Deutsch
Germany.ruГруппы → Архив Досок→ Буддийский форум

Тайная передача

22.09.09 20:01
Тайная передача
 
Melnik коренной житель
Melnik
Новости буддизма в современной России и в мире от 2009-09-22
Тайная передача
Елена Леонтьева, глава из диссертации ╚История линии Кагью╩

После ухода Будды его Учение более 300 лет передавалось исключительно в устной форме. Только в I веке до н. э. были составлены первые рукописи. В них вошли, в основном, поучения Первого поворота колеса учения, но не все. Некоторые продолжали передаваться только устно. Как правило, со временем их также записывали и включали в канон. Большинство поучений Махаяны передавались тогда не просто устно, но и тайно √ пока не созревали необходимые условия для того, чтобы они могли быть объявлены многим. Так, тексты сутр ╚Праджняпарамиты╩ (Совершенства мудрости), составляющие наряду с другими великими сутрами основу Махаяны, оставались скрытыми около 500 лет, до появления Нагарджуны (I√II вв.), который открыл эти сокровища людям, разъяснив их смысл и значение.
В середине I тысячелетия буддийский мир стал открывать для себя также тексты тантр. Считается, что тантры были даны самим Буддой Шакьямуни ближайшим ученикам √ среди них чаще всего называют Бодхисаттв Ваджрапани, Ваджрагарбху, царей Сучандру и Индрабодхи. Давались эти поучения в очень необычной обстановке. Оставшись с избранным наедине, Будда принимал форму Йидама, ╚главного персонажа╩ той тантры, которую таким образом передавал. В теле Йидама и в окружении его мандалы он показывал ученику природу ума.
Очевидно до IV√V вв. н. э. тантры передавались устно и тайно. Тантру нельзя изучать и практиковать без специального посвящения, полученного лично от искусного учителя √ человека, который сам в свое время получил эту передачу, практиковал ее и достиг совершенства. Посвящение дается только зрелому, подготовленному ученику √ он должен быть ╚достойным сосудом╩. Кроме того, ученик дает обет не разглашать подробностей посвящения и практики тем, кто такой передачи не получал. Ничего удивительного, что в Индии так долго оставались в секрете и сами тантры, и даже факт их существования. Лишь примерно в V веке о тантрах стали говорить, и со временем они появились также в форме текстов. Вначале распространились так называемые ╚внешние тантры╩, затем √ ╚внутренние╩, т. е. тантры ануттара-йоги. Постепенно тексты и значение тантр стали известны очень широкому кругу людей. Во второй половине I тысячелетия, в эпоху Палов √ последних императоров, которые щедро помогали буддизму, √ тантра превратилась в одну из доминирующих сил духовной жизни Индии.
Что вообще представляет собой тантра? В буддизме этим словом обозначают класс поучений Алмазного пути, передаваемых и в устной, и в письменной форме. Текст тантры часто начинается традиционными словами: ╚Так я слышал однажды╩. Далее следует описание некой истории: например, ученик просит Будду передать ему смысл высших поучений о природе ума. В ответ Будда дает объяснения √ обычно в поэтической, зашифрованной форме, с использованием весьма неожиданных образов и примеров, и наставляет ученика в том, как медитировать, чтобы сказанное ╚проникло в сердце╩. Он учит использовать в практике символы и ритуальные предметы, объясняет значение каналов и центров энергий в теле человека. Порой перед нами разворачивается целая красочная картина удивительного действа с участием множества персонажей, Йидамов и Дакинь, образующих сложную мандалу.
Такие тексты называют ╚коренными╩. Почти каждое слово в них нуждается в истолковании, и потому в буддийской литературе есть обширный свод комментариев к текстам тантр. Но и комментариев, даже самых глубоких и подробных, мало для понимания смысла тантры. Очень важно уяснить, что в Алмазном пути означает ╚полностью понять╩ какое-либо поучение. Это не значит запомнить, объяснить себе и уметь пересказать другим при помощи концепций. Такое знание однажды забудется, как сказал Тилопа, обращаясь к своему ученику Наропе: ╚теория √ что заплатка, она обветшает и отпадет╩.
