Deutsch
Germany.ruГруппы → Архив Досок→ Биржа & Форекс

⚐ Форекс и Биржа ТРЕЙДИНГ / Теория и практика

29.03.15 10:19
Теория и практика трейдинга / разбираемся вместе
 
СерёгаФорекс старожил
СерёгаФорекс
в ответ СерёгаФорекс 29.03.15 10:12, Последний раз изменено 29.03.15 16:51 (pivoner)
Управляемость рынков - этюды о маркетмейкерах
Поговорим о маркетмейкерах, ибо это одна из ключевых фигур как на регулируемых, так и на внебиржевых рынках, зачастую из-за непонимания или неправильного понимания ее роли рождаются предположения, ряд из которых вполне реалистичны, мифы также встречаются.
Определения
Итак, определимся для начала, что мы понимаем под маркет-мейкером. Как следует из дословного перевода англоязычного термина, это «создатель рынка» то есть субъект, который своим обязательством покупать и продавать по определенным им публичным ценам формирует ликвидность на рынке, то есть по сути дела, создает основу для функционирования рынка того или иного актива.
В своем пособии для инвесторов SEC (Securities Exchange Commission, Комиссия по ценным бумагам США) функции маркетмейкера определяет так: Маркетмейкер – фирма, которая позиционирует свою готовность покупать и продавать определенные ценные бумаги на регулярной и непрерывной основе по публично котируемым ценам. По общему правилу, маркетмейкеры должны обеспечивать покупку и продажу отдельной бумаги (рынок которой они формируют) в количестве не менее 100 акций.
Терминология в отношении других рынков, само собой, претерпевает определенные видоизменения, но суть остается той же.
Как правило, для маркетмейкеров на определенных рынках либо сложившейся торговой практикой, либо актами регулятивных институтов или биржевыми правилами устанавливается еще и максимальный спред (разница между ценами покупки и продажи) определенного инструмента.
Маркетмейкеры на отдельных рынках, их преференции
На валютном рынке, в силу его внебиржевой природы, маркет-мейкер на этом рынке – это крупный, мирового масштаба банк, его статус определяется сложившейся торговой практикой, наличием весьма обширной клиентской базой и устоявшейся репутацией среди институциональных участников.
Это маркетмейкер де-факто. В этом случае это существенная часть как клиентского, так и собственно торгового бизнеса банка, и именно в этом и заключается преимущество – владение значимым объемом информации о денежных потоках. Так, в случае Deutsche Bank его доля в обороте валютного рынка колебалась от 15 до 25 процентов, что само по себе показательно.
Несколько иная ситуация в случае маркетмейкера на рынке акций, когда так называемый специалист (один или несколько) в обмен на обязательство о поддержании ликвидности по определенной бумаге, получает на эту бумагу в некотором смысле монополию и все сделки на соответствующей площадке проводятся с участием маркетмейкера. В числе преференций можно отметить существенное понижение торговых сборов для такого оператора, а зачастую при определенных условиях и участие в комиссиях, взимаемых биржей или торговой площадкой с других участников.
Наличие же монополии на бумагу подразумевает и наличие в распоряжении специалиста информации о приказах и (или) позициях в виде book (книга клиентских приказов и собственных позиций, которая показывает маркетмейкеру глубину рынка в соответствии с располагаемой им информацией).
На фьючерсных биржах по отдельным инструментам маркет-мейкер помимо связанных с торговой инфраструктурой решений, недоступных остальным участникам (сервисы, связанные с котированием, особые режимы биржевого аукциона), получает также и на порядки сниженные торговые сборы, а также особые требования к залоговому обеспечению.
Тут стоит отметить, что на ряде электронных биржевых инструментов, как правило, высоколиквидных, «официальные» маркетмейкеры отсутствуют как таковые.
То есть участники с очень высокими объемами торговли и коротким периодом удержания позиций, там, безусловно, имеются, но в силу особенностей организации торговли, официальный статус маркетмейкера на этих инструментах не присваивается никому, ибо без надобности.
