Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя.
Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.
Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей.
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.
Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.
Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
по велицей милости - по безпредельной милости, т.к. и грехи мои безпредельны.
Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.
Наипаче - особенно, преимущественно, многократно.
выну - всегда, постоянно.
Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти.
Тебе Единому - Тебе Одному, именно Тебе.
яко да оправдишися во словесех Твоих - так что Ты будешь праведен в приговоре Твоем.
победиши внегда судити Ти - победишь, когда Ты будешь меня судить (одержишь победу в суде надо мною).

Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
Се бо - ибо вот (вводные слова, обычно не переводятся).
в беззакониях - по святоотеческому толкованию под беззакониями здесь разумеется унаследованная от прародителей тленная
( т.е. подверженная смерти) природа, с которой сопряжено множество грехов, беззаконий. О том же говорится и дальше.
во гресех роди - в грехах родила.
Роди - букв. страстно возжелала (и в евр. оригинале, и в греч. переводе).

Се бо,истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.
истину возлюбил еси - (Ты) любишь истину.
безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси - неизреченные тайны Промысла Твоего открываешь мне.
Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся.
Окропиши мя иссопом - окропи меня иссопом.
Иссоп - душистый полукустарник с розовыми, белыми или голубыми цветами.
Прутики его, связанные в пучок, использовались для окропления.
Ими кропили прокаженных для очищения их болезни.
Давид говорит об окроплении своей души.
Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя.
Слуху моему даси - букв. сделай так, чтобы я услышал, возгласи во мне (радость о моем помиловании).
возрадуются кости смиренныя - здесь: да укрепятся вновь кости сокрушенные,
т.е. душа удрученная, подавленная (злостраданием).

Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Сердце чисто созижди - очисти сердце мое, (падшую) мою душу восстанови в первоначальной красоте.
обнови во утробе моей - возобнови внутри меня, во мне.
дух прав - дух правильный, справедливый, правдивый, верный.
Ср. И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них (Иез.11,19).
Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя.
Воздаждь - верни, дай.
владычним - владычествующим, способным предводительствовать мною, вести меня.
Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.
Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей.
от кровей - возможно, речь идет о пролитой крови Урии, а также о Божией каре по ветхозаветному закону за неправедно пролитую кровь.
Так Ною Бог говорит: (Быт.9,6):
Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию.
Боже спасения моего - Боже, Спаситель мой.
возрадуется язык мой правде Твоей - да в радости поведает язык мой о правде и милости Твоей.
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою - Господи, открой уста мои, и уста мои будут прославлять Тебя.
Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.
Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо - если бы Тебе угодны были жертвы (безсловестных животных, которые законом повелевалось приносить), то я, конечно, принес бы их (Тебе).
всесожжения не благоволиши - (но Ты) таких жертв не принимаешь или они стали уже не так благоугодны Тебе
(хотя всесожжения считались выше других жертвоприношений).
Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит - от души сокрушенной и смиренной Бог не отвращается.
Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.
Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона - благотвори, Господи, по благотворени. Твоему, Сиону.
Здесь Давид, пророчествуя, просит о возобновлении Иерусалима после Вавилонского плена.
да созиждутся стены Иерусалимския - да будут построены стены Иерусалима, разрушенные вавилонянами.
Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.
Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая - тогда Ты примешь правильную жертву, которую иудеям можно было приносить только в Иерусалимском храме.
Возношение - приносимая в жертву часть животного.
всесожигаемая - все тело.
тогда возложат на oлтарь Твой тельцы - тогда иудеи принесут жертву всесожжения.
В ветхозаветном храме было два алтаря: для жертвоприношений (жертвенник) и алтарь кадильный (Лк.1,11).
Здесь имеется ввиду жертвенник.
По толкованию свв. отцов последние строки псалма - это пророчество о Жертве Христовой, Христианской Церкви и Евхаристии.
50-й псалом представляет собой покаянную молитву царя Давида, написанную после того, как к нему пришел пророк Нафан
и обличил его в содеянных преступлениях: подстроенной им смерти в бою воина Урия и прелюбодеянии с его женой Вирсавией.
По глубине покаяния и по силе выраженного в нем смирения 50-й псалом превосходит, быть может,
все остальные. Он входит в состав малого повечерия, полунощницы, третьего часа, утренних молитв,
последования ко святому Причащению и др.
 

Перейти на