Для понимания нужно не истолковать себе смысл, а внутренне ╚обрести╩ его √ стать от него неотделимым. Есть три ступени понимания: знание, опыт и полное постижение. Здесь знание есть понимание слов и символов, точное представление, уяснение. Опыт возникает только в результате медитации √ это впитывание воспринимаемой реальности и внутренний отклик на нее в сознании ученика. Наконец, постижение √ это непосредственное и уверенное осознавание подлинной природы.
Тибетское слово ╚Кагью╩ часто переводят как ╚устная преемственность╩. Такое название не означает, что здесь никто не умеет читать и писать: текстовое наследие Кагью не уступает ни в объеме, ни в значении собраниям трудов учителей любых других традиций. Но это слово показывает приоритеты и передает тот дух, на котором здесь строится преемственность Учения.
Такое название появилось не сразу. До Гампопы все учителя этой традиции обычно называли ее ╚линией практики╩ или ╚линией передачи шепотом╩ (букв. √ линия уха).
Первое из этих названий указывает на то, что здесь явное предпочтение отдается практике медитации. Действительно, хотя в школе Кагью всегда было много ученых, все же настоящую славу ей приносили йогины, которые медитировали и обретали два вида совершенств. Обычными совершенствами называют власть над первоэлементами (вода, земля, огонь, воздух и пространство) √ это дар ясновидения, умение летать, проходить сквозь стены и прочее. Такие достижения не являются целью практики √ напротив, это своего рода ее побочный продукт. Если уделять им особое внимание, ожидать их и т. п., то они становятся даже помехой в развитии. Высшие же совершенства √ цель практики √ это состояние Махамудры (Великой печати), т. е. способность ума естественно и без усилий покоиться в том, что есть, переживая все как единство блаженства и пустоты. Здесь это синоним Просветления.
Второе название √ ╚линия передачи шепотом╩ √ отражает особую доверительную близость ученика и учителя, а также сокровенность передаваемого знания.
Понятие ╚тайный╩ в Алмазном пути имеет, по меньшей мере, два значения. Во-первых, поучения намеренно ╚хранятся в тайне╩, то есть передаются в строгой секретности, и ученик обещает не разглашать никаких подробностей, скрывая даже имя своего Йидама и многое другое. Более того, часть поучений всегда передается только устно, она просто не должна записываться. ╚Никто не смеет полностью записывать то, что преподано изустно, поэтому я записываю только то, что преподает и разрешает записывать мой Учитель╩, √ говорил в XVII веке Кьемед Дечен, комментатор песен Сарахи. При таком подходе оказывается, что некоторые очень важные сведения невозможно получить из письменных источников. Тантрический буддизм учит доверять в первую очередь не книге, но живому носителю опыта. Для обычного ума этот подход кажется противоречащим здравому смыслу, но тибетцы утверждают, что именно в нем и заключается самый, что ни на есть, здравый смысл. В результате практики Учение опускается с уровня головы на уровень сердца, то есть с уровня интеллектуального понимания переходит на уровень привычных, автоматических реакций, становится самим существом человека. Концептуальные вещи можно забыть, что-то случайно перепутать или намеренно исказить √ но целостная практика приводит к тому, что буддист просто постепенно становится Буддой. Тогда весь его опыт √ это опыт Будды, и это наиболее ценно.
Во-вторых, наивысшие поучения являются ╚тайными сами по себе╩: неподготовленному человеку ╚со стороны╩ тантра не откроет свой смысл, даже если он наизусть выучит ее текст. Для постижения смысла необходимо посвящение, устные наставления и сосредоточенная медитация под руководством учителя. Применять эти средства без такой подготовки √ все равно, что бежать кросс со сломанной ногой: упражнение, обычно весьма полезное, будет только во вред. Таким образом, вся эта секретность и ╚зашифрованность╩ обусловлена исключительно заботой о правильном развитии человека. Ведь высшие средства учат использовать на Пути все без исключения свойства и стороны ума, просвечивая их светом истины и преобразуя в мудрость.
Елена Леонтьева
Об авторе:
По образованию математик, приняла прибежище у Ламы Оле Нидала в 1992 году, путешествующий буддийский учитель с 1998 года. Живет в Москве. Учится в аспирантуре Института Востоковедения РАН. Тема диссертации ╚Марпа и история школы Карма Кагью╩
Вещи не такие, какими кажутся.Но они и не другие. Буддийский форум
 

Перейти на