Функции и мотивы маркетмейкеров
Непосредственно из определения маркетмейкера следует ряд практических выводов, первый и наиболее очевидный из которых – маркетмейкер рискует всегда своими деньгами, причем вне зависимости от финансового результата торговли своего клиента (контрагента).
Следующий вывод – основной доход маркетмейкера помимо курсовой разницы по краткосрочным торговым операциям, составляет спред. Это обстоятельство при внимательном рассмотрении указывает на то, что наивысшим интересом любого маркетмейкера является достаточно прогнозируемая краткосрочная конъюнктура на рынке, что позволяет ему с минимальными рисками реализовывать финансовый результат, вытекающий из спреда по определенному инструменту.
Основной и определяющей функцией маркетмейкера является регулирование ликвидности на рынке. Это его преимущество вытекает из его названия, ибо он устанавливает текущие цены по инструменту на рынке, причем со спредом между покупкой и продажей, который сразу же идет в его карман.
Но здесь следует учесть то обстоятельство, что у маркетмейкера помимо преимуществ есть и определенные обязательства – котировать инструмент непрерывно с ограниченным размером спреда. Это влечет за собой риски маркетмейкера, которые он принимает за свой счет при лавинообразных движениях, именно для того, чтобы на рынке инструмента, с которым он оперирует, поддерживалась приемлемая ликвидность.
Немного о мифах и как это выглядит на самом деле
Свойственная многим психологическая ловушка искать причины собственных неудач не в себе самом, а извне и попытки логического обоснования собственных зачастую ошибочных выводов, порождает разнообразные мифы о рынке и процессах на рынке. Cполна досталось тут и маркетмейкерам.
Итак, миф первый - алгоритм опустошения счетов трейдера всегда один и тот же. Маркетмейкер старается всеми доступными способами вынудить трейдера занять позицию на рынке, а затем инспирировать движение рынка к стоп-приказам толпы или к маржин-коллу, в зависимости от того, что быстрее наступит.
Степень подобной демонизации злобного маркетмейкера порой даже поражает. Действительно, если рационально действующий трейдер не имеет намерения открыть позицию, кто и как его может к этому принудить? Если же иметь в виду легко провоцируемую по части лёгкой наживы толпу, да, вполне реальные провокации. Известный рыночный принцип в отношении свиней и овец действует в этом случае безотказно.
Утверждение об адресности усилий маркетмейкеров (встречается и такое), умиляет вдвойне, только здесь стоит оценить трудозатраты на осуществление сего знаменательного процесса в соотношении с гипотетической выгодой.
Миф второй – сговор маркетмейкеров на систематической основе. Состоит в том, что маркетмейкеры якобы часто обмениваются информацией о позициях своих клиентов – трейдеров, что усиливает их общее преимущество перед толпой.
На реальном рынке существует некоторое число совершенно независимых маркетмейкеров, связь между которыми заключается лишь в том, что все они выполняют одни и те же функции на рынке, притом нельзя оставить без внимания то обстоятельство, что они же являются и очень жесткими конкурентами на рынке.
Относительно обмена информацией – вариант очень и очень сомнительный, ввиду незаконности сего действа. Да, "утечки" бывают, но не о позициях клиентов и не о их приказах, а об отношениях «дружбы на сегодня», когда маркетмейкер сообщает своему коллеге-конкуренту желательный для него сценарий игры по инструменту.
Впрочем, эта «дружба на сегодня» совершенно не препятствует завтра им вновь встать по разные стороны рынка и работать завтра друг против друга, в зависимости от тактических интересов.
Миф третий - о маркетмейкерах как охотников за стопами и разорителями несчастных трейдеров. Значительную и незаслуженную популярность приобрела идея целенаправленной деятельности маркетмейкеров как разорителей трейдеров и охотников за стопами широкой толпы (преимущественно мелких участников).
При этом аргумент о том, что на рынке 95% неудачников и выигрывать суждено лишь 5% профессионалов, преподносится как основополагающий и вполне на первый взгляд обоснованный, если бы не один немаловажный аспект.
Никто не мешает никому стать профессионалом или по возможности хотя бы приблизиться к профессиональному уровню.
