Deutsch

Реформы патриарха Никона

08.02.08 01:39
Re: Реформы патриарха Никона
 
Jascha знакомое лицо
Jascha
Интересная статья.
Сначала для себя и для всех - общая информация о Его Святейшестве Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Никоне
Патриа́рх Ни́кон (мирское имя - Ники́та Ми́нин (Минов), 7 мая 1605 - 17/27 августа 1681) - шестой Патриарх Московский и всея Руси, имевший также титул Великого Государя. Полный титул усвояемый себе Никоном: Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств патриарх.
Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Никон http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/3/3a/Nikon_Patriarh.jpg
Родился в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода (в настоящее время - Перевозский район Нижегородской области.)
Был послушником, стал священником в соседнем селе (1626), а впоследствии в Москве.
После смерти детей и пострига жены, в 1635 году Никита, 30-и лет, тоже принял постриг с именем ╚Никон╩ в Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Вступив в конфликт с начальным старцем скита Елеазаром Анзерским, покинул скит и был принят в Кожеозерский монастырь, в который в качестве вклада внёс свои богослужебные книги. В 1643 году был избран игуменом монастыря. В 1646 году отправился в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу; произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу - посвятить его в архимандрита Новоспасского монастыря.
Став во главе братии Новоспасской обители, Никон вошёл в состав неформального кружка духовных и светских лиц, который профессор Н.Ф. Каптерев называет кружком ╚ревнителей благочестия╩. Главные идеологи этой группы - духовник Алексея Михайловича протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьевич, боярин Ф.М. Ртищев и протопоп Казанского собора Иоанн Неронов - ставили перед собою и своими сподвижниками задачу оживления религиозно-церковной жизни в Московском государстве, улучшения нравственности как населения, так и духовенства, насаждения просвещения. Вводилась забытая в Москве практика церковной проповеди с амвона, ╚единогласие╩ в богослужении, большое внимание уделялось исправлению переводов богослужебных книг.
Начал ездить к царю во дворец каждую пятницу для бесед и совета не только по духовным делам, но и государственным.
11 марта 1649 был возведён в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого Патриархом Иерусалимским Паисием, бывшим тогда в Москве.
Патриаршество
15 апреля 1652, в Великий четверг, умер Патриарх Иосиф. ╚Ревнители╩ предложили сан патриарха Стефану Вонифатьевичу, но тот отказался, видимо, понимая, кого хотел видеть на патриаршем престоле Алексей Михайлович. В начале июля 1652 в Москву были доставлены мощи св. митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря - инициатором перенесения мощей в столицу был Новогородский митрополит Никон, который получает предложение царя Алексея Михайловича о замещении патриаршего престола перед гробницею святителя.
Никон согласился принять предложение лишь после обещания царя не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись ╚послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго╩.
25 июля 1652 был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских.
Реформаторская деятельность
Многие годы собиравший греческие и византийские тексты и серьёзно участвовавший в обсуждениях ╚Кружка ревнителей благочестия╩ (в который входил также и протопоп Аввакум), Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими.
Перед Великим Постом 1653 Никон предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами, что процедурно было не вполне корректно, ибо двоеперстие в Русской Церкви было определено актом Стоглавого Собора 1551. Далее Никон опирался на авторитет соборов и мнение восточных патриархов. Собор 1654 положил начало делу согласования московских книг с греческими. Определения сего Собора были рассмотрены и утверждены на Константинопольском Соборе того же года под председательством Патриаха Паисия. Укореннённость как в народе, так и среди значительной части священства мнения о ╚превосходстве╩ русского благочестия над греческим, а московского - над киевским, которая появилась в Северо-Восточной Руси после падения Константинополя, ополячивания Литвы и покорения Литвою Киева (╚Москва - Третий Рим╩), а также резкость самих реформаторов привели к расколу Русской Церкви на сторонников Никона (╚никониан╩) и его противников (╚раскольников╩, или ╚старообрядцев╩), одним из лидеров которых стал Аввакум. Аввакум считал, что старые русские книги лучше отражают православную веру. Никон же в значительной мере руководствовался политическими соображениями: его заветной мечтой было овладение Константинополем и служба в Святой Софии в сослужении Вселенского Патриарха.
Размолвка с царём
Никон играл большую роль в делах государственного управления; а во время войн с Польшей (1654-1667) и длительного отсутствия царя становился де-факто во главе правительства. Вкупе с его крайним честолюбием и эмоциональной несдержанностью, такое положение вскоре вызвало недовольство как бояр, так и многих духовных лиц.
Никон, в свою очередь, выражал крайнее неудовольствие некоторыми положениями Соборного Уложения 1649, в особености деятельностью Монастырского Приказа, умалявшего, по его мнению, статус духовенства и лишавшего его контроля над доходами от монастырских вотчин.
Охлаждение отношений между царём и патриархом привело Никона к самовольному оставлению кафедры 10 июля 1658: он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который (наряду с Крестным и Иверским монастырями) сам основал в 1656 и имел в своей личной собственности.
Опала и низложение
В 1660 на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; однако суд не состоялся, так как дело, по совету Епифания Славинецкого и Игнатия Иовлевича, было решено передать на суд восточных патриархов. Такое же решение вопроса рекомендовал царю впоследствии и Паисий Лигарид.
Приглашённые ещё в 1662 году патриархи долгое время не находили возможным прибыть в Москву. Наконец, в ноябре 1666 года открылся так называемый Большой Собор с участием двух патриархов: Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. Оба патриарха на тот момент считались лишёнными кафедр решением Собора в Константинополе, но в Москве известие о том получили уже после суда над Никоном.
Идеологическая база и документы Соборов 1666-1667, важнейшим предметом для рассмотрения которых было окончательное осуждение неприемлющих ╚никонианских╩ богослужебных реформ, разрабатывались Симеоном Полоцким, Паисием Лигаридом и архимандритом Афонского Иверского монастыря Дионисием, проживавшим в Москве с 1655 по 1669.
12 декабря 1666 состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря. Царь не пришёл на заседание Собора. Никон был лишён сана и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь; по смерти Алексея Михайловича был переведён под более жестокий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.
Смерть и посмертная судьба
В 1681 Никону, тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа близ Ярославля.
Царь Фёдор Алексеевич, настоял на отпевании Никона как патриарха, несмотря на протесты Иоакима.
Был погребён в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского монастыря; Фёдор Алексеевич сам со слезами читал над ним ╚Апостол╩ и 17-ю кафизму и неоднократно целовал его десницу.
В 1682 Фёдор Алексеевич, невзирая на сопротивление Иоакима и значительные издержки, исходатайствовал у восточных патриархов разрешительные грамоты. В них повелевалось причислить Никона к лику патриархов и поминать в таком звании открыто.
Разное
5 августа 2006 года в Саранске открыт и освящён патриархом Алексием II памятник Никону.
Православное общение├ ...не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире 1 Ин (4,1)
☦ Православное общение☦..не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире 1Ин 4...
 

Перейти на