Deutsch

Знаете ли вы, что -

11.02.08 01:41
Знаете ли вы, что -
 
Von Stierlitz завсегдатай
Von Stierlitz
По преданию, Владимирская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой, на Русь попала из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского Патриарха Луки Хризоверха...
Владимирская икона Божией Матери, XII в. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/1/14/Vladimirskaya_ikona.jpg
Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери - чудотворная икона Богородицы, написанная, по преданию, евангелистом Лукой. Одна из самых чтимых реликвий православной церкви и русского государства. Являлась регалией великокняжеской и царской власти.
Cогласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в 5 в. н.э. при императоре Феодосии.
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Сбежав с Вышгорода на север, князь Андрей Боголюбский перевёз икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 г., где она хранилась в Успенском соборе.
Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя . На месте ╚сретения╩ (встречи) москвичами Владимирской иконы до сих пор находится улица Сретенка и основан Сретенский монастырь. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено, как заступничество Богородицы.
Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 (стояние на реке Угре).
В память об этих чудесах Православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:
* 21 мая (3 июня по н. ст. - избавление от Махмет-Гирея)
* 23 июня (6 июля - избавление от Ахмета)
* 26 августа (8 сентября - сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана).
Икона стояла прежде в Успенском соборе московского Кремля, по левую сторону царских врат иконостаса. Риза на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (конфискована большевиками).
В 1918 году ее изъяли из собора, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (Инв. ╧ 14243). Сейчас находится в церкви Николы в Толмачах (храме-музее), что при Третьяковской галереи.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/3/35/Vladimirskaya_ikona_2.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/d/d7/Vladimirskaya_ikona_3.jpg
* Cогласно традиции считается, что икона написана апостолом Лукой.
* Как гласит предание, доска, на которой она изображена, взята от того стола, который находился в жилище Иосифа и Марии в детские годы Иисуса Христа.
* Существует легенда, по которой в декабре 1941 года по непосредственному приказу Сталина был совершён облёт Москвы самолётом с Владимирской иконой (аналог крестного хода вокруг стен города).
╚Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы╩ http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/2/21/Evangelist_Luka_pishustchiy_ikonu....
Престол и орудия страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/6/69/Prestol_ugotovanny.jpg
На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV в. (времени второй починки иконы). Существуют версии, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон.
Датировка и сохранность
По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе. Первоначальный размер иконы 78x55 см. Позже были нарощены поля. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза:
1. в первой половине XIII века,
2. в начале XV столетия,
3. в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля,
4. и перед коронацией Николая II в 1895≈1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым.
Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.
Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты:
╚К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона╩.
Схема-картограмма фрагментов разновременных слоев живописи иконы ╚Богоматерь Владимирская╩ позволяет увидеть эти записи.
Реставрация под руководством Игоря Грабаря в 1919 г. сняла поздние поновления, оставив их только там, где первоначального красочного слоя вообще не сохранилось.
С Владимирской иконы часто писались списки, часть которых получили особые именования.
Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы:
* Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь, ныне в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва)
* Владимирская-Селигерская икона (принесена на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.)
* Владимирская-Заоникиевская (из Заоникеевского монастыря)
* Оранская Владимирская
* Красногорская (Черногорская) Владимирская
* Стихиры на праздник сретения Владимирской иконы в Москве 23 июля 1480 года сочинил сам царь Иван Грозный.
* Фрагмент Владимирской иконы (глаз и нос) в 1989 г. взяла в качестве логотипа американская кинокомпания Icon Productions, принадлежащая Мелу Гибсону. В число фильмов, выпущенных студией, входят фильмы ╚Страсти Христовы╩ и ╚Анна Каренина╩.
Standartenführer Stierlitz
 

Перейти на