Почему-то никому с навыками новичка-автолюбителя не приходит в голову участвовать в спортивных автогонках, ведь шанс оказаться на небесах куда как выше и радикальнее, чем 95%!
Никто не призывает людей, никогда в жизни не державших в руках карты, играть на деньги против профессиональных картежников, там ведь шансы наверняка никак не выше, чем у 95% на рынке?
Эти очевидные примеры можно разнообразить сколь угодно долго, однако в каждом случае мы приходим к постулату о том, что нельзя заниматься серьёзными вещами на принципах дилетантства, будучи мотивированным исключительно жаждой быстрой и лёгкой наживы.
И маркетмейкеры тут играют как раз роль той самой пресловутой щуки в отношении карася. Небезызвестная в природе функция санитара.
Другой аспект состоит в том, что маркетмейкеры зарабатывают на спрэде - это их гонорар и гонорар весьма немаленький, стоит лишь взглянуть на среднедневной объем по соответствующему инструменту и наиболее типичный спред. Даже небольшая часть спреда приводит к весьма и весьма существенным цифрам, и это при соответствующих рисках.
Будет принципиальной ошибкой считать, что среди проторгованного за день по ликвидным инструментам объема порядка 90 процентов принадлежали дилетантам. Да, дилетанты были, но отнюдь и далеко не в таком количестве.
Теперь просто оценим – какой смысл маркетмейкеру, резко меняя котировки, гоняться за стопами небольшой кучки дилетантов с целью копеечного по сравнению со спредом заработка, но при этом получить претензии по исполнению от своих прайм-клиентов и других операторов, конъюнктура для которых оказалась подпорченной. Может быть, проще ориентироваться на спред, как на основной источник пополнения кармана?
Безусловно, если мы находим монетку на асфальте, и никто не видит, вариант подобрать или не подобрать сугубо в плоскости личных пристрастий. Аналогично и маркетмейкер, но это отнюдь не система и отнюдь не главное в его деятельности.
При правильной оценке функций и мотивов маркетмейкера вполне здравым представляется вывод о том, что работа маркетмейкера заключается не в открытии у себя счетов, и не целенаправленном грабеже трейдеров, а в регулировании и поддержании ликвидности на рынке.
Следующий миф – о прямой и непосредственной антагонистичности интересов маркетмейкера и трейдера, заключающийся в том, что если маркетмейкер не будет играть против трейдера, то он разорится. Этот миф развивается до масштабов образа абсолютных врагов на рынке для этих категорий участников.
Да, маркетмейкер всегда торгует против трейдера в качестве opposite side, и тут конфликт интересов налицо, но делает он это в спреде. Относительно враждебности интересов, то на рынке все между собою враги, исходя из целей появления на этом самом рынке.
И здесь надо повториться, что задача маркетмейкера – поддержание ликвидности, которая по силам только им, и исходя из этой задачи, торговать приходится много и часто, но на очень недолго. Также следует помнить о том, что у маркетмейкера нет фиксированного спреда, - последний зависит от объема сделки и от текущей ситуации на рынке, ибо это основополагающий принцип регуляции ликвидности.
Бесспорно, маркетмейкеры ориентированы на обувание других участников, но только на своей территории. Территория их, в общем и целом известна – спред. Так просто не суйтесь туда, ибо варианты стать пищей маркетмейкера многократно улучшаются, невзирая на профессионализм и прочее.
Ключевой аспект при эксплуатации торговых систем, заточенных на краткосрочные и высокочастотные сделки, ориентированные на скальпинговые техники, состоит в том, что в этом случае мы вступаем на территорию жизненных интересов маркетмейкера со всеми вытекающими.
Даже когда подобные техники применяются на биржевых рынках по инструментам, по которым «официальных» маркетмейкеров не назначено, надо отдавать себе отчет в том, что мы вступаем в битву с высокоскоростными роботами, и реалистично оценивать перспективы победы на этой территории.
И в заключение. В свое время меня впечатлила книга Льюиса Борселино. Граалей и рецептов обогащения там, естественно, не найдётся, книга дает намного более важную вещь – описывает, что такое маркет на самом деле.
Шелиханов Андрей
 

Перейти на